21 - 27 декабря 2005   № 1801 (46) Издается с 1990 г.
«Уроки» на будущее
На Всероссийский конкурс «Лидер в образовании» был представлен проект стратегического плана модернизации образования в Астраханской области. Область оказалась победителем.

Хотелось бы знать, какие шаги уже предприняты для осуществления этого плана, какие есть подвижки, результаты и какие возникают проблемы, учитывая, что сегодня развитие образования - один из национальных проектов? Этот вопрос был задан министру образования и науки области Виталию ГУТМАНУ.

- Во-первых, мы сформулировали положение о качестве образования при эффективном использовании ресурсов не спонтанно, не «взяли его с потолка» - это прописано в концепции модернизации российского образования.

Во-вторых, сформулировали это не просто как лозунг, а как первоочередные задачи, мы убеждены, что именно реализация всех тех мер, которые предлагаются, не может не привести к достижению поставленной цели. С января 2006-го вся область переходит на подушевое финансирование. Пока в системе общего образования. Со следующего года - в системе начального профессионального и дополнительного образования, здесь несколько другие схемы, но принцип тот же. Мы отработали со всеми муниципалами объемы, механизмы, в законе о бюджете области отдельная статья прописывает субвенции, уже исходя из методики расчета нормативов. У нас восемь коэффициентов, учитывающих специфику малокомплектных, крупных школ, гимназий, лицеев и даже работу с индивидуально обучающимися. На будущий год, применяя эти восемь коэффициентов, с цифрами в руках можно доказать, что объем финансирования не только не уменьшился, но увеличился. Эту модель мы будем отрабатывать в течение года.

Если все пойдет так, как задумано, то с 1 сентября 2006 года в районах области будут открыты ресурсные центры - школы третьей ступени. Хочу еще раз подтвердить: везде сохранятся начальные и основные школы. Везде.

Наша принципиальная позиция: эксперимент будет проводиться с учетом местных особенностей - только там, где есть приличные дороги, только при обеспечении ресурсных центров современным оборудованием, современными технологиями и педагогическими кадрами. Более того, за счет федерального бюджета для развития только сельских ресурсных центров-школ будут привлечены весьма солидные средства, счет идет на десятки миллионов. Это даст результат.

- А какую школу считать хорошей?

- Мы одни из немногих в России провели и опубликовали рейтинг школ. Это вызвало интерес даже на уровне Совета Федерации. По 60 показателям мы собрали информацию о том, что происходит в системе образования.

Результаты не для всех приятны. Эту информацию мы направили главам администраций. Более того, информация открыта для родителей. Они задумываются: если наши дети не получают качественных знаний, то надо забирать их из этой школы? Когда деньги идут за учеником, у школ появляется реальный финансовый стимул работать лучше. Проблем очень много и пока все их мы решить не можем. Но то, о чем я сказал, - реально запущено.

- Недаром говорят, что село без школы, что церковь без креста. Одно из предложений по реорганизации системы образования - подушевое финансирование и создание образовательных округов. При обсуждении проекта это вызвало нарекание у людей, знающих положение дел в образовании не понаслышке. Какие шаги сегодня предпринимаются, чтобы и качественное образование дать, и селу не навредить?

- Эксперимент по образовательным округам начинается с февраля будущего года. Меня удивляет та полемика, которая развернулась вокруг этого вопроса. Я ожидал, что больше нареканий будет по реструктуризации или по душевому финансированию. Округа - это чисто экономическая, управленческая проблема. Законодательство сейчас такое, что я, министр образования, не несу никакой ответственности за общее образование. Более того, 122-й и 131-й законы о разграничении полномочий гласят, что общее образование - это прерогатива органов местного самоуправления. И сельского, и городского. Министерство дает школе деньги на зарплату и на учебные расходы, т.е. определенную сумму для организации учебного процесса каждого ученика.

Больше ни на что тратить деньги я не имею права, более того, если я это сделаю, меня могут обвинить в нецелевом использовании средств.

- Где-то уже проходил такой эксперимент?

- В Самаре, Сибири, Чувашии.

- А итоги?

- Есть плюсы, есть минусы.

Разговоры о том, что закрываются школы - умирает село, - это миф. Да это было лет 20 - 30 назад. Представьте любое небольшое село. Был там когда-то колхоз - теперь нет. Нет работы. Неважно, есть там школа, нет ее, люди ищут работу и уезжают из села. Самая мобильная, конечно, молодежь, она уезжает самой первой. Но там, где есть дети, мы предлагаем оставить девятилетку. А если старшеклассники по причине отдаленности от ресурсных центров или от бездорожья не смогут добираться в современную школу, там и одиннадцатилетки оставим.

Но разве плохо учиться в хорошей школе - ресурсном центре, где для ученика информационные технологии, замечательные учителя, где для его развития есть кружки, секции, где он получает качественные знания и возвращается потом в свое село.

- А сельский учитель сегодня - это престижно?

- Сегодня сельский учитель - профессия непрестижная. Хотя на селе это высокооплачиваемая профессия. Учителя, особенно сельские, - святые люди. Не секрет, что в сельских школах отсутствуют педагоги по некоторым профессиям. Поэтому и создаем центры, где будут и все учителя, и условия для учебы, и будем возить туда детей для их же блага. Большинство родителей это понимает. Пока это выход. Но есть и другой путь - насыщать эту свободную нишу рынка. Мы годами в университете выпускаем учителей всех профилей, их немало. Но кто приехал работать в прошлом году в село? Никто.

Но вот в этом году в сельскую школу пришло 62 выпускника - немного, но и немало, хотя потребность значительно больше. Почему пришли? Я убежден, только потому, что была губернаторская поддержка в 10 тысяч рублей. А недавно на Правительстве обсуждалась программа развития жилья на селе, 30% стоимости будет платить семья, остальное - государство. Такая программа уже три года работает, побольше бы ей поддержки.

Сегодня мы создаем группу по разработке отраслевой системы оплаты труда. Будем закладывать идеи, стимулирующие молодежь работать в селе.

Кроме того, мы и по национальным проектам активно работаем, и неплохие деньги пошли из федерального бюджета на поощрение лучших учителей. На будущий год около восьмидесяти учителей получат по 100 тысяч рублей.

- Министерство образования России предполагает увеличить количество регионов, где будет проводиться ЕГЭ. Мы знаем, что вы тоже приверженец единого госэкзамена.

- Почему я сторонник ЕГЭ? Объясню. Может быть, это несколько грубовато прозвучит, но мне, просто как человеку, всегда стыдно становится, когда я вижу, как родители, не самые богатые, соревнуются, какой класс лучший стол накроет на экзаменах. А при ЕГЭ - этого нет, компьютер - «товарищ объективный», подарков не берет.

К вопросу о знаниях. Действительно по отдельным предметам они снижаются. Но это вопрос не к учителю, а к чиновнику. ЕГЭ беспристрастно выявляет качество знаний. Кстати, кроме обязательных, в этом году увеличится количество предметов, которые можно сдавать по выбору.

- Каким образом государство вкладывается в развитие профессионального образования. И вкладывается ли вообще?

- Ситуация этого года была очень сложной, потому что федеральные власти передали НПО регионам в конце прошлого года, без денег, когда бюджеты были уже сверстаны. Год мы прожили тяжело и содержали систему НПО (а это более двадцати училищ и лицеев) за счет всей финансовой образовательной сети. Но даже при этой ситуации мы начали серьезные структурные преобразования.

В течение полугода мы перейдем к общественно-государственному заказу. Более того, через год, может, чуть позже, откроем губернские колледжи. Это эксклюзивные учреждения в сельских районах области. Ребенок приходит сюда после 8-го класса, получает основное среднее образование, там же получает начальное профессиональное образование. А желающие - еще и среднеспециальное по профессиям, которые нужны региону или району.

- Какие у вас «уроки на завтра»? Что вас беспокоит и какие вопросы будете решать в ближайшее время?

- Что беспокоит, так это противоречия в законах № 122 и № 131 о разграничении полномочий и нечеткость национального проекта образования. Проекты не конкретные, и как их будут реализовывать, пока непонятно.

Очень беспокоит сопротивление ряда муниципальных работников образования тому, что предлагает министерство. Полагаю, что оно вызвано боязнью потерять власть и рычаги управления, в том числе и экономические.

Но больше всего беспокоит пассивность родительской общественности. Мы только что расформировали один колледж, который работал без лицензии, т.е. учащиеся остались бы без дипломов. Почему же никто не волнуется о качестве знаний своих детей, кто их будет учить, есть ли у учебного заведения лицензия, на какой срок? Но как только у нас появится механизм, думаю, мы с негативом справимся пусть не на все 100 процентов, но будем стараться.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©