21 - 27 декабря 2005   № 1801 (46) Издается с 1990 г.
Когда же кончится очередь
Правительство приняло новую редакцию федеральной целевой программы «Жилище»
Сейчас состояние коммунальной сферы благополучным назовет лишь законченный оптимист. По данным Министерства регионального развития (Минрегион), в настоящее время в очереди на улучшение жилищных условий стоит около 4,5 млн. семей, 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями, а каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Принятая программа «Жилище» должна стать локомотивом национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Ни Президент, ни Правительство с таким положением дел категорически не согласны, поэтому в следующие 5 лет действия программы будет израсходован 1 трлн. 250 млрд. рублей, что само по себе впечатляет. При этом нагрузка на федеральный бюджет составит 500 млрд. руб., а это в 5 раз больше, чем было заложено несколько лет назад в первоначальном варианте программы.

Основная идея переработанной версии состоит в желании Правительства не жестко регулировать рынок, а стимулировать его и направить финансовые средства из бюджета в нужном направлении: Минрегион предлагает создать условия для увеличения объемов возводимого жилья, прежде всего за счет совершенствования рыночных механизмов. При этом в последнее время наблюдается устойчивое превышение спроса над предложением на рынке жилья, отчасти благодаря монопольному положению застройщиков на рынке, работающих в тесной связке с местными властями. Как Минрегион будет увеличивать предложение, не совсем понятно: монополистам-застройщикам выгодно как раз наоборот сохранять прежние объемы строительства, и создавая искусственный дефицит, получать сверхприбыль.

Уже с 1 октября по инициативе Федеральной антимонопольной службы земельные участки под строительство жилых домов распределяются исключительно по конкурсу. Минрегион же предлагает субсидировать застройщиков при создании на строительных участках коммунальной инфраструктуры и предоставлять государственные гарантии по банковским кредитам на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой.

Принципиально изменится схема предоставления государственной помощи молодым семьям. Ранее действовала странная схема субсидирования государством 18 квадратных метров в случае рождения ребенка. То есть молодая семья должна была на собственные средства приобрести квартиру, родить ребенка и после этого могла рассчитывать на получение субсидии, рассчитанной исходя из стоимости 1 квадратного метра, установленной Правительством специально для расчета субсидий, а не из рыночной стоимости. Как правило, стоимость субсидируемого государством квадратного метра была в 2 раза ниже рыночной. Естественно, что молодых семей, которые способны самостоятельно приобрести жилье, набралось не так уж и много.

В новой версии программы субсидия молодым семьям будет представляться на погашение первого взноса при получении жилищного ипотечного кредита. Молодые семьи могут рассчитывать на субсидию в размере 40% стоимости стандартного жилья, при этом по рыночной стоимости. Предполагается, что 10% стоимости за молодых внесет федеральный бюджет и 30% региональный и местный бюджеты. Не слишком большое обременение для федерального бюджета и значительное - для региональных и местных, что увеличивает риск срыва программы. Но за национальными проектами будут следить с таким пристальным вниманием, что ни один из региональных руководителей не осмелится их сорвать. Неудовлетворительная работа по реализации национальных проектов для губернаторов будет означать политическую смерть. Правительство считает, что в результате реализации программы будут обеспечены жильем 100% молодых семей. Правда, при этом почему-то считает, что молодых семей в России 250 тыс., а не 4 - 5 млн., как на самом деле. Выходит, опять помогут лишь избранным.

Еще одна проблема с молодыми семьями в том, что внутренние миграционные потоки стремятся в сторону крупных городов. Однако задекларированная в России свобода передвижения и выбора места жительства с процессом обязательной регистрации не позволит многим молодым семьям получить субсидию и приобрести жилье по фактическому месту проживания, а не по месту официальной регистрации. Но это проблема не столько реализации подпрограммы, сколько проблема системы регистрации, мало изменившейся с советских времен.

Основной упор чиновники делают на создание в стране доступной и недорогой ипотеки. Для этого выделяются средства на увеличение государственных гарантий и капитализации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Кроме того, в планах правительства разработка правил обращения ипотечных ценных бумаг. Однако примечательно, что рынок среагировал еще раньше. Совсем недавно ЦБР зарегистрировал выпуск облигаций, дополнительным обеспечением по которому является залог прав закладных по ипотечным кредитам. Конечно, это еще не полноценные ипотечные ценные бумаги, но само стремление рынка к использованию такого рода инструментов не может не радовать. А если рынок и государство стремятся к одной цели, пусть и разными путями, значит, что доступного жилья граждане России могут дождаться.




 
В ОЖИДАНИИ ГОДА 2007-го
Следующий кризис, который ждет Россию, будет банковским. Повторения «дефолта» общественность ожидала уже через год после августа 1998-го, но он не наступил ни тогда, ни сейчас. Экономисты с важным видом поправляли: дефолта как такового не будет, но какой-нибудь кризис будет обязательно - железный закон мирового развития, понимаешь. Согласно экспертным оценкам зарубежных и отечественных аналитиков, следующий кризис у нас непременно должен быть банковским. И вот появился прогноз с указанием конкретных сроков.

Автор - Алексей Ульянов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©