21 - 27 декабря 2005   № 1801 (46) Издается с 1990 г.
Вот такие «Золотые дети»
В Государственном Историческом музее сложилась традиция открывать перед праздником Рождества выставки, посвященные детям. На этот раз никто не ожидал такой редкой, яркой и необычной экспозиции под названием «Золотые дети». Это детский европейский портрет XVI - XVII веков. Он представлен перед нами, как яркий исторический документ из жизни детей коронованных особ. Эта коллекция из собрания Фонда художников Янник и Бена Якобер экспонируется в Москве впервые.

Эти художники не только собрали очень редкую замечательную коллекцию, но и сделали ее доступной для любителей искусства, разместив в музейном здании на острове Мальорка. Сегодня это часть культурного наследия Испании. Мы можем ознакомиться с 56 портретами детей, живших в прошлых веках в Австрии, Нидерландах, Германии, Франции, Италии, Испании, Польше. Более того, это не только простые дети, а известные исторические лица. Причем, эти портреты-документы имеют совершенно особенный ракурс.

- Эти портреты представляют собой предысторию большой европейской истории четырех столетий, - рассказывает директор ГИМа Александр Шкурко. - Мы имеем возможность вглядеться в юные лица и попытаться угадать зарождение характеров, от которых во многом зависели судьбы европейских народов. Увидеть будущих союзников и противников, проследить жизнь династий. Правда, не менее интересны и портреты детей, не принадлежавших к высокопоставленным кругам. В них яснее всего ощущается идеал, к которому было направлено воспитание ребенка в прошедшие эпохи.

Произведения, собранные четой художников, лишены поверхностного взгляда на детскую модель, они глубинны и значительны. Кажется, что в глазах многих детей скрыта какая-то тайна, пусть маленькая, но поднимающая его в глазах окружающих. Во многих портретах присутствуют атрибуты монаршей власти или принадлежности к высшему обществу. Так, в портрете императора Иосифа работы Мартина ван Мейтенса-младшего «парящая» поза ребенка и драгоценные ткани на нем, золоченое кресло помогли создать возвышенный образ.

Специалисты считают: для придворного портрета того времени важно то, что художники могли прорваться сквозь условности, передать трудности взросления детей «голубых» кровей, к которым с малолетства предъявлялись строгие требования. Становление характера этих «маленьких взрослых» лучше всего проявилось в портретах Людвика XIII, принца Фридриха Германа Гогенцоллерн-Хехингенского, Иоганна Зайрлинга и других. В некоторых работах есть ощущение избранности, как, например, на портрете Анны Австрийской, происходящем из мастерской Пантохи де Круса. Юная строгая красавица изображена в красном платье с драгоценными камнями и с крестом в руках. Тут и внутренняя сосредоточенность, и возвышенное состояние души.

А вот Каролина Матильда, которая родилась девятым и младшим ребенком Федерика, принца Уэльского и Августы Саксен-Готской, жила недолго. Жизнь ее была к тому же трагична и необычна. В возрасте 15 лет ее выдали замуж за кузена Кристиана VII Датского, несмотря на то, что он был душевнобольным. У нее родилось двое детей, одна из них - принцесса Луиза Августа. Но была ли она дочерью датского короля, неизвестно. Потому что у Каролины был роман с личным врачом, Иоганном Штруэнзее. Он стал государственным министром, но его радикальные реформы вызвали недовольство двора. Он был арестован и обезглавлен. А Каролина изгнана из Германии, и королевский брак признали недействительным. И таких увлекательных историй, связанных с портретами, много.

Детский портрет сам по себе - одна из привлекательных тем в истории европейского искусства, она открывает перед нами трепетные грани этого жанра. А портреты детей, принадлежавших к аристократическому роду, дополняют в собрании Фонда Янник и Бена Якобер работы талантливых мастеров наивного искусства, изображающих детей, далеких от придворной жизни. Тут много свежести и непосредственности восприятия. Во многом помогает живописцу и фон пейзажа, и изображение птиц, собак и других животных.

За различными творческими индивидуальностями авторов портретов можно увидеть собирательный образ идеального ребенка - целостной личности без слабостей и капризов. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Главное, что перед нами впервые предстало редчайшее собрание полотен прошлых эпох, авторы которых сумели воспроизвести особенный мир особенных детей, сочетая на полотнах штрихи собственной манеры с элементами изображения придворного портрета далеких времен, причем, детского портрета, что накладывает на них свои обязательства и большую ответственность.




 
ПИРАТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ
Хорошая книга - всегда радость. А если она связана с добрым волшебником Роланом Быковым, то радость вдвойне. Но на этот раз вышедшая в свет книга огорчила многих. «Меня просто обокрали», - сказала артистка Елена Санаева. И была совершенно права.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©