14 - 20 декабря 2005   № 1800 (45) Издается с 1990 г.
Реликвии и миражи
До сих пор эта женщина очень многим не дает покоя. И сотням литературоведов, ну и, конечно, многочисленным охотникам за сенсациями и сплетнями. Давно уже ее нет на свете, прах этой фантастической женщины по ее завещанию был развеян над полем в Переделкине - она не хотела, чтоб ее могила подвергалась надругательствам. Невероятно, поразительно привлекала людей талантливых, и до самой смерти ей поклонялись молодые люди. Сегодня все более понятно, что она вошла в историю не только как муза Маяковского, но и как одна из наиболее ярких фигур в культурной жизни СССР. Наверное, уже стало понятно, что речь идет о Лиле Брик.

И что только ни делали, чтобы вытравить ее память. Закрывали музей в Гендриковом переулке, рассыпали уже готовые наборы переписки с Маяковским. Письма, которые он заканчивал своим ласковым прозвищем «Твой Щен», увидели свет уже после перестройки. Вымарывали посвящения ей из собраний сочинений «первого поэта революции», запрещали выступления. Но все равно она оставалась легендой. Одной, единственной и неповторимой.

Лиля Юрьевна умудрялась жить красиво в самые некрасивые годы. Она обожала делать подарки и сама очень любила, когда ей дарили то, что было красиво. Картины, украшения, ожерелья.

Сейчас мало кто помнит, что именно благодаря ей был вытащен из тюрьмы Параджанов, что благодаря ее рекомендации множество поэтов и писателей, чьи имена сегодня произносятся с придыханием, были впервые опубликованы. Что в ее дом все время приходили люди, согревавшие холодную эпоху советских времен.

Она не мыслила себя без гостей. И, конечно, очень любила своих родных, одной из которых и стала дочь знаменитого таллинского собирателя и мецената Юлиуса Генса Инна. Привел ее в легендарный дом Лили Брик Василий Васильевич Катанян. Привел и представил: «Я нашел свое счастье».

Сейчас, когда его нет уже несколько лет, все больше вырисовывается масштаб личности этого уникального человека, чью фамилию его ближайший друг Эльдар Рязанов беспрерывно вставлял в сценарии своих фильмов.

Режиссер-кинодокументалист, автор фильмов о Майе Плисецкой, Аркадии Райкине и Анне Ахматовой, сын последнего мужа Лили Брик, он вместе с Инной Генс разбирал бумаги и архивы Лили Юрьевны, передавал их на хранение в Российский Государственный архив литературы и искусства. Элегантный, совершенно не советский по своему облику, человек поразительного благородства, Василий Васильевич в последние годы жизни узнал наконец славу. Она пришла к нему вслед за выходом в свет его воспоминаний, которые стали огромным событием в русской мемуаристике ХХ столетия.

После кончины Катаняна Инна Юлиусовна подготовила к изданию его дневники, затем неизвестные записки Лили Брик, книгу Василия Васильевича о Параджанове. В основном эта работа велась руку об руку с нижегородским издательством «ДЕКОМ», главный редактор которого Яков Гройсман и убедил Инну Генс работать не только как автор предисловий и составитель, но и написать свою собственную книгу. Слава Богу, и интересных людей, и запоминающихся событий в ее жизни было более чем достаточно.

Инна Генс-Катанян выбрала для своей книги название «Дома и миражи», потому что яркая жизнь ее близких удивительным образом не совпадала с эпохой, которая им выпала.

Перед читателями разворачивается огромная панорама судеб и событий, увиденных сквозь призму вещей, произведений искусства, связанных с теми, кого встречала автор на дороге судьбы. Картины, коллажи, безделицы, уникальные книги и автографы - обо всем этом Инна Юлиусовна пишет очень точно и легко. Недаром она в свое время написала несколько книг по истории японского кинематографа.

Отдельная часть книги посвящена истории семьи. Судьбам отца, матери, братьев и сестер, живших в роскошном доме в Таллине во времена «буржуазной Эстонии» и в одночасье потерявших все. Некоторые ее родные были расстреляны в гетто, другие, как, к примеру, отец, избежав фашистского концлагеря, оказались в сталинском. Его огромная библиотека, конфискованная гитлеровцами, казалось, пропала навсегда, в конце концов оказалась в Белоруссии, в собрании Академии наук.

Подробно, до мельчайших деталей вспоминает Инна Юлиусовна эстонскую жизнь, гимназию, родных и близких. Светлая память и грусть обо всех этих таких разных, но, безусловно, порядочных людях буквально пронизывает эту удивительную книгу.




 
НЕПРИКАЯННЫЙ МУЗЕЙ
Прекратил свою работу единственный в России Государственный музей кино. Может быть, временно, а может быть, навсегда. Если государство не вмешается в критическую ситуацию, то ждать помощи больше не от кого. Музейные работники все-таки надеются на лучшее. А что им еще остается?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©