07 - 13 декабря 2005   № 1799 (44) Издается с 1990 г.
Николай Азаров:
Украину ждет работа над ошибками
Украинская Партия регионов все увереннее набирает политические очки. По последним опросам, ее рейтинг превысил 25%, что делает Партию регионов безусловным лидером начавшейся избирательной кампании. Об ошибках новой власти, а также о путях решения многочисленных социально-экономических проблем «Российским вестям» рассказал глава политического совета Партии регионов Николай Янович АЗАРОВ.

- Экономическая ситуация в Украине за 2005 год резко ухудшилась. В чем вы видите основные причины?

- В бессистемном, некомпетентном управлении. Нынешняя власть делала разумные заявления и обещала правильные действия. Однако очень скоро мы убедились, что между декларациями и действиями новой власти принципиальный разрыв. Многое из того, что декларировалось в 2005 году, осталось нереализованным, утонуло в некомпетентности аппарата и так называемых «политназначенцев», которые занимали и занимают руководящие посты на уровне министров.

- Значит, дело в том, что новые власти не смогли выстроить свою систему управления?

- То, что произошел демонтаж профессионально успешной системы управления, очевидно. Были уволены не только все высшие руководители. «Метла» перемен прошлась по среднему звену и даже по низшему звену управленческих кадров. На их место пришли какие-то новые люди. При этом 30% из новых назначенцев - даже на уровне глав администраций - имеют проблемы с законом. Это либо криминальное прошлое, либо отсутствие образования, поддельные дипломы и т.д. Я не говорю о том, что из новой волны высокопоставленных назначенцев трудно назвать специалиста, деловые качества которого были бы признаны, кто имел бы успешный опыт и авторитет. Многие руководители, даже на уровне министров, люди случайные. И после этого мы хотим, чтобы министерства реализовывали серьезные программы.

- Чем обернулись для Украины такие кадровые эксперименты?

- Итог неутешителен. В Украине нет стабильного политического и экономического климата, что является самым главным негативным фактором как для отечественных капиталов, так и для иностранных компаний. Как бы ни ругали правительство В.Януковича, но иностранные инвесторы отмечали, что стабильность и предсказуемость действий власти позволяла им приспособиться к украинскому законодательству, пусть и имеющему недостатки. В 2005 году ситуация изменилась. Правила стали меняться хаотично. Зачастую высшие руководители страны делают взаимоисключающие заявления. Например, недавно президент сказал, что в Украине снизят налоги. И одновременно в этот же день и на этой же конференции премьер-министр говорит о том, что ожидать изменения в налогах в 2006 году не стоит. Следует ли после этого ожидать улучшения инвестиционного климата?

- Чем вы можете объяснить такие провалы?

- Ответ очевиден. Популизм и непрофессионализм. Прошел год, а успехов нет. Напротив, очень много сделано вопреки здравому смыслу. Нынешняя власть наделала очень много ошибок, и многие из них носят трудноисправимый характер. А дело ведь не в имидже высших должностных лиц, совершающих очевидные нелепости, а в имидже государства, где такая власть.

- На какой рост экономики Украина может рассчитывать в следующем году? По крайней мере, какие есть варианты?

- Пессимистический сценарий - нулевой рост экономики. Или даже спад. Это если у «руля» государственного управления останутся прежние персонажи. Оптимистичный - 6 - 7%. Это труднодостижимый, но возможный результат. Для этого необходимо будет реализовать антикризисную программу действий.

- Будете ли вы пересматривать бюджет 2006 года?

- Если он будет принят в предлагаемом виде, а в новом Правительстве у нас будет возможность это сделать, то мы его пересмотрим. В проекте бюджета 2006 года нет приоритетов. Нет бюджета развития как такового. Бюджет не сбалансирован, нереален по доходам. В нем декларируется рост ВВП в 7%, но не показано, за счет чего это произойдет. Он также не решает ни одной из острейших проблем самодостаточности Пенсионного фонда.

- Поделитесь секретом, как можно разрабатывать бюджет на следующий год, если не известна цена на природный газ?

- А вы знаете такой секрет? Вообще-то для меня это тоже неизвестно. Видимо, все цифры взяты с потолка. Это только законченные профаны могут думать, что определить цену на газ можно и после определения макроэкономических показателей, после пропорций бюджета. На самом деле цена на газ потащит за собой цену на электроэнергию, цены на металл, на жилищно-коммунальные услуги и так далее. Поэтому бюджет следующего года непрофессиональный, непросчитанный. Его нельзя было рассматривать до определения цены на газ.

- Можете дать прогноз цены на газ, о которой в конечном итоге договорятся Россия и Украина?

- Как мне кажется, 100 долл. за тысячу кубометров уже не будет. Будет выше. Если Туркменистан установил цену на газ в размере 60 долл. за 1000 кубометров, то с учетом транзита окончательная цена в Украине уже будет выше 100 долл. Естественно, Россия не будет продавать газ дешевле, чем Туркменистан.

- А какую цену на газ выдержит украинская промышленность?

- Для разных отраслей украинской промышленности эта цифра различается. Поэтому отвечу на примере химической промышленности. Цена в 100 долл. за 1000 кубометров является для украинских химиков предельной, критической. Если она будет выше, производство нужно сворачивать. Пока Украине благоприятствует высокая мировая цена на аммиак, что связано с временной остановкой производства в США. Однако очень скоро цена на аммиак снизится. В итоге у предприятий химической промышленности резко упадет рентабельность. Они будут вынуждены сокращать производство. И это в лучшем случае. А если цена на газ будет еще выше?

- В чем, по вашему мнению, причина обострения российско-украинских отношений в такой важной для двух государств сфере, как газовая?

- Основная причина заключается в том, что на ответственейшие должности в газовой отрасли были назначены некомпетентные люди и откровенные русофобы. Для них Россия представляется империей, которая только и ждет момента, как бы проглотить Украину, сделать ей пакости. При таком подходе нельзя ожидать нормальных переговоров с российскими государственными деятелями. Почему Россия должна идти на уступки, если она вынуждена общаться с непрофессиональными чиновниками, которые руководствуются неизвестно какими интересами? Ведь это даже не национальные интересы Украины! Между тем уступки, на чем настаивают сегодня власти Украины, делаются в атмосфере взаимного уважения и учета интересов друг друга. Такой формат был заложен в соглашении о газотранспортном консорциуме, вызывавшем заинтересованность России в нормальной эксплуатации украинских трубопроводов. В свою очередь, Украина была заинтересована в том, чтобы Россия прокачивала свой газ через украинскую территорию, а не искала обходных маршрутов в Европу. Сегодня украинское руководство исходит из другой позиции. Мол, никуда Россия не денется, она должна прокачивать газ в Европу только через украинскую газотранспортную систему. Мол, кран перекроем - и Россия будет вынуждена пойти на поклон. Такой шантаж (обращенный, кстати, не только в сторону России, но и Европы) может дать краткосрочный эффект. Если Европа не вмешается в ситуацию, то Россия может пойти на определенные уступки. Но она пойдет ровно на столько, сколько времени ей потребуется, чтобы решить вопрос альтернативной поставки газа в Европу. Уверен, Россия найдет ресурсы и в кратчайшие сроки построит газопроводы.

- И чем это грозит Украине?

- В этом случае на газотранспортной системе Украины можно будет поставить крест. Кроме этого, возникнет проблема дефицита поставки газа в Украину. Никто нам в таких объемах (десятки миллиардов кубометров) его не поставит. А Россия сможет установить нам любую цену. Следует учитывать, что в настоящее время в мире складывается тенденция: цена на газ может возрасти до невероятных величин. Например, до 450 долл. за 1000 кубометров. Ответственные политики должны понимать, что цена в 200 долл. для Украины является убийственной. Металлурги и жилищная сфера не выдержат. Уже к концу 2005 года мы будем иметь во внешней торговле отрицательное сальдо в 1 млрд. долл. А если цена газа вырастет, то нам элементарно нечем будет платить. Однако из нынешних украинских провластных политиков никто не думает о том, как нынешняя жесткая позиция на переговорах с Россией скажется через год, два, три.

- Многие украинские эксперты говорят о нереальности планов вступления Украины в ВТО в 2005 году, в то время как В.Ющенко не теряет надежды присоединиться к этой организации еще в текущем году. Не могли бы вы прояснить ситуацию?

- Когда украинские руководители бодро заявляли, что в декабре 2005 года мы будем вступать в ВТО, то они полностью игнорировали реалии работы Секретариата ВТО. Вступление в декабре означает, что рабочая группа этой организации должна была рассмотреть отчет Украины в ноябре. К этому моменту должны были быть подписаны все протоколы. На сегодняшний момент не подписано 9 протоколов с ключевыми странами. Среди них США, Австралия, Китай. Кроме того, на двусторонние отношения оказывает влияние «хвост» проблем, доставшихся от бывшего СССР, которые не решены.

Другая проблема - субсидии сельскому хозяйству. Для базовых расчетов была взята поддержка этой отрасли в первые годы независимости Украины - 300 млн. долл. Сейчас мы выделяем около 2 млрд. долл., а минимум должен быть 3 млрд. долл. В правительстве заявляют: подпишем документ о поддержке в размере 300 млн., а другими путями закачаем в сельское хозяйство необходимые средства. Что это за пути? И неужели они думают, что в ВТО сидят неграмотные чиновники, которые не разберутся, что их обманывают. Расчет делается на то, что кто-то глупее нас. Между тем вступление в ВТО не может быть сиюминутным решением. Вопрос надо решать принципиально и без спешки.

- Вы допускаете, что премьер-министром станет представитель вашей партии?

- Думаю, что этого исключать нельзя. Тем более, если Партия регионов создаст крупнейшую фракцию в Верховной раде.

- С кем в таком случае готова сотрудничать Партия регионов?

- Мы готовы сотрудничать со всеми, кто будет разделять наши взгляды на пути возрождения экономического роста страны и благополучия людей.

- Насколько активно Партия регионов действует на Западе Украины?

- Рейтинг партии составляет 25%. Это уже является свидетельством того, что партия вышла за рамки одного региона, превратившись во всеукраинскую политическую силу. Не могу сказать, что мы одинаково охватываем всю Украину. Но и в центре, и частично на западе страны есть много наших сторонников. Хотел бы отметить, что в западных областях Украины растет число тех, кто разочаровался в нынешней власти. И они будут голосовать за нас. В то же время предвыборная ситуация там будет очень тяжелой. Это связано с тем, что наблюдается высокая организованность и использование административного ресурса со стороны провластных партий.

- Что будет предлагать ваша партия для преодоления различий между Востоком и Западом Украины?

- Мы намерены проводить административно-территориальную реформу. Областям предоставим большую самостоятельность, прежде всего, в том, что касается распоряжения финансовыми ресурсами. Второе направление: выравнивание уровня экономического развития всех областей Украины. Если все будут жить хорошо, то различия будут стираться. Работа это долгая. Не следует забывать, что на протяжении столетий западная Украина входила в состав других государств. Поэтому сложились различия в менталитете, культуре. Игнорировать это нельзя. Государство должно предоставить всем равные права.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©