07 - 13 декабря 2005   № 1799 (44) Издается с 1990 г.
КАК ХАЗАНОВ СТАЛ НАПОЛЕОНОМ?
Народный артист Геннадий Хазанов отметил 60-летие
О себе говорит с присущим ему юмором. «Пройден большой карьерный путь: от студента кулинарного техникума до Наполеона Бонапарта, правда, в изгнании. Эту роль я играю в театре Антона Чехова под руководством Трушкина в спектакле «Морковка для императора». Премьера состоится на сцене Государственного Театра эстрады.

Хазанов стал известен публике в 70-е гг. после монолога «Студент кулинарного техникума». Многомиллионная аудитория взахлеб смеялась также над «Мелочами жизни», «Очевидным невероятным», «Избранным», «Маленькими трагедиями», сценкой «Попугай» и многим другими. В 1987 году он выпустил «Маленькие трагедии», а через пять лет вышел на сцену МХАТ в драматической постановке Сергея Юрского «Игроки», затем дебютировал в кино - «Маленький гигант большого секса».

Для зрителей он - ныне художественный руководитель Государственного театра эстрады, остался артистом, умеющим эффектно играть с таким непростым, нежно- жестоким жанром, как сатирическая миниатюра. Когда его спросили, кем и как он себя сегодня ощущает, к нашему удивлению, он ответил не шуткой, как привык за многие годы своей карьеры в качестве юмориста, а вполне серьезно:

- Прежде всего, я артист. Правда, сольные выступления меня уже не так волнуют, мне теперь интереснее полноценные театральные постановки. Я выхожу к зрителям в спектаклях Театра Антона Чехова, которые играются на нашей сцене. Я воспитан на русской литературе. Для меня всегда были точками отсчета Гоголь, Чехов, Зощенко и Райкин, которые никогда не ставили перед собой задачи веселить публику. Это задача, конечно, благородная, очень уважаемая мною, но я просто из других университетов.

На тяжелую судьбу, по опыту многих юбиляров, Хазанов не жаловался. Ведь мало кто за 40 лет творческой деятельности (эту дату тоже стоит отметить) прошел такую длинную дистанцию, да еще и разнообразную: диапазон созданных им образов широк.

Хотя многие сегодня вспоминают его «кулинарные способности». Этот номер для Хазанова - первый шаг на пути к юмористическому Олимпу, а для публики это был смешной и обаятельный герой того времени... А может быть, и не герой вовсе, а мечта о герое. К сожалению, «героя нашего времени» до сих пор нет на сценических подмостках, хотя они видели многих отрицательных и немного положительных персонажей, как классических, так и современных. Не случайно же многие режиссеры интерпретируют классические произведения, осовременивают их, в результате чего от Гоголя или Чехова мало что остается. А вот рефлексирующий молодой человек, которого и воплотил когда-то Хазанов, этакий эстрадный вариант Акакия Акакиевича и был мечтой зрителя. Нет, вовсе не «идиотской», а самой настоящей - это была искренняя вера в душевного, мягкого и простого человечка. Наверное, в жизни нам его недоставало. Как говорит сам Геннадий Викторович, «его несмелость и была, с моей точки зрения, чертой, с которой жили поколения советских людей - в силу разных причин. И я думаю, в этом была главная причина успеха». Что ж, ему и карты в руки. И незачем приставать к Хазанову с глупыми вопросами о том, почему он сегодня грустит со сцены, а не импровизирует, как «студент кулинарного училища», почему не пытается найти повод для улыбки, как царевна Несмеяна?

Времена другие и «герои» тоже. А вернее, персонажи - «герои-то все вышли». Вопрос только в том, какими они будут, например, в следующем году? На него, как, оказалось, трудно ответить даже известному сатирику Хазанову, от слов которого была способна свалиться с ног от хохота целая толпа. Так куда же делся смешливый импровизатор Геннадий Хазанов? Не превратился ли он сегодня в печального мима? Нет. Но поверьте, есть отчего и ему загрустить и заплакать. Достаточно только включить ТВ и посмотреть современные юмористические программы. А еще обратиться к зрительскому опросу: какая программа лучше. Оказывается, «телевизионные потребители» предпочитают «Кривое зеркало», «Аншлаг» и «Смехопанораму». Конечно, плохого в этом ничего нет, ведь иногда хочется посмеяться над собой и другими. Но ... Неужели юмор не предполагает присутствие хоть какого-нибудь интеллекта? Неужели не обидно зрителю, которого, судя по программам, считают парнокопытным, но только одноклеточным? К сожалению, это наша реальность, и от нее никуда не денешься. Есть спрос, значит есть и предложение.

- Я думаю, что телевизионные программы находится на уровне понимания и удовлетворения вкусовых потребностей человека, - говорит Геннадий Хазанов. - И у этого качества юмора огромное количество потребителей. Разве мы можем лишить их этого продукта? Силовые методы не помогут. Пусть будет много всего разного. Надо дать возможность человеку, сообразуясь с его культурой, с его интеллектуальными возможностями, выбирать. И поэтому когда говорят «надо воспитывать»... Если б это имело хоть какой-нибудь результат!




 
НА ТРИ ПОЖАРА ОДНО НОВОСЕЛЬЕ
На новоселье театрального дома Et Cetera Александра Калягина приехали не только друзья театра. Одним из первых порог театра переступил высокий гость Президент РФ Владимир Путин и поздравил театралов с событием. Было с чем, ведь в последнее время театры и памятники культуры чаще горят или истребляются другим способом, но только не строятся.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©