30 ноября - 06 декабря 2005   № 1798 (43) Издается с 1990 г.
СТАНЕТ ЛИ МОСКВА ЧИСТОЙ?
В нынешнем веке на первый план выходят экологические проблемы
Статистика показывает, что продолжительность жизни в крупных мегаполисах существенно меньше, чем в малых городах и сельской местности. Причем порой разница достигает десяти лет. Сейчас в Москве не рождается ни одного полностью здорового ребенка. Как правило, основными причинами многих хронических заболеваний являются экологические проблемы, вызванные деятельностью крупных промышленных предприятий и большим количеством автотранспорта.

Сегодня перед Москвой стоит реальная экологическая угроза, вызванная все увеличивающимся с каждым днем автопарком, деятельностью промышленных предприятий и недальновидностью московских властей. Для решения этой проблемы и ликвидации экологической угрозы в Москве необходимо незамедлительно решать еще и ряд других задач. Например, повышение транспортной доступности отдаленных районов, решение проблемы пробок на московских улицах, перенос промышленных предприятий за городскую черту. Как в других мегаполисах, основным загрязнителем в Москве является огромное количество автомобилей.

Надо признать, что, мягко скажем, далеко не все автомобили соответствуют европейским экологическим нормам Евро-3 и Евро-4, но это не вина москвичей. Если в Европе с 1 января 2006 года будет введен обязательный норматив Евро-4, в России же пока вводится в действие норматив Евро-2, а стандарт Евро-4 официально будет введен в нашей стране только через 10 лет. Отечественный автопром пока не может выпускать более экологичные автомобили. Поэтому переход к европейским экологическим стандартам в автомобилестроении в настоящее время только подорвет конкурентоспособность российского автопрома, единственное конкурентное преимущество которого - низкая цена производимых автомобилей.

Но проблема загрязнения окружающей среды - это не только регулирование нормативов выбросов вредных веществ автотранспортом, но и пробки и заторы на дорогах. При грамотном и разумном подходе проблему можно и нужно решать, и чем быстрее, тем лучше.

Например, московскими властями недостаточно настойчиво решается вопрос обеспеченности автовладельцев парковочными местами возле станций метрополитена. Городского пассажирского транспорта не хватает, при этом требует срочного решения проблема регулирования парка маршрутных такси, которые, заполонив все улицы, существенно затрудняют проезд как городскому пассажирскому транспорту, так и остальным участникам дорожного движения. Выход из этой непростой ситуации есть: необходимо пересмотреть количество городского пассажирского транспорта большой вместимости в части увеличения его парка, с одновременным сокращением количества маршрутных такси. Это решение, бесспорно, должно быть политическим, но надо понимать, что погоня за сиюминутной выгодой сейчас не позволит сдвинуться с мертвой точки и в обозримом будущем решить данную проблему в интересах всех москвичей, а не отдельных представителей автобусного бизнеса.

Решение проблемы бесплатных парковочных мест для автовладельцев и оборудованных паркингов у метро тоже может стать хорошим подспорьем в борьбе с пробками. Но опять же такое количество земли просто так никто не отдаст. И если стоимость парковки будет устанавливаться городскими властями, то вряд ли найдется предприниматель, готовый вкладываться в такой проект. Выход один - создавать муниципальные парковки.

Еще одна инициатива касается ограничения въезда в центральную часть города. Здесь возможны два решения. В первом случае может быть введен платный въезд в центр города по примеру Лондона, где указанная мера достаточно действенна, и число автомобилей, въезжающих в центральную часть столицы Великобритании, сократилось в разы. Даже премьер-министр Энтони Блэр не считает зазорным оплатить свой проезд по центральной части Лондона. Однако у нас не Лондон, а Москва, которая хоть и претендует на роль одной из европейских столиц, но имеет значительное число спецномеров, мигалок и спецпропусков.

В результате проблема ограничения въезда в центральную часть с места не сдвинется, а только перерастет в новый вид бизнеса наподобие продажи регистрации по месту временного пребывания и разрешения на работу иностранным гражданам и послужит кому-то хорошей кормушкой.

То же касается второго варианта, рассматриваемого властями: запрета на въезд в центральную часть города автомобилей, не соответствующих нормативам экологичности выхлопов. Но многие автовладельцы не виноваты в том, что отечественный автопром не способен обеспечить выпускаемую продукцию двигателями, соответствующими европейским стандартам. Ущемленные в правах жители московских окраин могут устроить многочисленные акции неповиновения, протестуя против такой дискриминации. Кроме того, если инициатива будет принята, необходимо определить контролирующий орган, который должен отсеивать автовладельцев второго сорта. Скорее всего этим органом может стать экологическая милиция или ГИБДД, но зная непреодолимую тягу сотрудников указанных органов к быстрому, незаконному обогащению, становится понятно, что и эта инициатива обречена на провал.

Наряду с автотранспортом существенный вклад в загрязнение окружающей среды вносят промышленные предприятия, которые находятся в черте города. Самым простым способом было бы перенести такие предприятия за городскую черту. Но в настоящее время такие меры повлекут большие затраты для бизнеса, поскольку перенос промышленного объекта - это не переезд автолавки из одного округа в другой. Более гуманным и более разумным было бы ужесточить экологические нормативы и способствовать переходу таких предприятий на экологически чистые технологии.

В XXI веке экологические проблемы приобретают все большую актуальность, и от способности решать такие проблемы своевременно и оперативно зависит здоровье, а значит процветание нации. Поэтому экологические программы также должны стать приоритетными национальными проектами, потому что здоровая нация - это сильная нация.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©