12 - 18 октября 2002   № 1791(36) Издается с 1990 г.
Шенгенская стена
Облегчения визового режима ждать не приходится
Главным итогом саммита Россия-Евросоюз объявлена договоренность об облегчении визового режима между нашей страной и ЕС. Однако между этой декларацией и конкретными действиями - «дистанция огромного размера». Причем она имеет тенденцию не к сокращению, а наоборот, к увеличению.

Для того чтобы скрыть упорное нежелание Евросоюза делать реальные шаги навстречу России в столь щекотливом вопросе, как открытие границ, европейские чиновники обещают в обозримом будущем удешевить и продлить срок действия многоразовых виз для российских студентов, научных работников, предпринимателей, политиков и дипломатов. Принципиально это ситуацию не меняет - ведь основная масса россиян едет в страны-члены Евросоюза по краткосрочным туристическим и деловым визам, а здесь послаблений не предвидится. Более того, с 1 января 2006 года ЕС вводит новый тип визовых документов с внесением в них индивидуальных биометрических данных (отпечатки пальцев, снимки радужной сетчатки глаз и т.д.). Ожидается, что сроки оформления даже «срочных» виз от этого удлинятся, как минимум, до 10 дней, вырастут и очереди в консульства. А вот России уже пришлось пойти на серьезные уступки, поступившись своей позицией по вопросу реадмиссии - то есть возвращения на территорию России нелегальных мигрантов и нарушителей визового режима. Для нашей страны это означает, в первую очередь, серьезные финансовые затраты. Ей предстоит не только укрепить свои границы со среднеазиатскими государствами, откуда идет основной поток беженцев (расходы на это могут составить десятки миллиардов долларов), но и взять на себя расходы по возвращению проникших через российскую территорию в Европу нелегальных мигрантов на их историческую родину - например, в Китай, Индию, Афганистан или Бангладеш. Сразу после подписания предлагаемого Евросоюзом соглашения о возврате нелегальных мигрантов Россия будет платить только за транспортировку собственных граждан, незаконно находящихся на территории Евросоюза. Но уже через 3 года вывозить придется и граждан сопредельных стран - переложить финансирование на их правительства, очевидно, не удастся. Правда, в настоящее время Россия ведет переговоры о заключении договоров о реадмиссии с 28 странами: в первую очередь, с республиками СНГ, а также Пакистаном, Афганистаном, Ираном и Китаем. Тегеран и Пекин смотрят на эту перспективу откровенно пессимистично, и переговорный процесс может затянуться на неопределенный срок.

Главная же тенденция состоит в том, что Европа в принципе не собирается облегчать проникновение на свою территорию граждан стран, не являющихся членами ЕС. Это - четко заявленная на самых разных уровнях идеологическая позиция. Она напрямую связана с разворачивающейся по всей Европе борьбой с иммигрантами. В Великобритании и Франции, Испании, Австрии и других странах-членах ЕС принимается драконовское по своей жесткости законодательство относительно нелегалов, которое, в свою очередь, обосновывается необходимостью вести беспрецедентную войну с терроризмом. Усиление видеонаблюдения в общественных местах, высылка подозрительных лиц, прослушивание телефонов и отслеживание пассажиров - такие меры предполагает, в частности, законопроект, представленный влиятельным министром внутренних дел Франции Николя Саркози. Париж открыто заявляет о том, что в Европе, в том числе и в России, действует «единая сеть экстремистов», на пути которой необходимо укреплять границы и возводить новые барьеры. Соседняя с Францией Испания действует в этом направлении буквально. Она возводит новую, еще более высокую стену на границе своих африканских анклавов (Сеута и Мелилья) с Марокко после последнего массового штурма нынешней пограничной стены сотнями африканских нелегалов. Курс на укрепление границ полностью разделяется и странами Восточной Европы. В Польше, где в текущем году был ужесточен пограничный режим с Россией, также берет верх идеология усиления внешних границ Евросоюза. Образно выражаясь, Европа, переживающая кризис расширения, живущая в страхе перед атаками неуловимых террористов и наплывом нелегальной рабочей силы, явно стремится отгородиться от окружающего мира «шенгенской стеной» и заделать имеющиеся в ней прорехи. России же дают понять, что при всем уважении к ней ее рассматривают как огромное пространство, лежащее за пределами этой стены. В этой атмосфере разговоры об «общих пространствах» между Европой и Россией могут вестись сколь угодно долго. Но если брюссельские дипломаты еще сохраняют при этом видимость оптимизма, то действия национальных ведомств внутренних дел и пограничного контроля в целом ряде европейских стран указывают, скорее, на обратное.




 
«Индра-2005»
Россия и Индия проводит беспрецедентные по масштабам совместные военные маневры на побережье Индийского океана.

Автор - Дмитрий Жантиев
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©