12 - 18 октября 2002   № 1791(36) Издается с 1990 г.
Олигархи исчезают как вид
Мировая печать переполнена сообщениями о покупке «Газпромом» «Сибнефти». Журналисты и политологи изощряются в различных гипотезах, пишут о том, кто именно стоит за этой сделкой и какие зарубежные финансовые структуры решили выдать кредит. Но мало кто задается при этом элементарным вопросом, а что же происходит и почему некогда могущественные российские олигархи стали вести себя так, как ведут?

Но вначале о том, какими мы представляли до сих пор этих олигархов? Первая версия: олигархи купили государство .Вторая: Кремль борется с олигархами, чтобы отнять у них часть награбленного во время дикой приватизации.

Увы, должен разочаровать читателя. Все эти представления запоздали лет на пять. Так выглядели герои бизнеса в 1999 - начале 2000 годов. Олигархи давно дрейфуют. И причины их дрейфа лежат вне России.

Сегодня растущему российскому бизнесу нужны кредиты. А что может предложить российская банковская система? Фигу с маслом. Порядок кредита, предоставляемого российским банком, это миллионы долларов, а для крупнейшего банка - десятки миллионов. Кредиты в сумме сотен миллионов могли выдать только 3 - 5 банков в России, а кредиты свыше 500 миллионов -только Сбербанк, и то единично, а не потоком.

Где искать деньги? Большие свободные деньги есть на мировом финансовом и фондовом рынках. Как их получить? Есть три варианта. Первый способ: банки. То есть несколько банков скидываются и дают кредит, деля между собой риски. Второй способ: выпуск облигаций. Облигация - долговая бумага, по которой выплачиваются проценты. Третий способ: продажа акций. Именно здесь ищут деньги российские крупнейшие промышленные структуры. Для того чтобы работать на мировых финансовых и фондовых рынках, необходимо было как можно быстрее реструктурировать крупный бизнес в такую модель, которая была бы приемлема для мировых портфельных инвесторов.

Стратегическим партнерам, для которых российские компании являются кооперантами, такие бизнес-группы понятны. Не нужно, например, «Газпрому» быть прозрачным, чтобы взаимодействовать со своими западными партнерами. У них тридцать лет успешного взаимодействия и будет еще пятьдесят. Другие стали перестраиваться из групп в компании. Компания - это основной бизнес. Поэтому, например, внутри «Базового элемента» появляются две компании «Русский алюминий» и «Руспромавто».

Второй ключевой сдвиг - переход к мировым стандартам. Это значит, во-первых, хорошее корпоративное построение (отношения с мелкими и крупными акционерами, защита их прав).

Что еще более интересно - непрофильные активы. Не все, что выгодно иметь в России, признается правильным в мире. То, что не признается, продается. Например, «ЛУКОЙЛ» - компания, которая первые десять лет работала по принципу «все мое ношу собой»: свой банк, своя страховая компания, своя строительная организация, своя буровая фирма. В 2002 - 2003 годах в «ЛУКОЙЛе» было внедрено новое руководство и структура управления. Теперь эту компанию интересуют не эффективность работы в России, а цена акций на мировых рынках. И сразу после этого стали избавляться от вроде бы действенных, но не принятых проектов. Не принято в мире, чтобы нефтяная компания сама бурила. Поэтому сразу началась продажа «ЛУКОЙЛ-бурения». То же самое «ЛУКОЙЛ -нефтегазстрой». То же самое произошло и с танкерами.

Когда Кремль начал «битву» с олигархами, они к тому времени успели совершить свой главный качественный сдвиг - уход от административного ресурса к деньгам инвесторов.

И последний сдвиг, который совершили крупные олигархи. Они стали уходить от старой схемы взаимоотношения с властью к институту лоббирования. Теперь для фирмы, которой правит олигарх - это минус. Дополнительный риск (вариант Ходорковского), олигархическое поведение и даже стиль жизни становятся невыгодными основным акционерам, владельцам компаний и менеджерам. Поэтому тема покупки министров, проникновения во власть неактуальна. Сегодня актуальна признанная в мире форма - лоббирование. Поэтому крупный российский бизнес становится все более независимым от политики российских властей. Этот «феномен» уже давно нуждается в серьезном общественном и политическом обсуждении. Но это факт.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©