12 - 18 октября 2002   № 1791(36) Издается с 1990 г.
МЫ СКОРБЬЮ ПЛАТИМ ВАМ И ВОСХИЩЕНЬЕМ...
К 100-летию окончания русско-японской войны в зале Федеральных архивов открылась историко-документальная выставка. Авторы экспозиции с полным правом назвали ее «Мы скорбью платим вам и восхищеньем...» Это цитата из стихотворения Константина Романова о защитниках Порт-Артура.

Первоначально выставку хотели назвать иначе: «Они выполнили свой долг до конца». И это тоже было бы верно. Ведь в истории России это была одна из самых неудачных войн, завершившаяся поражением русской армии. Но сражались солдаты, матросы и офицеры героически.

...Русско-японская война началась в ночь с 26 на 27 января 1904 года нападением японских миноносцев на российскую Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Удаленность театра военных действий, растянутая линия русской армии с самого начала определили специфику противоборства. Для Российской империи, нацеленной на обеспечение безопасности своих западных рубежей, война на дальневосточной окраине стала тяжелым испытанием, потребовавшим больших людских и материальных затрат. Япония же, совершившая мощный модернизированный рывок, выставила на поле боя современную армию. За короткий срок японцам удалось создать и новейший броненосный флот.

Но в нашем сознании русско-японская война ассоциируется не с победами японцев, а с героическим сражением, в котором участвовали крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также с Цусимским разгромом. Однако это лишь начальная и конечные вехи войны, а между ними - полтора года каждодневного ратного труда, одним из ярких символов которого является героическая оборона крепости Порт-Артур. По представленным на выставке письмам и документам видно, что многие солдаты и офицеры не одобряли войну, но сражались до последнего. Их героические подвиги заслуживают признательности и восхищения. Оказывается, за полтора года одних только георгиевских крестов было пожаловано 130 тысяч. В народной памяти остались имена капитана 1 ранга В.Ф. Руднева, адмирала С.О.Макарова, генерала Р.И. Кондратенко.

Навеки прославлены бессмертные подвиги легендарного крейсера «Варяг», героическая оборона Порт-Артура, Цусимское сражение... По этим разделам выставки можно проследить весь ход войны. Но не это было главным для организаторов экспозиции.

- Многие экспонаты могут характеризовать эмоциональной состояние, внутренний мир людей: от солдата до адмирала на войне, - рассказывает Людмила Гаркуша, директор Российского государственного военно-исторического архива, главного хранилища материалов по истории русско-японской войны. - Письма солдат и офицеров, походный сундук, посуда, одежда... Сначала воевали в белых рубахах, потом приходилось замазывать их грязью, чтобы врагу было труднее целиться. И только в апреле 1905 года появились форма защитного цвета...

Большую и значимую часть экспозиции составляют уникальные подлинные документы, которые выставляются для широкого обозрения впервые. Среди них рескрипты императора Николая II, приказы русского командования, карты театра военных действий, описания боев и сражений, послужные списки, воспоминания участников войны. Фотографии здесь стали совершенно уникальными «кадрами» немого кино: картины Дальнего Востока, сцены боев и военного быта, лица рядовых русских солдат. А вот редчайший снимок - идет ко дну броненосец «Петропавловск». На его борту был знаменитый художник-баталист Верещагин.

Письма и дневники, представленные в экспозиции, отражают основные события войны, написанные близким, они полны грусти, нежности и лиризма. Есть и деловые письма, как например, послание великой княгини Елизаветы Федоровны, она предлагает главнокомандующему план устройства военно-санитарной части. А платки с изображением театра военных действий и портретами военноначальников в продажу так и не попали. Ведь война была проиграна...

Эта экспозиция открывает собой цикл жестоких империалистических войн XX столетия. Как говорят архивисты, это первая агрессорская война из серии выставок, о которой рассказано так точно, подробно и драматично.




 
КУЛЬТУРА ОКАЗАЛАСЬ КРАЙНЕЙ
В Госдуме продолжают обсуждать проблемы в области культуры. Это уже после того, как очередной доклад министра культуры Соколова снова отправили на доработку, и теперь уже до февраля 2006 года. Новая неудача министра, как считают специалисты, не станет поводом для его отставки. Крайней, как всегда, оказалась сама отрасль.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©