27 октября - 02 ноября 2019   № 44 (2281)
Издается с 1990 г.
Krelin-9.Rosvesty.Ru

Riga.Rosvesty.Ru

Kiev.Rosvesty.Ru

Baku.Rosvesty.Ru

Pmr.Rosvesty.Ru









X-37B поставил очередной рекорд по длительности полёта
Прекратив работы по известной космической программе “Space Shuttle ”, связанной с многоразовым использованием космических аппаратов для полетов на околоземную орбиту, американцы выставили оставшиеся три экземпляра корабля в трех музеях космонавтики в разных городах страны как пример достижения американской техники в сфере космонавтики. Вашингтон в этом вопросе не взял пример с России, которая, закончив аналогичную программу, разместила свой единственный Шатл, успешно прошедший летные испытания в беспилотном варианте, в московском городском парке отдыха в зоне аттракционов, “закопав” там таким образом гигантские финансовые средства и труд специалистов, затраченные на разработку и строительство этого уникального космического корабля.

США в 1999 году продолжили работы по программе “ Space Shuttle”, но уже использования ее в военном направлении. Как результат, в октябре 2019 года орбитальный испытательный аппарат Boeing X-37B ВВС, также известный как X-37B Orbital Test Vehicle — экспериментальный орбитальный испытательный корабль, созданный для испытания будущих космических технологий, вернулся на землю после завершения своей последней рекордной беспилотной миссии в космосе. Он приземлился в Космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде в воскресенье после более чем двух лет пребывания на орбите, говорится в релизе службы. Это была пятая космическая миссия X-37B. Его предпоследний орбитальный полет закончился в мае 2017 года после 718 дней в космосе. 7 сентября 2017 года космический аппарат X-37B (OTV-5) был запущен с помощью ракеты-носителя “Falcon 9”. Этот запуск “Falcon 9” являлся вторым в рамках национальной безопасности США.

Последние две миссии раздвинули границы для испытательного корабля, первоначально предназначенного для того, чтобы провести до 270 дней, вращаясь вокруг Земли. До сих пор X-37B провел 2865 дней на орбите в совокупности за свои пять миссий, причем четыре из этих миссий выходят за пределы 270-дневной продолжительности на орбите, для которой был разработан самолет. ВВС планируют начать шестую миссию в 2020 году с мыса Канаверал. В своем парке ВВС имеет два X-37Bs и имеет планы по его расширению.

Подробно назначение и задачи, для которых ВВС США использует орбитальный самолёт, не разглашаются. Официально ВВС США заявляют о том, что основными задачами X-37B являются: многоразовые технологии космических аппаратов, а также эксперименты, результаты которых могут быть возвращены на Землю. По другим версиям, X-37 будет применяться в разведывательных целях.

Этот беспилотный космический корабль многоразового использования и предназначен для функционирования на высотах 200—750 км, способен быстро менять орбиты, маневрировать. Предполагается возможность выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос (также и возвращать).

Внешне аппарат слегка напоминает многоразовые транспортные космические корабли Space Shuttle, но в уменьшенном масштабе. Интересно, что для нового аппарата с нуля было создано принципиально новое специальное теплозащитное покрытие. Достоверно технические данные орбитального самолета не известны, он имеет длину 8,38 м, размах крыла 4,6 м, высоту 2,9 м и взлетную массу 4989 кг. Аппарат способен летать на низкой орбите Земли, в стратосфере и атмосфере, самостоятельно выводить на орбиту спутники-разведчики, может переносить полезную нагрузку массой до 900 кг.

Наиболее правдоподобным предназначением этого аппарата, как считают эксперты, является обкатка технологий для будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать чужие космические объекты и, если нужно, выводить их из строя кинетическим воздействием. И такое предназначение аппарата полностью соответствует документу «Национальная космическая политика США» 2006 года, провозглашающему право США частично распространить национальный суверенитет на космическое пространство.

Официально подтверждено, что на X-37B испытывают модификацию ионного двигателя, работающего на эффекте Холла. Об этом, как объявляла компания-разработчик двигателя Aerojet Rocketdyne. Ионные двигатели - это, впрочем, не новинка: первые были изготовлены почти полвека назад. Принципиально новыми являются электромагнитные двигатели EMDrive, которые, по предположениям экспертов, могли испытываться на X-37B.

Программа X-37 поначалу была гражданской. Ей занимались НАСА и Boeing, а предназначение X-37 виделось разработчикам, в частности, в том, чтобы ремонтировать спутники. В ноябре 2002 c Boeing был заключён новый контракт на 301 млн долларов. Он предусматривал создание двух экспериментальных аппаратов для атмосферных испытаний (ALTV) и одного для орбитального полёта. В июле 2003 Boeing провёл наземные испытания X-37 предназначенного для отработки маневрирования и захода на посадку.

После ряда задержек, вызванных в том числе недостатком финансирования, 13 сентября 2004 года разработка X-37 была передана из НАСА в Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA).

Первый тестовый полёт X-37A — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года, полёт прошёл успешно, а при посадке аппарат выкатился за пределы ВПП и повредил носовую стойку шасси. Ещё два успешных свободных полёта путём сбрасывания были совершены 18 августа и 26 сентября 2006 г.

Поначалу предполагалось, что в космос X-37 будут выводить в своих грузовых отсеках спейс-шаттлы. X-37 в четыре раза меньше шаттла, его длина всего 8,8 метра. После известных аварий и сворачивании программы космических челноков от этой идеи пришлось отказаться, и аппарат выводят в космос ракеты-носители.

Директор Управления быстрых возможностей ВВС Рэнди Уолден заявил, что испытательный аппарат может автономно возвращаться в атмосферу и в конечном итоге приземляться горизонтально на линии полета. По его словам, "с успешной посадкой сегодня, X-37B завершил свой самый длинный полет на сегодняшний день и успешно выполнил все задачи миссии. Эта миссия успешно провела эксперименты исследовательской лаборатории ВВС, среди прочего, а также обеспечила возвращение на землю небольших спутников".


Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7 499 965-69-37, +7 919 773-61-46, Факс: +7 495 641-04-57
Электронная почта: rosvesty@yandex.ru
All rights reserved. «Российские Вести» 2002- ©