04 - 10 августа 2019   № 32 (2269) Издается с 1990 г.
Сети доброты
Как не попасться на крючок мошенников, занимающихся в сети «благотворительностью»
«Простите, что я к вам обращаюсь. Я мать-одиночка двоих, (троих), детей. Муж не помогает, оставил беременной. Еле сводим концы с концами. Вот номер моего счета и карты». Или, «У ребенка тяжелая болезнь, срочно нужна операция, оплатить которую мы не можем. Каждый рубль для нас на вес золота». В последнее время подобных объявлений в социальных сетях, в СМИ или просто в всплывающей рекламе, масса. И несмотря на то, что в стране давно и успешно действуют десятки и сотни благотворительных фондов, ровно для этого и существующие – отдельные категории «просителей» предпочитают обращаться к людям в соцсетях лично – ну или через волонтеров. Обращаются не к кому попало: внимательно изучают профайл будущего «френда», определяют его уровень жизни, сообщество. И лишь убедившись, что клиент вполне себе платежеспособный и коммуникабельный, приступают к настойчивому и вполне бесцеремонному «знакомству». Как правило, оно происходит в мессенджерах. Атакуют в лоб, сразу, и просят деньги на счет. Тут же высылаются фотографии с больными детишками. Расчет понятен: вряд ли у кого-то не дрогнет сердце при виде фотографии ребенка-инвалида и не навернутся слезы от ужасной жизненной истории. В подобных случаях желание помочь, несомненно, заслуживает уважения, а благородные поступки – освещения. Но часто ли вы задумывались, действительно ли за каждой ли трагедией стоит реальный человек? Мы не говорим о том, что все просьбы о помощи фиктивны, но, как показывает практика, таких случаев сегодня большинство и отличить нуждающихся от мошенников бывает порой очень сложно.Самым популярным видом помощи был и остается сбор средств для тяжелобольных или детей-сирот. Согласитесь, насколько же «черствым» и «бездушным» нужно быть, чтобы, глядя на печальные детские глаза на фотографии, не протянуть волонтеру 50 или 100 рублей. При этом 53% россиян не помнят, кому конкретно они помогли, и уж тем более мало кто знает, дошли ли деньги до «адресата».

Естественно, что такая беспечность и отсутствие контроля не смогло не породить аферы и откровенное мошенничество.

По данным Госстата, на сегодняшний день в России действует порядка 9 тысяч 600 благотворительных фондов и с каждым годом их количество только растет. А как полагают американские эксперты и социологи, роль благотворительных фондов в перераспределении валового продукта США будет возрастать в геометрической прогрессии. Согласно данным исследования, проведенном в 2010 году под эгидой «Bank of America», в период с 1998 по 2052 гг. в Новом свете будет перераспределено от $21,2 до $55,4 триллионов или в среднем от $380 миллиардов до $1 триллиона.

У фондов есть одно огромное преимущество перед частными гражданами в деле благотворительности. Многие из них, с давней и проверенной репутацией, как, например, «Подари жизнь», «Вера», «Лиза», «Детские сердца», «Созидание», «Фонд Хабенского» и другие - обладают большим опытом и возможностями для проверки подлинности обращений о помощи, помогают выявлять мошенников или тех, кто попросту наживается на проблемах своих детей.

А таких людей, к сожалению, становится только больше. Приходят такие сообщения и к сотрудникам редакции «Российских вестей». Так, на закрытых или полупустых аккаунтах с минимум информации о пользователе появилось несколько практически идентичных просьб о помощи. При этом, как мы уже и говорили, избран был беспроигрышный вариант – помощь детям:

«Здравствуйте. Извините пожалуйста за беспокойство. Очень нужна помощь неравнодушных людей», - пишет одна из пользователей социальной сети. Что в этом сообщении уже настораживает, так это что взрослая женщина с ребенком фамильярно подписала себя Танюшкой, а не Татьяной. При этом в самом сообщении женщина использовала явно неуместные в ее «тяжелом положении» смайлики. Человек, попавший в беду, явно не будет шутить и ерничать, прося о помощи.

Во втором сообщении мать-одиночка и абсолютная сирота просит купить ее ребенку молочные смеси, одежду и игрушки. Конечно же просьбы помочь голодному ребенку никого не оставят равнодушными, но расчет идет явно на то, что занятому человеку из бизнеса будет не до того, чтобы ходить по магазинам детского питания, и он просто переправит деньги. И что самое удивительное – деньги перечисляют тысячами.

Так что сфера интернет-мошенничества в сфере благотворительности сегодня – просто поле непаханое, тем более что проверить реальность той или иной ситуации у многих просто руки не доходят. Ну а развитие системы онлайн платежей делает подобную «благотворительность» лёгкой и незаметной. Ведь если даже обман и вскроется, кто пойдет в полицию писать заявление за перечисленные аферистам 100-200 рублей?

На удочку мошенников попадаются даже известные люди. Ровно год назад на удочку мошенников попался журналист Михаил Шахназаров. По его словам, к нему на странице в Facebook обратился некий Виталию с просьбой помочь собрать деньги для тяжелобольной девочки Лиоры Алиевой. Афера вскрылась, когда в качестве «аккумулятора» сбора средств оказалась банковская карта самого «просителя», а не родителей девочки. Более того, липовой оказалась и страница «мамы» Лиоры с такими же фальшивыми аккаунтами «друзей». Вишенкой на торте стала справка с якобы тяжелым диагнозом Лиоры Алиевой, которая при детальном рассмотрении оказалась неплохой фальшивкой. Все эти факты были вскрыты пытливым журналистом, который начал задавать Виталию уточняющие вопросы. Ответить на них тот, конечно же, не смог, а после и вовсе заблокировал Михаила Шахназарова, вскрывшего эту аферу. Однако, на этом история с Лиорой не закончилась. Шоумен и писатель из Самары Александр Гутин не только не проверил информацию, но и смело разместил у себя на странице историю Лиоры Алиевой, утверждая, что ручается за изложенные факты и призывает всех проявить «милосердие».

Об этой истории Михаил Шахназаров рассказал в эфире «Радио России», тему подхватил ресурс LIFE, сделавший большую публикацию. После этого все посты о сборе средств были удалены, а участники аферы «залегли на дно». А вот Александр Гутин, в виду своей публичности, очень неумело извинился перед подписчиками и заявил, что никогда больше благотворительностью заниматься не будет.

Вот в этом-то и проблема. Получается, что мошенники не столько воруют ваши деньги, сколько лишают последнего шанса на помощь действительно больных детей. Вряд ли кто-то, попавшись на удочку, захочет снова перечислить деньги нуждающимся. А может именно этих 100 рублей кому-то действительно не хватало.

Еще одной разновидностью попрошайничества, буквально заполонившего рунет, стали просьбы о помощи в комментариях на страницах знаменитостей в Фейсбук или Инстаграм. Естественно, что у российских звезд много подписчиков и объявление увидит куда больше людей, чем просто будь оно размещено в сети. С этим явлением сами звезды уже устали бороться, но и закрыть публичные комментарии не могут. Остается таких «товарищей» только блокировать. Но им на смену приходят десятки таких же просьб, но уже с других аккаунтов. Что с этим делать, никто сказать не может.

Так как же обезопасить себя от обмана и отличить добропорядочный благотворительный фонд от проходимцев. «Российские вести» обратились за консультацией в фонд «Нужна помощь», поддерживающий более 180 благотворительных организаций по всей России.

Как рассказала нам руководитель направления фандрайзинга фонда Софья Жукова, отличить аферистов от реально помогающих фондов можно по нескольким критериям:

«Фонды никогда не собирают пожертвования на улицах города. Если они и проводят офлайн-сборы, то только в рамках специальных акций на ограниченной территории, например, на ярмарке или в кафе. Причем информацию о таких акциях всегда можно найти в интернете. Например, если вы видите ящик для пожертвований в магазине, значит, у фонда должен быть договор с арендодателем о безвозмездном предоставлении помещения под установку ящика. На сайте фонда вы найдете список точек, где установлены ящики для сбора средств. А еще должны быть выложены в публичный доступ отчеты об инкассации ящиков-копилок», – рассказывает Софья Жукова.

У солидного фонда, по её словам, должен быть активный сайт, наполненный актуальной информацией, среди которой и подробные финансовые отчеты. Чтобы убедиться в подлинности этих документов, можно сверить финансовый отчет с отчетом, представленным в Министерство юстиции РФ.

Для многих региональных фондов разработать хороший сайт и поддерживать его на должном уровне зачастую проблематично. Но страницы в социальных сетях стараются обновлять все фонды и это сотрудники могут делать без помощи профессиональных разработчиков.

«Обратите внимание, что фонды, которые оказывают помощь эффективно и профессионально, не станут размещать в социальных сетях «шокирующие» фотографии умирающих детей с лишними медицинскими подробностями (шрамы, трубки, швы и так далее). Они никогда не оставят личный номер карты родственников или сотрудников фонда. Их посты не будут пестрить эмодзи и восклицательными знаками», – добавила Софья Жукова, говоря о неуместных «смайликах», о которых мы говорили выше.

Также у добропорядочного фонда публичными должны быть устав, свидетельство о регистрации, оферта на пожертвования, контакты и имена сотрудников. Также фонды обязаны каждый год публиковать отчетность на сайте Министерства юстиции РФ и быть верифицированными в каталогах белых фондов.

«Если вы видите подозрительный сбор в социальных сетях, то можно заблокировать его и страницу организаторов. Для этого нужно написать жалобу на нарушение (фейки). Модераторы быстро реагируют на подобные запросы. Вконтакте, например, есть направление Charity: социальная сеть проводит свою верификацию, проверенные фонды получают специальные знаки отличия и вступают в благотворительную программу.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©