02 - 08 июля 2019   № 27 (2264) Издается с 1990 г.
«Взять, открыть – да нельзя…»
Послесловие к гибели российских гидронавтов
Гибель элиты российских глубоководников – без преувеличения покорителей гидросферы – по праву может быть отнесена к величайшим трагедиям российского военно-морского флота. По стечению обстоятельств она почти совпала с выходом на российский экран киноленты «Курск». Такой одномоментный урон российский командный состав получил во время Цусимского боя, и в результате гибели самолета, который доставлял из Санкт-Петербурга во Владивосток командование Тихоокеанского флота.

Официальные сообщения весьма скупы на подробности происшедшей трагедии. Секретность глубоководного аппарата, оснащенного ядерной энергетической установкой, оправдывает такое поведение. Борьба за главенство в гидрокосмосе идет с времен холодной войны, и в последнее время стала еще более напряженной. И глубоководному аппарату, на котором произошел пожар, в ней принадлежит далеко не последняя позиция. Глубины – это скрытность, это ресурсы, это коммуникации. По сути, это тот же, но глубоководный фронт противостояния: кто мелководье, тот проиграл…

Глубоководник – это высшая каста подводников, лучшие из лучших. Даже в не самые лучшие времена 90-х, когда российский флот находился на грани полного развала, глубоководная тематика не прекращалась, и шла она по сути, на энтузиазме в том числе и тех, кто отдал свои жизни в борьбе с пожаром на глубоководном аппарате. Как и всегда в борьбе – есть своих победы и поражения. Победы – это достижение предельно допустимых, рекордных глубин, длительная безаварийная эксплуатация такой техники, поражения, - это то, что случилось…

Инцидент произошёл в российских территориальных водах. Аппарат занимался изучением придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России. ЧП возникло 1 июля при проведении батиметрических измерений, пишет РИА Новости. Люди погибли от отравления продуктами горения. В министерстве добавили, что ликвидировать огонь удалось благодаря самоотверженным действиям команды.

Самое интересное, что наиболее содержательный комментарий поместила китайский Sina.com — это один из крупнейших китаеязычных интернет сайтов. По его сообщению, «инцидент, произошедший в территориальных водах России, скорее всего также не был связан с действиями против подводной разведки западных стран. Предположительно, подлодка могла заниматься двумя вещами. Во-первых, скорее всего она проводила подводную топографическую разведку, для обеспечения поддержки атомных подводных лодок нового поколения, которые выполняли подводные боевые задачи. Согласно второй версии, проводились подготовительные работы для запуска сонарного комплекса нового поколения. Ранее сообщалось, что Россия готовится построить подводные гидролокаторы нового поколения для обнаружения новых американских атомных подводных лодок и улучшения возможностей подводной обороны России».

Сам глубоководный аппарат, его энергетическая установка, остались целы. Ценой своей гибели глубоководники спасли его, подняв на поверхность. И как сказал министр обороны, его отремонтируют и введут в строй, а сама ядерная установка не представляет опасности. Мужество и стойкость героев, спасших стране глубоководный аппарат, войдет золотыми строками в историю отечественного флота.

Официальная причина трагедии – это возгорание в аккумуляторном отсеке. Ее озвучил министра обороны. Почему возникло это возгорание – вопрос пока остается открытым. Но тут две причины – либо техническое неисправность (промышленный брак), либо ошибки в эксплуатации. Третий вариант – сочетание этих двух факторов. Возможность диверсии на таком секретном объекте, как секретный глубоководный аппарат, маловероятна. Более того, как аккумуляторные отсеки подводных лодок – святая святых, и соблюдение жестких правил их обслуживания относится к самым строгим правилам подводной службы. Так что же случилось в аккумуляторном отсеке? Впрочем, причиной возгорания могло стать короткое замыкание или, как предполагают эксперты, перегрев аппаратуры.

Нелишним будет вспомнить, что в истории мирового подводного плавания взрывы аккумуляторных батареей нередко становились причинами тяжелых повреждений и даже гибели подводных субмарин. Пожары там, как это не звучит парадоксально, «штатная» аварийная ситуация.

Подробности самой борьбы за живучесть также пока остаются загадкой. Как гидронавтам удалось потушить пожар и спасти глубоководный аппарат? Какие средства пожаротушения они использовали и насколько эффективными они оказались? Как они использовали коллективные и индивидуальные средства дыхания? И почему погибли многие члены экипажа? Одно из отечественных изданий высказало предположение, что они отдыхали после вахты и сразу потеряли сознание от угарного газа? В любом случае, как считают эксперты, число жертв для такой ситуации (возгорание в одном отсеке) – чрезмерно, и требует самого тщательного расследования.

Еще больше вопросов возникает по поводу ситуации спасения гражданского специалиста. Как сообщил министр обороны, его вывел из горящего отсека офицер, который потом вернулся на свой пост и потом погиб. Жесткое правило борьбы с огнем- полная герметизация отсеков с момента объявления боевой тревоги, и особенно при возникновения пожара. Это – суровое правило подводной службы. И дело не во флотской традиции – распространение огня в замкнутом пространстве подводной лодки стремительно до мгновенности. Открыть переборку в соседний отсек – значит погубить и его, и находящихся там людей. И это правило не знает ни чинов, ни рангов, ни статуса. Как могло получиться, что в период начала возгорания гражданского специалиста «эвакуировали» из аварийного отсека?Это также вызывает уточняющие вопросы. Либо ситуация была под контролем, и аварийная тревога не объявлялась, и была полная уверенность что ситуация под контролем, либо потом события стали развиваться непредсказуемо…

Как поется в песне подводников: «…. Взять, открыть, - да нельзя. Смерть войдет и сюда. И седеют от криков в десятом…» (десятый – это номер отсека, прим автора).




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©