05 - 11 июля 2018   № 18 (2220) Издается с 1990 г.
Дворцы Кремля
Мы начинаем цикл публикаций, посвященных достопримечательностям Московского Кремля. Мы расскажем про дворцы и храмы кремлевского ансамбля и те изменения, которые произошли за многие века на Боровицком холме и в его окрестностях.

Девять веков назад высоко над Москвой-рекой, на Боровицком холме, появилась небольшая деревянная крепость. В 1147 году именно здесь, на вершине крутого холма князь Юрий Долгорукий принимал гостей, о чем и повествует первое письменное свидетельство о Москве. Именно на этом месте несколькими годами позже была заложена деревянная крепость – Московский Кремль.

С XII века на месте нынешних Большого Кремлевского и Теремного дворцов, Грановитой и Золотой Царицыной палат, Соборной площади многократно строились, сносились и снова возводились терема, хоромы и дворцы для первых лиц Московского княжества, а позднее – государства Российского. Больше восьми веков насчитывает история княжеских, царских, императорских дворцов на Боровицком холме Московского Кремля. Отсюда началась застройка древней крепости, здесь стояли княжеские палаты сына легендарного Александра Невского – Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Тогда же, в XIV веке, появилась первая белокаменная постройка в Кремле – собор Спаса на Бору. Именно в те времена начали делать из белого подмосковного известняка и подклеты многочисленных княжеских хором, с чего и пошло историческое название «Москва белокаменная».

Во второй половине XIV века, в княжение Дмитрия Донского, Боровицкий холм венчали деревянный Златоверхий Набережный терем, вознесенный на белокаменный цоколь. Его причудливые бревенчатые срубы были замысловато связаны между собой переходами, площадками, лестницами и сенями, а на месте Теремного дворца возвышались дворцовые и домовые палаты московской княгини и ее приближенных, замкнутые с запада каменной дворовой церковью Воскресения Лазаря. Все эти сооружения выглядели внушительно и ласкали глаз, но новый дворцовый великокняжеский ансамбль, созданный при великом князе Иване III, провозгласившем себя Государем всея Руси, потрясал великолепием. Именно при нем древние хоромы были разобраны, а на их месте в кратчайшие сроки возведены каменные дворцовые палаты, которые больше соответствовали новому властному статусу главы Российской державы.

На кремлевское строительство были приглашены замечательные итальянские архитекторы – Аристотель Фиораванти, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алоизо де Каркано. Благодаря их мастерству был создан гармоничный ансамбль, органично сочетающий передовые европейские строительные приемы и национальный стиль русского зодчества. Дворцовые палаты, терема, соборы, богато оформленные славянским растительным орнаментом, причудливыми закомарами и завершенные традиционными русскими крышами и луковками церквей, прекрасно вписывались в национальную архитектурную традицию. Строительство новых парадных палат началось в 1487 году, когда Марко Фрязин заложил Малую Набережную и Большую Грановитую палаты. Последнюю с 1491 года достраивал Пьетро Антонио Солари. В Кремле были разобраны старые деревянные дворцовые постройки, в том числе и старый великокняжеский терем, на месте которого была возведена огромная для своего времени – около 500 кв. метров – белокаменная парадная палата, строгая гармоничность которой и сегодня является одним из главных украшений кремлевского дворцового ансамбля.

При строительстве Грановитой палаты итальянские зодчие руководствовались традициями русских мастеров, избрав в качестве образца организацию внутреннего объема, характерную для монастырской трапезной: с единственным подпорным столпом по центру. Принятую в православных церквях полотенечную роспись по низу стен дополняют богатые фрески духовного содержания на стенах и сводах, что подчеркивает парадность и торжественность церемониального и приемного зала Кремля. Главным, восточным фасадом Грановитая палата выходит на Соборную площадь, которая служила основным местом проведения торжественных церемоний с участием князя. Именно поэтому архитекторы уделили особое внимание его убранству. Здесь отчетливо проявилось влияние итальянской архитектуры: вся плоскость стены облицована белым камнем, обтесанным на четыре грани, что и определило название палаты. Окна расположены в два яруса. Венчала палату высокая четырехскатная медная кровля. В то время Грановитая палата входила в состав обширного дворцового комплекса, который занимал не только вершину Боровицкого холма, но и частью спускался вниз, к крепостным стенам, идущим вдоль Москвы-реки. Высокие белокаменные подклеты новых дворцовых построек замкнули каре вокруг церкви Спаса на Бору, сделав ее по-настоящему дворцовым храмом. По свидетельствам современников, красоту московских кремлевских великокняжеских палат, теремов, хором и церквей было невозможно передать словами.

В конце XVI века, в правление царя Федора Иоанновича, рядом со старым дворцом Ивана III завершается строительство и оформление одной из древнейших палат, сохранившихся до наших дней, – Золотой Царицыной палаты, иначе – Малой Золотой палаты, или Палаты царицы Ирины, которая, по преданию, вся сияла золотом. Она была заложена еще в 20-е годы XVI века при Василии III. Приземистая, с арками и сводами, золочеными железными дверями, низкими окнами, на подоконниках которых размещались семь почетных боярских сидений, она на протяжении веков служила парадной приемной русских цариц и по своему назначению была близка к Грановитой палате. Своеобразный архитектурный облик Царицыной палаты, созданный мастерами, чье творчество отмечено влиянием зодчества итальянского Возрождения, и ее декоративное убранство прекрасно гармонируют с главным представительским залом Кремля. На стенах, старинная роспись которых неоднократно подновлялась и записывалась, представлены сцены из жизни русских княгинь и цариц, прославляющие их добродетели: мудрость, добронравие, приверженность православной церкви. Позднее, в XVII веке, над сводом Царицыной палаты были построены две церкви – Спаса Нерукотворного (1635 года) и Распятия (1681 года). В результате этого началась деформация свода, и в 1683 году он был укреплен двумя расположенными крест-накрест подпружными арками и дополнительными железными связями, что значительно изменило интерьер зала. Именно в таком виде палата дошла до нашего времени. В непосредственной близости от Грановитой и Золотой царских палат в первой половине XVII века, при царе Михаиле Федоровиче, был возведен уникальный для своего времени архитектурный шедевр, известный как Теремной дворец. Это пятиэтажное дворцовое сооружение на высоком белокаменном подклете стало зримым символом не только восшествия на престол новой царской династии Романовых, но и богатства русского государства, возродившегося из пепла после Смутного времени.

Теремной дворец был сооружен в 1635-1636 годах на высоких белокаменных подклетах Мастерской палаты XVI века русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Три яруса, уменьшающиеся кверху объемы и венчающая их высокая крыша верхнего теремка с шатрами крылец создали тот живописный ступенчато-ярусный силуэт, который позднее стал предметом многократного подражания. Теремной дворец возвышался над остальными постройками Кремля, выделяясь из дворцовой застройки золотой кровлей. По архитектуре Теремной дворец близок к традиционным русским деревянным хоромам. Над двухъярусным основным объемом этажей дворца был возведен ажурный каменный «чердак» – Златоверхий теремок. На уровне третьего и пятого этажей дворец окружен обширными гульбищами. Гульбища окружены невысокими каменными парапетами. Венчает здание высокая двухскатная кровля с металлическим гребнем и декоративными флюгерами. Порталы, наличники и карнизы покрыты богатой резьбой по белому камню. Треугольные фронтоны Теремного дворца опираются на пилястры и украшают сдвоенные окна с популярными в XVII веке декоративными элементами – висячими гирьками. Широкие плоскости заполнены орнаментом растительной плетенки, изображениями двуглавых орлов, фантастических животных и птиц. Окно главной парадной комнаты четвертого этажа выделено круглыми резными колоннами, опирающимися на скульптуры львов, и высоким, барочной формы фронтоном. Особенно изящны окна пятого этажа с легкими каменными арками, наличники которых обильно украшены горельефными изображениями белых голубок. Вход во дворец охраняют фигуры двух поднявшихся на задние лапы львов, выполненные Сантино Кампиони в 1845 году из мячковского белого камня.

Два нижних этажа Теремного дворца использовались как хозяйственные и мастерские помещения. Третий этаж служил жильем для членов царской семьи и особ, приближенных к царю. На уровне этого этажа находились два верхних парадных каменных двора, один из которых соединял царский терем с домовыми церквями и Боярской площадкой, а также с Грановитой и Царицыной палатами. Второй двор связывал Теремной дворец с церковью Рождества Богородицы и жилыми хоромами царицы. Здесь же стояли караулы дворцовых стрельцов, вооруженных пищалями и секирами. Кроме того, на Боярской площадке выстраивался почетный караул для встречи посольских гостей и иных именитых персон.

Царские покои состоят из нескольких следующих друг за другом комнат. В первой комнате – Передней, или Проходных сенях, придворные ожидали приема российского монарха. Очень редко, в знак особой милости и внимания, царь принимал в Проходных сенях иностранных послов. Следующая комната – Думная, или Соборная палата. В ней царь с боярами обсуждал и решал важнейшие государственные дела. Далее по ходу анфилады последовательно расположены Государева комната, или Престольная (в ней стоял царский трон), служившая царским кабинетом, а за ней – собственная государева Опочивальня и справа по ходу – уютное помещение царской молельни. Здесь же, вдоль северо-восточной стены дворца, было выделено место для небольшой буфетной комнаты. Все эти комнаты небольшие, с тремя окнами с юго- западной стороны. Резной орнамент и рельефное изображение птиц и животных украшают низкие дверные проемы. Так же богато декорированы резьбой и деревянные подоконники в комнатах.

Густо украшенные орнаментами стены и низко спускающиеся своды казались покрытыми дорогой тканью с вытканными по ней прихотливыми узорами. Анфилада этих царских покоев отличается своеобразной, чисто русской красотой традиционного убранства. Истоки этого оформления идут от практики древнерусского деревянного зодчества. До нашего времени сохранилась великолепная старинная резьба по белому камню на полах, подоконниках и ступенях внутренних лестниц. Древний резной черно-золотой раскрашенный орнамент сохранился на портале дверей, ведущих с Золотого крыльца во внутренние покои Теремного дворца.

Теремной дворец как одно из важнейших светских зданий Московского государства сыграл выдающуюся роль в формировании нового архитектурно-художественного облика всего Кремля. В 60-70 годах XVII века некоторые помещения дворца были переделаны или достроены. В западной его части был устроен Верхний сад. Одновременно старые здания были обновлены и оформлены в соответствии с новыми взглядами на кремлевскую архитектурную композицию, центральное место в которой по-прежнему занимали Теремной дворец с шестью домовыми храмами, расположенными по его главной оси, а также Грановитая и Золотая Царицына палаты.

Древнейшим каменным храмом дворца является церковь Рождества Богородицы, возведенная на сводах храма Воскрешения Лазаря. Церковь, воздвигнутая в память о Куликовской битве, была построена вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией рядом с теремом великой княгини. Она была освящена 1 февраля 1394 года и с тех пор служила домовым «женским» дворцовым храмом. От нее сохранились лишь западная, северная и часть южной стены с приделом святого Лазаря. Древняя кладка выполнена из крупных каменных блоков, а своды и стены – из кирпича. Своды опирались на четыре столпа. Древние росписи, к сожалению, не сохранились, даже фрагментарно. Сейчас стены и своды церкви покрыты побелкой, что позволяет тоньше чувствовать красоту древнерусского архитектурного памятника, его пластику и мягкость очертаний столпов, арок и сводов. Позднее на сводах церкви Рождества Богородицы был возведен новый храм: в 1514 году по повелению великого князя Василия III начали строить кирпичную Рождественскую церковь, которая поначалу была пятиглавой, однако в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича стала одноглавой. С западной стороны к ней пристроили Трапезную. В таком виде она и сохранилась до настоящего времени.

В начале XVII века рядом с Золотой Царицыной палатой была построена церковь Великомученицы Екатерины, на сводах которой позднее возвели церковь Преподобной мученицы Евдокии. Там же, на сводах Царицыной палаты, находится церковь Спаса Нерукотворного, над которой в XVII веке была построена церковь Распятия.

Церковь Спаса Нерукотворного строилась при царе Михаиле Федоровиче и была закончена в 1635 году. Так как в иерархии дворцовых церквей домовый храм государя был главным, его называют еще Верхоспасским собором. При царе Алексее Михайловиче в 1663 году храм был обновлен, расширен, к нему пристроили трапезную, а между церковью и дворцом, на сводах, была устроена паперть-площадка, которая получила название Верхоспасской.

Церковь имеет еще одно название «Спас за золотой решеткой», которое она получила после 1670 года, когда вход в нее со стороны Боярской площадки был загорожен богатой золоченой решеткой с растительным орнаментом.

В начале XVIII века столица Российского государства была перенесена в Санкт-Петербург. При Петре I в Кремле было заложено монументальное здание Кремлевского Арсенала, называемого тогда Цейхгауз. В 1730-1731 годах в Кремле по проекту архитектора Растрелли был возведен деревянный зимний дворец для императрицы Анны Иоанновны, получившей название Анненгоф. Позднее, в середине XVIII века архитектор Д.В. Ухтомский на месте разобранных старинных Набережных палат возвел по проекту В.В. Растрелли новый императорский дворец для императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, ни один фрагмент этого строения до наших дней не сохранился. Дворец был сильно поврежден при нашествии Наполеона, частично восстановлен, но вскоре «по ветхости» разобран до основания во время строительства в 1830-1840-е годы архитектором К. Тоном Большого Кремлевского дворца.

Грандиозное строительство в Кремле началось в эпоху Екатерины Великой. Именно тогда архитектор М.Ф. Казаков возвел Сенатский дворец, или, как его тогда называли, Кремлевское здание Судебных установлений и Правительствующего Сената – один из лучших памятников зрелого московского классицизма. Чуть раньше проектировался гигантский по замыслу Большой Кремлевский дворец, задуманный и в деталях проработанный архитектором В.И. Баженовым в 1768-1773 годах. О масштабности проекта можно судить хотя бы по тому, что Соборная площадь Кремля с Успенским, Благовещенским и Архангельским соборами, с колокольней Ивана Великого и звонницей становилась одним из внутренних двориков дворца. Парадный фасад и боковые крылья дворца должны были охватить по внутреннему периметру крепостных стен пространство от Спасских до Боровицких ворот, а затем выйти в западной части к Троицкой башне. Центральная часть дворца планировалась четырехэтажной, с мощными колоннадами, богато декорированной скульптурами и барельефами. По замыслу архитектора, вид на парадный фасад дворца должен был открываться со стороны Москвы-реки. Этому мешала кремлевская стена, в связи с чем были частично разобраны Тайницкая, Первая и Вторая Безымянные башни и примыкавшие к ним стены.

Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь. В 1774 году императрица Екатерина II прекратила все работы по постройке баженовского дворца, а сам архитектор, поднявший руку на Кремлевские святыни, попал в длительную опалу. Через два года разрушенные кремлевские стены и башни восстановили, а опыт проектирования и создания гигантского дворца в Московском Кремле был признан неудачным. К идее строительства Большого Кремлевского дворца вернулся в 1837 году император Николай I. По его повелению на площадке между Грановитой палатой, Теремным дворцом и кремлевской стеной, начинающейся от Боровицкой башни и заканчивающейся Комендантской башней, должно было быть возведено здание нового Кремлевского дворца, нового здания Оружейной палаты и Апартаментов их высочеств, предназначенных для членов императорской семьи.

Принято считать, что Большой Кремлевский дворец построен в период с 1838 по 1849 годы. Проектирование началось в конце 1837 года, а проект строительства и смета были утверждены императором Николаем I в феврале 1838 года. Указом императора 5 марта 1838 года главным архитектором был назначен К.А. Тон, главным художником – академик Ф.Ф. Солнцев. Закладка Большого Кремлевского Дворца состоялась 30 июня 1838 года. В основном строительство было в основном закончено 18 марта 1843 года. В последующие годы производилась отделка интерьеров искусственным мрамором, лепниной, скульптурами, каминами, укладывался уникальный узорный паркет, устанавливались редкостные бронзовые люстры и бра. Во время строительства старые постройки, исключая древние Грановитую и Малую Золотую палаты, Теремной дворец, храм Спаса на Бору и ряд дворцовых церквей, были разобраны. На их месте вдоль верхней кромки Боровицкого холма был возведен величественный новый дворец. Первый этаж фасада занимала так называемая «Собственная половина» – Апартаменты их Императорских Величеств. На втором этаже дворца находились Андреевский тронный и парадные «орденские» залы, посвященные наиболее чтимым орденам Российской империи. В камне были увековечены орден Святого апостола Андрея Первозванного, орден Святого Александра Невского, орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, орден Святого равноапостольного князя Владимира и орден Святой Великомученицы Екатерины. Эти залы вместе с Парадной гостиной (Диванной), Парадной опочивальней, Ореховой уборной и Кавалергардским залом образовали восточное, южное и западное крылья нового дворца, построенного в П-образной форме.

В северной части каре замыкалось древним Теремным дворцом с домовыми церквями и парадными Грановитой и Малой Золотой палатами, бережно сохраненным и удачно вписанным архитектором в новую постройку. В центре главного внутреннего двора до 1933 года сохранялся древний, хотя и дважды серьезно перестроенный собор Спаса на Бору.

В XX столетии дворец претерпел некоторые серьезные изменения. После революции с его фасадов исчезли геральдические орлы. На месте разобранного храма Спаса на Бору был возведен безликий гостевой корпус, а снесенное древнее Красное крыльцо, примыкавшее к Грановитой палате, заменила двухэтажная столовая для делегатов партийных съездов.

Незавидная судьба постигла также парадные Андреевский и Александровский залы: в 1932-1934 годах снесли разделявшую их стену, уничтожили все их богатейшее декоративное убранство и оборудовали зал для проведения съездов коммунистической партии и заседаний Верховного Совета СССР.

В 1994 году президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ о возвращении Большому Кремлевскому дворцу его исторического облика. За это время были не только отреставрированы сотни помещений дворца, но и воссоздано парадное Красное крыльцо. Сегодня оно известно всему миру. Именно с этого крыльца президенты России принимают парад Президентского полка после торжественной церемонии вступления в должность. В последующие годы благодаря титаническому труду огромного коллектива строителей, архитекторов, реставраторов и декораторов, удалось воссоздать в первозданном виде гордость Московского Кремля, символы Российской державности – Андреевский и Александровский залы, отреставрирован Георгиевский зал. Здесь с 2000 года проходят официальные церемонии вступления в должность президентов Российской Федерации, важнейшие государственные церемонии, торжественные приемы, вручение верительных грамот иностранными послами.

Находящиеся в Московском Кремле здания дают яркое представление о многовековом развитии архитектурного творчества со времен Древней Руси и до наших дней. Идея российской государственности нашла зримое воплощение в строгих и торжественных архитектурных силуэтах Московского Кремля – главного символа России и ее первопрестольной столицы.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©