29 мая - 04 июня 2018   № 16 (2218) Издается с 1990 г.
Новая весна сорокалетнего фестиваля
Юбилей ММКФ ознаменовался наградами сразу трех российских фильмов
Свою юбилейную 40-ю программу Московский международный кинофестиваль представил в не привычные для себя сроки. Причина понятная и приятная - стартующий летом долгожданный праздник мирового футбола. Кинофорум галантно уступил и, как выяснилось впоследствии, жалеть об этом не пришлось. Перенос на апрель пошел на пользу. И теперь назначенная в силу обстоятельств апрельская неделя, скорее всего, станет постоянной пропиской ММКФ. Это изменение как положительное отметил Никита Михалков. Выбирая апрель, ММКФ оказывается между Берлинским и Каннским кинофестивалями. «Место самое удобное, у нас больше выбора и меньше нервотрепки», - уточнил президент кинофестиваля. Окончательное решение за Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF - International Federation of Film Producers), куда была отправлена заявка на утверждение новых дат проведения ММКФ.

Первый весенний опыт, пришедший на юбилей кинофорума, показал неослабевающий интерес профессионалом киноиндустрии и любителей кино, успевших быстро сориентироваться во времени. В общей сложности фестиваль посетили более 50 тысяч зрителей, просмотревших в рамках киносмотра порядка 300 картин из 67 стран мира. В Москву на главный кинофестиваль страны прибыло свыше 3, 5 тысяч гостей и участников.

Как всегда фокус внимания был направлен на конкурсную программу. Ее еще до старта показов уже называли сильной. Кстати, по оценке Никиты Михалкова, такой уровень представленной программы «в определенном смысле еще и результат того, что кинофестиваль устроили в апреле». В основном конкурсе разместилось 16 фильмов, среди которых 3 российских. Нашу страну в этом году представили разноплановые работы, очень разные по авторскому высказыванию и поиску средств выражения заявленной темы: якутская притча на литературной основе Эдуарда Новикова «Царь-птица», драма о крупнейшем землетрясении в Армении «Спитак» Александра Котта и фильм с кратким, но красноречивым названием «Ню», смелое молодежное высказывание о любви ВГИКовки из Китая Ян Гэ. Все три ленты получили признание жюри и вызвали интерес у зрительской аудитории, чем и был наилучшим образом отмечен сорокалетний юбилей фестиваля.

Главный приз «Золотой Георгий» получил фильм «Царь-птица», представляющий кинематограф Республики Саха, самого крупного региона России. Картина снята по мотивам рассказа Василия Яковлева «Состарившаяся со мною лиственница». Рассказ можно прочитать только на якутском языке, он не был переведен на русский. Автор ушел из жизни в 90-е годы прошлого века, над сценарием работал писатель и драматург Семен Ермолаев, от которого режиссер картины узнал о произведении, и проникся им. История размеренной, даже монотонной жизни пожилой семейной пары вдали от цивилизации, но в полном ладу с суровой природой Якутского края, рассказана с максимальным соблюдением национальных особенностей быта народа, его характера, верований, привычек. Прекрасный актерский дуэт заслуженной артистки республики Зои Поповой и Степана Петрова тонко передает всю гамму внутренних, молчаливых переживаний героев. Появление в фильме орла, священной для якутского народа птицы, добавляет сюжету интриги и психологизма. Не появись к финалу на экране доблестные красноармейцы, сделавшие свое жестокое дело, картина могла бы быть вовсе не привязана ни к какой-либо эпохе, парить свободной от политики, сосредоточившись только на семейно-бытовом жизнеописании в обрамлении национального эпоса. Остаться фильмом вне времени, а значит на века.

Второй по значимости приз фестиваля за лучшую режиссерскую работу был вручен российскому режиссер Александру Котту за снятый в копродукции с Арменией фильм «Спитак». Реальные, унесшие 25 тысяч человеческих жизней и оставившие без крова более полумиллиона человек трагические события, произошедшие в 1988 году, до сих пор напоминают о себе. Землетрясение прошло катком по судьбе главного героя картины, благополучного армянского бизнесмена, удачно встроившегося в московские реалии. Ему приходится резко менять привычный уклад в надежде догнать ускользающее мгновение.

Специальным призом жюри была отмечена картина «Ню», где в качестве режиссера дебютировала финалистки «Голоса», актрисы Ян Гэ. В своем первом фильме она выступила во всех творческих профессиях: и режиссер, и сценаристка, и актриса, и продюсер и…. Китайская девушка играет саму себя в жадных поисках любовных отношений, попутно исполняя песни собственного сочинения. На пресс-показ картины попасть было непросто. На премьере зал не пустовал, но такого зрительского ажиотажа, как на фестивальных фильмах прошлых лет, к примеру, Валерии Гай Германики, лента не получила. А что-то родственное между работами этих неординарных дам, конечно, прослеживается. Получившая на ММКФ в 2014 году награду за режиссуру картина Германики «Да и Да», претендовавшая, по оценкам сведущих людей, даже на главный приз, поражала совершенной непохожестью на все остальные фильмы конкурса. Такую же сравнительную особенность можно отметить и в отношении дебюта Ян Гэ. Остановимся на этом, и не будем заниматься вопросами соотношения уровней их режиссерских возможностей. Ну, так «Ню» и получила свой приз, специальный.

Интересно, что из 3 премированных российских фильмов только лента, сделанная молодой московской китаянкой, звучала на русском языке. «Царь-птицу» и «Спитак» сопровождали титры: авторы отдали предпочтение национальной речи, дабы усилить колорит самобытных историй.

Актерские награды распределились между зарубежными гостями. Джованна Медзоджорно, сыгравшая в фильме «Неаполь под пеленой», который помимо участия в конкурсе открывал кинофестиваль, получила приз на лучшую женскую роль. В аналогичной мужской номинации награда досталась Кирану Чарноку, исполнившему главную роль в напряженном новозеландском фильме «Заблудшие». С этой лентой в полном метре дебютировал новозеландский режиссер Дастин Финили, работавший над картиной 10 лет. В конкурс Московского международного кинофестиваля фильм из Новой Зеландии попал впервые.

Документальное кино, представленное в конкурсной программе фестиваля, как обычно, точно и ярко отражало актуальную действительность. У документалистов быстрая профессиональная реакция на социальные и политические, глобальные и территориальные тенденции и изменения в обществе. Молодые берлинские режиссеры, одногодки из Берлина Ганс Блок и Мориц Ризевик со своим фильмом «Чистильщики» оказались на острие самой злободневной темы сегодняшнего дня. Жюри оценило это по достоинству, объявив картину лучшей документальной работой фестиваля.

Среди весомого количества различных, но всегда интересных и познавательных программ кинофорума, стоит отметить подготовленную специально к юбилейному году программу «Свои». В нее были включены лучшие картины, в свое время получившие призы смотра и ставшие настоящим открытием. Но, как определил программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, «главной задачей любого международного фестиваля является объединение народов перед лицом высокого искусства, когда стираются и территориальные, и временные границы». Поэтому подборка картин, снятых в Латвии, Литве и Эстонии в советские годы и в новейший период, представляется программному директору одной из самых интересных. По его мнению, представив ее, ММКФ вернул себе важную роль консолидации кинопроцесса на территории бывшего СССР .

И завершающее сообщение от президента ММКФ. На итоговом брифинге Никита Михалков на вопрос о судьбе будущего фестивального центра заверил, что все движется планомерно, работа с документами, договорами, ни на минуту не останавливалась, процесс контролирует Леонид Верещагин, который находится в прямом контакте с заказчиками и исполнителями. «Конечно, хочется иметь свой центр. Я надеюсь, что мы его получим», обнадежил собравшихся журналистов президент Московского международного кинофестиваля.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©