22 - 28 марта 2018   № 10 (2212) Издается с 1990 г.
Суета сует в Суздале
Анимационное кино продемонстрировало особый интерес к семейной теме
Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел в 23 раз. Суздаль вновь погрузилась в мир сказочных персонажей, ярких рисунков и сюжетных откровений. Смотр новых работ отечественных мультипликаторов каждый год собирает более полутора тысяч маститых профессионалов: режиссеров, художников, сценаристов, представителей смежных анимационных профессий из пяти десятков студий страны, а иже с ними только входящих в мир мультипликации творческих людей, студентов профильных учреждений и истовых почитателей жанра. Суздальфест как-то незаметно, без видимого напряжения занял позицию главного отечественного профессионального анимационного форума. В его праве на статус нет сомнений, равно как и в том, что в кинематографическом сообществе это один из наиболее обособленных, закрытых, профессионально очерченных смотров, плотно замкнутых на себе, своей индустриальной целостности.

В этом есть известное очарование. Неспешно двигаясь по пустому коридору гостиницы легко можно повстречаться с мировой звездой анимационного кино, ответить на дружескую улыбку и оставить это у себя в памяти надолго. Голландский режиссер Микаэль Дюдока де Вит, обладатель «Оскара» и двух номинаций на эту премию, приехал в Россию впервые. На фестивале дал мастер-класс, рассказал в деталях о процессе создания мультфильмов, поделится своими взглядами на искусство и окружающий мир. Переполненный зал был во власти магии творчества два с половиной часа.

Одна из традиций фестиваля назначать смотру главную тему. В этом году все показы предварялись роликом «Секретный ингредиент» Натальи Оленченко, которая представила в нем «вкусную анимацию» - генеральную идею 23 киносмотра. Эта весьма благодатная тема была всесторонне обыграна на открытии Суздальфеста, объединившегося по интересам с предстоящим Чемпионатом мира по футболу.

Среди всех серьезных и взрослых профессиональных задач традиционно особым вниманием фестиваля была одарена детская аудитория. Что вполне закономерно: для большинства наших сограждан мультики – это синоним планеты «Детство», жители которой остаются главными потребители анимационной продукции. На эту целевую аудиторию с особой ответственностью работает индустрия. В своем послании к фестивалю министр культуры Владимир Мединский отметил, что «кино и телевидение для детей – одно из важнейших направлений государственной культурной политики» и подчеркнул высокий статус Суздальфеста, назвав его «уникальным явлением в культурной жизни нашей страны».

В этом году на участие в фестивале претендовало рекордное количество анимационных работ. В результате из более 300 поступивших в адрес смотра фильмов селекционной комиссией было отобрано 108 лучших. «Есть среди них удачные, блестящие, невнятные… Самое важное, что этот замечательный фестиваль дает представление о том, что анимация движется, развивается», - уловил главную тенденцию режиссер Андрей Хржановский. Анимация как самая образная и демократичная кинематографическая форма общения со зрителем в последние годы заметно расширила свое присутствие в общем потоке кинопродукции. Все чаще появляются примеры, когда создатели полноформатного игрового кино прибегают к использованию аниме для усиления звучания сюжетной линии, обогащения эмоциональной ткани. В определенной степени похожий микс был представлен и в победившей в Суздале картине Лео Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?», признанной лучшим полнометражным фильмом. Автобиографическое, документальное повествование, основанное на рассказах и рисунках грузинского художника, режиссера, писателя, драматурга Резо Габриадзе, сочетает различные виды визуального ряда с проникновенным и остроумным авторским текстом. Сюжет развивается, следуя воспоминаниям подростка, наблюдающего за неспешным течением жизни в горном селе. По сути, семейная история, снятая сыном для отца. Примечательно, что продюсером ленты, сделать которую режиссер мечтал 25 лет, выступил Тимур Бекмамбетов.

Не менее впечатляющий, яркий семейный портрет в национальном колорите был представлен фильмом Алексея Туркуса «Суета сует», завоевавшим Гран-при фестиваля. Картину, сценарий к которой был написан еще в 1993 году, Туркус начал снимать вместе с Алексеем Шелмановым, оба выходцы из Московского архитектурного института. Работа была прервана, возобновил ее Туркус в одиночестве после ухода второго режиссера из жизни. Сюжет ленты довольно прост: он и она. Препятствия чинит отец девушки, который категорически не хочет выдавать дочь за соседского парня. Но все домочадцы с той и другой стороны всячески способствуют заключению счастливого союза. Картинку наполняет смыслом закадровый текст, вложенный в уста опять-таки внимательного к житейским мелочам подростка, младшего брата влюбленного героя. Вся прелесть, подкупающая искренность картины заключается в деталях взаимоотношений людей этого провинциального городка, их диалогах и прекрасной музыке Массне, Фучика, Хоманна, звучащей в меру и кстати. Гран-при присуждается обычно без всяких уточняющих формулировок. Тем не менее, исключительную проникновенность, трогательность фильма жюри отметило при вручении приза со сцены.

Лучшим профессиональным короткометражным фильмом фестиваля стала картина Романа Соколова «Теория заката». С тем же успехом она могла быть названа «Теория рассвета», что звучало бы значительно позитивнее. Закат наступает только по той причине, что есть рассвет. Кому-то может посчастливиться разглядеть в этой незатейливой истории, состоящей из циклических усилий одинокого человека, взявшего на себя ответственность за сменяемость дня и ночи, высший смысл. Он, поверьте, есть, поиск его стоит усилий.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©