29 сентября - 05 октября 2017   № 9 (2196) Издается с 1990 г.
Флагман морской сейсмики
Научно-исследовательское судно «Академик Примаков» расширяет возможности исследования российского шельфа
Подъем российского флага, ввод в строй и имянаречение нового научно-исследовательского судна «Академик Примаков» (ранее это был «Western Neptune» («Западный Нептун») не осталось без внимания не только специалистов, но и широкой научной общественности. Впервые за долгое время российский научно-исследовательский флот, который в советские годы был одним из самых больших в мире, который проводил сейсмические исследования практически во всех районах Мирового океана, пополнился современным судном, способным вести на высочайшем уровне изыскания как на шельфе экономической зоны России, так и в прилегающих акваториях.

Морская сейсморазведка занимает особое место в целом комплексе научных исследований водной, в и в том числе морской, поверхности земного шара. Более того, из всех иных видов исследований – гидроакустики, подводной геологии, морской биологии и др. – она имеет наиболее прикладное значение для российской экономики. Именно сейсмическое исследование морского дня позволяет с наибольшей точностью определить потенциальные нефтегазовые месторождения, их места залегания и возможности бурения для промышленной разработки. «Сейсмика», как говорят, геологи – это ключ к подземной кладовой Нептуна.

Сказать, что в последние годы отечественная морская «сейсмика» переживала реальны кризис – значит просто констатировать очевидное. Объёмы сейсмических исследований в российских морях снизились в несколько раз, и в некоторых районах практически приостановились. Но и даже там, где они проводились, качество работ вызвало немало нареканий и у нефтяников, и у газовиков. Ведь реальной проверкой качества сейсмики служат результаты подводного бурения, позволяющие получить ту самую нефть и газ, которые потом будут извлекаться для закачки в танкера и газовозы.

Сам же флотский труд сейсморазведчиков весьма труден и вызывает искренне уважение моряков с других видов судов и кораблей. Сейсморазведка осуществляется благодаря косам – длинным шлангам (до 600 метров), которые судно одновременно буксирует за собой на глубине, причем на разных уровнях. Через эти косы-шланги проводятся пневмовыстрелы, которые создают звуковую «исследовательскую» волну, отражения которой улавливают гидрофоны. Полученные данные и позволяют определить места «ловушек» залегания месторождений нефти и газа. Чем боле у научно-исследовательского судна кос, тем точнее и надежнее результат.

Впереди сейсморазведчика, как правило, идет специальное небольшое судно, которое ведет наблюдение за тем, чтобы на обследуемом участке не было посторонних предметов – даже небольшой морской мусор способен повредить косы и вывести из строя весь «акустический трал». Если такое все-таки происходит, то с борта научно-исследовательского судна спускается катер, который оперативно находит поврежденный участок «косы» и производит ремонт. Остановка сейсморазведывательного судна может вызвать выход из строя оборудования и поэтому оно оснащено двумя силовыми установками, но в крайнем случае идущие впереди судно должно взять его на буксир и продолжить движение. Даже пополнение запасов и перегрузку сейсморазведывательное судно проводит, не замедляя ход. И понятно, что для такой работы необходимо относительно спокойное море, без серьёзного волнения. В реальный шторм вести сейсморазведку не представляется возможным. Так что в условиях арктических вод такое исследование может быть проведено лишь во время нескольких летних месяцев.

Нынешней сейсмологический морской разведчик, вошедший в состав российского научного поискового флота – это результат серьезной и многоходовой внешнеполитической комбинации, которую по ряду параметров можно считать прорывной. Во-первых, после длительного перерыва российская сторона в лице государственной кампании «Росгеологии», дочкой которой является компания «Севморнефтегеофизика», делает серьезный шаг в борьбе за рынок сейсморазведки. Во-вторых, это приобретение в какой-то мере прорывает тот самый частокол санкций, который выстраивает США на пути российского освоения нефтегазовой кладовой российской Арктики.

Процитируем официальное сообщение кампании: «В июле 2017 года в рамках последовательной политики модернизации и обновления российского сейсморазведочного флота, проводимой АО «Росгеология», СМНГ приобрело новое сейсморазведочное судно 3D «Western Neptune», оборудованное современным навигационно-геофизическим комплексом Q-Маrine. Судно способно буксировать до 16 сейсмических кос, обеспечивая высокую суточную производительность, что крайне важно для работы в короткий полевой сезон на Арктическом шельфе. Приобретение НИС «Western Neptune» ознаменовало начало нового этапа в отечественной морской геологоразведке за счет возможности использования, не имеющего аналогов в России высокотехнологичного судна и установленного на нем оборудования».

«Western Neptune» («Западный Нептун») – европейской постройки, 1999 года постройки, судно не молодое, но и не старое. Самое «молодое» российское сейсморазведывательное судно НИС «Академик Немчинов» – 1988 года постройки в Норвегии, но 1997 году прошел модернизацию. Так что нынешнее российское приобретение от международной кампании «Шлюмберже» (мирового лидера в области нефтегазоразведки), которое проведено благодаря участию российского ВТБ банка, (сам договор был заключён во время Санкт-Петербургского международного экономического форума в 2016 году), ломает стереотипы последнего времени.

Что касается технических характеристик, то для научно-исследовательского судна они впечатляют: длина 92,5 метра, ширина 23,0 метра, высота борта 9,0 метров, максимальная осадка 7,3 метра, что делает его по-настоящему океанским. «Академик Примаков» развивает 15 узлов. Судно оборудовано тремя палубными кранами. Имеет компьютерный зал. Судовая команда насчитывает 68 человек, которые размещаются в 46 каютах. Судно оборудовано вертолетной площадкой и местом для хранения опасных отходов.

До приобретения «Академика Примакова» сейсморазведочный флот «Севморнефтегеофизика» насчитывал пять судов «Академик Немчинов», «Академик Шатский», «Академик Лазарев», «Профессор Рябинкин» и «Гео Арктик». Шестое судно увеличивает не только количественный состав, но позволяет сделать новый качественный прорыв в исследования российской подводной кладовой.

… Евгений Максимович Примаков в молодости хотел быть военным моряком, и даже учился одно время в военно-морском подготовительном училище в Баку, практику проходил на учебном корабле «Правда». Его вклад, как российского политика и ученого, в укреплении международных позиций Росси в вопросах правообладания и разработки шельфа широко известны. И новое исследовательское судно «Академик Примаков» не только укрепляет российское экономическое могущество, но и в какой-то мере символизирует новую победу российской дипломатии по борьбе против санкционных оков.

Фото судна «Академик Примаков» из аккаунта Евгения Примакова в сети Facebook.

03.11.2017



Автор - Алексей Александров

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©