26 июля - 01 августа 2017   № 7-8 (2195) Издается с 1990 г.
С молодыми и для молодых
Гран-при фестиваля «Зеркало» взяла работа российского режиссера
Нередко на том или ином представительном кинофоруме какой-то один фильм конкурсной программы попадает в категорию фаворитов сразу после завершения показа. Растаяли титры и тотчас приходит понимание – вот он, безусловный претендент на приз фестиваля, какой именно в этот момент обдумывает каждый из членов жюри. Именно так случилось с картиной «Теснота» российского режиссера Кантемира Балагова на XI Международном кинофестивале им. Андрея Тарковского «Зеркало». Конечно, в пользу полнометражного дебюта 26-летнего выпускника мастерской Александра Сокурова сыграли недавние успехи фильма в Каннах (участие в программе «Особый взгляд» и премия Международной федерации кинопрессы FIPRESCI) и на «Кинотавре» (приз за лучший дебют).

Гран-при «Зеркала» украсил шлейф достижений. Такое решение приняло жюри во главе с 38-летним мексиканским режиссером Аматом Эскаланте, самым молодым председателем за всю историю фестиваля, но уже имеющим в своем послужном списке награды ведущих мировых кинофорумов: Канн, Венеции. Кстати, работы председателя жюри, как и другого выдающегося мастера, венгра Яноша Саса, были представлены в секции «Тарковский. Контекст». Как пояснил программный директор «Зеркала» Андрей Плахов, они задают высокие критерии авторского творчества, на который ориентируются начинающие кинематографисты.

Ивановские зрители, а в этом году фестиваль сделал своей главной площадкой областной центр, также отдали фильму «Теснота» свои симпатии. Этот выбор представляется самым обоснованным: сложно было не ответить на эмоциональную историю недавнего прошлого страны, рассказанную к тому же через доминанту захватывающей любовной интриг с чуть слышными отголосками вечной темы Ромео и Джульетты, прочитанной на современный лад.

Сюжет картины базируется на воспоминаниях отца лауреата фестиваля, и является, по сути, переосмыслением событий 20-летней давности, происходящих в Нальчике. Есть основания полагать, что таких примеров современной интерпретации былого в исполнение молодой волны российских режиссеров появится немало.

В пользу фильма высказалось и работающее на фестивале жюри молодых киноведов и кинокритиков «Голос». Алексей Боков, генеральный продюсер «Зеркала», единственного фестиваля, где из года в год работает такое специфическое жюри, не раз отмечал значение диалога с молодыми зрителями, кинокритиками и авторами.

К чести фестиваля можно отнести решение жюри присовокупить к главному призу китайскую ленту Фэна Сяогана «Я не мадам Бовари». В какой-то степени фильм также переиначивает прошлое, точнее говоря, перекладывает сюжет национальной литературной основы XVII века о роковой Пан Цзинлянь, ставшей символом порока, в наши дни. Получается, черные метки не всегда справедливы: хотя бы потому, что они «…людьми даются, а люди могут обмануться». Жанром, в котором сделан фильм, названа комедия. Но это тот случай, когда о серьезных вещах умело говорится в легком тоне. Можно уловить некоторые параллели с замечательной французской антиутопией «Джеки в стране женщин», сопровождаемой слоганом «Самая смелая комедия», где нельзя было обойтись без участия Шарлотты Генсбур.

Китайский фильм далек от формата французской картины, но как почти любое авторское кино органичнее арт-хаусу. История долгого судебного процесса бывших супругов выходит далеко за рамки чисто семейных отношений: в бытовых деталях, диалогах, поступках героев фильма раскрывается социальное устройство китайского общества, его иерархичность, уязвимость перед отлаженной бюрократической машиной.

Спокойное, не без иллюзии детективной завязки роуд-муви «Короткая экскурсия», по мнению жюри, представило лучшую режиссерскую работу на фестивале. Причем, молодое жюри оказалось солидарно с профессиональным в этой оценке. Помимо безоговорочно признанной «Тесноты» новое поколение также отметило «Короткую экскурсию», в которой на экране преодолевают путь к монастырю, чтобы посмотреть древние фрески, их ровесники. Картина, снятая хорватом Игорем Бежиновичем с одним единственным профессиональным актером в кадре, подкупала правильной размеренностью повествования, прекрасными видами и абсолютной естественностью происходящего, которое легко было принять за документальное кино.

Похожее ощущение съемки скрытой камерой оставила и лента индийского режиссера Санала Кумара Сасидхарана «Сексуальная Дурга», отмеченная жюри за операторскую работу. Сюжет изобретательно выстроен на злоключениях эмигрантки из северной Индии и ее спутника Кабира, спасающихся бегством. Их путь до вокзала превращается в череду бесконечно повторяющихся нелепиц. В отличие от «Короткой экскурсии», индийский фильм, красочный, динамичный, шумный, хранит для зрителей массу непонятого, слишком много колоритных национальных специфических проявлений и в сюжете, и в мотивации героев, да и их нескончаемые диалоги в тиграх едва можно осмыслить.

О фокусировке внимания фестиваля на молодых зрителях говорил и президент «Зеркала» Павел Лунгин, подметивший мировую тенденцию, когда на первый план выходят проблемы восприятия мира молодыми людьми, их адаптации, и Андрей Плахов, В этом смысле «Зеркало», можно сказать, обкатало главную тему 39 ММКФ, стартовавшего непосредственно после окончания кинофорума в Иваново. В этой преемственности нет ничего удивительного, многие из ведущих экспертов «Зеркала» задействованы на Московском международном: Андрей Плахов, Елена Слатина, Константин Шавловский.

Молодым адресована и V Международная научная конференция «Тарковский. Сны», которая была посвящена новому взгляду на творчество мастера, давшего имя фестивалю.Тарковский остается сегодня центром притяжения для молодых кинематографистов, они открывают и заново переосмысляют его наследие. В этом году конференция впервые прошла в Москве, в кинотеатре «Октябрь» накануне открытия «Зеркала». Кстати, это торжественное событие, как и в прошлые годы, состоялось в чудесном Плесе на берегу Волги.



Автор - Елена Степанчикова

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©