26 июля - 01 августа 2017   № 7-8 (2195) Издается с 1990 г.
И жизнь, и слезы, и победа!
Военно-исторические темы и наблюдения за современностью
В тринадцатый раз Севастополь принял ежегодный международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе». На церемонии награждения лауреатов стало известно, что со следующего года кинофорум официально получит постоянную прописку в городе воинской славы, где он и был рожден, будет Севастопольский международный…

Гости и участники киносмотра, собравшиеся в Доме офицера Черноморского флота, где торжественно подводили итоги завершившегося фестиваля, встретили эту новость с радостью и благодарностью. Многие полюбили ежегодный киносмотр прикипели к нему душой. Как признался одни из местных ветеранов, День победы для него давно и неразрывно связан с фестивалем «Победили вместе».

Стоит напомнить, что немеркнущий подвиг советского народа в Великой Отечественной войне и лег в основу фестиваля, впервые состоявшегося в 2005 году. Задача фестиваля – сохранить эту память.

Сегодня кинофорум объединяет творческих людей из России и многих зарубежных стран. Как отметил президент Евразийской академии телевидения и радио, генеральный продюсер фестиваля Валерий Рузин, только в конкурсной программе была представлена 21 страна. Столь широкое международное участие, а также уровень работ, которые стали интереснее, качественнее, безусловно, профессиональнее, делают фестиваль все более масштабным и авторитетным событием.

Конкурсная программа этого года была тонко сбалансирована, что позволило сохранить приоритет изначально заявленной военно-исторической основы, но без ущемления современных тенденций кинематографа. Главными темами фестивальных картин и телеработ стали типично взрослые, раз за разом повторяющиеся во времени, проблемы. Некоторые в наши дни приходится решать детям. Как в необычной, сочетающей элементы игрового и документального киноязыка, ленте бельгийского режиссера Пьетер-Жана Де Пю «Земля просвещенных», получившей главную награду фестиваля Гран-при. Кинематографическое путешествие, на которое режиссер потратил десять лет жизни, в красивую, очевидная заслуга оператора, страну Афганистан. На экране реальное время, где рвутся бомбы, строчат пулеметы, рано взрослеют дети. Взгляд режиссера направлен на группу местных мальчишек. Сбившимся в стайку подросткам военного времени выпало жить не по-детски: они совершают набеги на караваны, пытающиеся вывезти из страны ее природные богатства – лазурит, приторговывают оружием, минами, меняют их на что-то полезное у американских солдат, расквартированных здесь же, в горах. Промышляют всем, добывая средства к существованию и противодействуя отчаянию, принесенному ураганом войны. Война отняла у них детство, но не смогла отобрать мечту, лишить желания, а может, и необходимости рисовать сладкие картины будущего. У 14-летнего Назира сказочные грезы удалены от действительности на расстояние в миллион световых лет. Он, ни много ни мало, представляет себя шейхом во дворце с красавицей женой. Мечтает об этом так завораживающе искренне, что в который раз выдает себя: нет, это не воин на лихом скакуне в ушанке и с автоматом наперевес, а растерянный мальчишка, попавший в переплет событий, ежеминутно прячущий свои страхи.

Лучшим короткометражным фильмом назван «Конкурс» Евгения Ховаева. Эмоциональная, зрелищная, интригующая картина о честолюбии, стремлении к победе и испытаниях на пути к ней. Как преодолевают их четыре пианиста из разных стран, участвующие в известнейшем международном конкурсе имени П.И.Чайковского, об этом подробно, прочувственно рассказывает фильм. Похожее прочтение современной, абсолютно земной истории, но из иной профессиональной области, представила картина Евгения Голынкина «Сердце, 40 лет спустя», ставшая лауреатом фестиваля в номинации за лучшую режиссерскую работу. Лента продолжила тему, начатую в документальном фильме о советских кардиохирургах. В новой попытке дан коллективный портрет современных практикующих врачей, которых так же, как и их коллег 40 лет назад, волнуют этические профессиональные вопросы: о цене человеческой жизни, об ответственности людей в белых халатах.

Из этого же профессионального мира герой картины Адилета Каржоева «Спасибо, доктор!» (Франция, Польша, Кыргызстан). Трогательный портрет 80-летнего хирурга Зрнста Акрамова, заведующего отделением больницы, местной знаменитости, который в прямом смысле днюет и ночует на рабочем месте. Все, что у него есть, это маленькая, скудно обставленная каморка рядом с больничным коридором, да нехитрый скарб, обеспечивающий течение повседневной жизни. Картина, заслужившая признание фестивальной прессы, детально прослеживает рабочий день своего героя. Вот он на обходе, в общении с больными, на празднике, вальсирует на сцене с молодой партнершей… День подошел к концу, усталый врач готовится ко сну. На стуле у кровати его ждет тигренок, как ласково называет доктор огромную мягкую полосатую игрушку, подарок благодарного пациента. Так продолжается уже четверть века. Зрители не узнают причин, из-за которых на склоне лет человек, востребованный в профессии, оказался в заточении у одиночества. Хотелось бы, но работа не спасает. Похоже, рядом всегда была только она, хорошо, что любимая.

Похожий итог зафиксирован в картине «Обреченная красота» чешских кинодокументалистов Хелены Тржештиковой и, Якуба Хейна, отмеченной специальным дипломом жюри фестиваля. Также портретная зарисовка, но более подробная, исследовательская, трагичная. В центре сюжета реальная фигура – актриса Лида Баарова, прожившая долгую жизнь, познавшая славу и забвение. Умерла в одиночестве, почти забытой на пороге 21 века в возрасте 86 лет. Фильм прослеживает все этапы ее становления в профессии и перипетии личной жизни, используя уникальный материал из нескольких европейских киноархивов.

В юности все сулило невероятно красивой, талантливой девушке безоблачное, счастливое будущее. Успех, причем бурный, ошеломляющий, пришел к ней сразу после первых работ на студии Баррандов. Вскоре последовало приглашение сниматься в Германии, что означало взлет карьеры. Но это уже были тридцатые годы, Третий Рейх. Создателям картины удалось записать воспоминания актрисы в последние годы ее жизни, откровенные рассказы о минувших событиях потрясают. На камеру звучат ее слова о том, что министр пропаганды Геббельс влюбился, как мальчишка, как закрутился любовный роман, как потом Гитлер приказал Геббельсу прервать с ней все контакты. Она покинула Германию до знакового 37-го года. Потом всю жизнь жалела, что отказалась от предложения Голливуда, надеялась, что тогда имела бы счастливую жизнь.

После окончания войны Лида Баарова опять работает на своей первой студии, старается упрочить карьерные позиции. Но вскоре последовали вызовы на допросы, где ее настойчиво расспрашивали о годах в Германии, связях с Геббельсом. Снова спешный отъезд, теперь уже в Италию. Эта страна принесла ей недолгое счастье и покой: возобновилась работа в кино, появился спутник жизни. Через непродолжительное время супруг умирает, и с той поры красавица, покорительница сердец одиноко доживала свой век в окружении собственных портретов, украшающих стены дома.

Человек, который жертвует всем ради карьеры, нередко остается наедине с коробкой фотографий, резюмируют создатели фильма. Однако их цель масштабнее, это попытка увидеть в отдельно взятой личной истории историю эпохи. По-моему, это удалось. Есть вероятность, что фильм выйдет к зрителям. Как стало известно, российское телевидение проявило интерес к картине.



Автор - Елена Викторова

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©