26 июля - 01 августа 2017   № 7-8 (2195) Издается с 1990 г.
Несостоявшейся «Вундерланд»
Почему провалилась арктическая операция фашистского надводного флота в августе 1942 года?
Операция фашистского флота «Вундерланд» в водах советской Арктики, в августе 1942 года, как считает ряд военно-морских экспертов, вполне могла бы войны в историю как одно из неоспоримых свидетельств германской морской мощи, и, вполне возможно, стать одной, пусть и частной, победой, оказавшей влияние на ход восточной кампании. Но этого не произошло, и виной тому оказалась ни просчеты в подготовке, и не отсутствие профессионализма немецких командиров и моряков. Все дело было в мужестве и самоотверженности простых советских людей – моряков, артиллеристов, полярников… Именно об их стойкость и беззаветную храбрость разбилась казалось бы продуманная до мелочей операция, грозившая чуть ли Советскому Союзу потерей одной из важнейших своих внутренних коммуникаций – Северного морского пути…

В этой арктической истории много действующих лиц, которым и до сих пор не возданы надлежащие оценки и почести. Сама эта эпопея развернулась на арктических просторах, в районе Баренцева, Карского морей, районов арктических островов и архангельской тундры. В эту смертоносную игру были вовлечены разведки кригсмарине (подводного флота фашистской Германии) и Северного флота ВМФ Советского Союза, норвежского сопротивления, многочисленные посты наблюдения на советском арктическом побережье, и, конечно же, авиация обеих сторон.

Напомним, что именно в это время шли тяжелые бои на южном фланге советско-германского фронта, враг уже вышел в Волге, и вот-вот должен был перерезать водную артерию, по которой не только шло горючее из Баку, но там самая помощь по ленд-лизу, поставляемая через Иран. Только что разгромлен конвой РQ -17 и Британское адмиралтейство принимает решение прекратить поставки через Мурманск и Архангельск до завершения полярного дня…

И удар Северному морскому пути – да еще и мощный, который бы парализовал всю портовую инфраструктуру, навигационное обеспечение, посеял бы страх у торгового флота использовать эти маршруты, и более того – заставил бы Северный флот оттянуть туда, во внутренние районы свои силы, и, тем самым, ослабить давление и морскую осадку бывшего финского порта Петсамо, через который поставлялось в Германию стратегически важно сырье - никель, - дополнял бы общую серию скоординированного удушающего давления на Советский Союз, напрягавшего все свои ресурсы в высочайшей степени напряжения схватке.

Подготовка к этой операции и ее проведению для Германии началась еще в тридцатые годы. Война в Арктике – это во многом война метеорологов, кто владеет точным прогнозом погоды и знает ледовую обстановку, тот имеет ключи к победе. Истоки «Вундерланад» берут свое начало в тридцатые предвоенные годы - полет над районами Севморпути немецкого дирижабля «Граф Цепеллин», и проходе Северным морским путем немецкого рейдера «Комет» в 1939 году. Прибавьте к этому создание временных пунктов наблюдения на острове Земля Александры (западная оконечность архипелага Земля Франца-Иосифа) и на Новой Земле. Уже только после войны выяснилось, что немцам удалось даже оборудовать в архангельских лесах аэродром подскока для проведения воздушной разведки. Правда, появятся они несколько позже начала операции «Вундерланд».

Но, несмотря на казалось бы значительный объем полученной информации, немецкие военно-морские стратеги переоценили пропускную способность Севморпути в этот период, она, как следует из рассекреченных материалов военно-морской разведки Германии, была превышена в разы, а возможности противолодочной и береговой обороны преуменьшены…

Сам замысел «Вундерланда» был прост и дерзок. Два мощных надводных корабля при поддержке развернутых заранее подводных «волчьих стай» выходят к восточную часть Баренцева моря, затем Карское моря, и в случае удачи – в район Восточно-Сибирского моря, громя на своему пути идущие лишь с противолодочным охранением караваны транспортов. «Карманный» линкор «Адмирал Шеер» должен был сыграть в этой операции главную партию. Он был построен в те предвоенные годы, когда Германия не могла еще строить полноценные линейные корабли, но уже тогда вырисовывалось его основное боевое предназначение - действовать на торговых коммуникациях вероятного противника, - Великобритании и Соединенных Штатов, и … Советской России. Мощная артиллерия, в сочетании с броневой и противовоздушной защитой, дальностью плавания и гидросамолетами дела этот боевой корабль реальным рейдером. «Шеер» мог решать задачи как в составе группы кораблей, включая корабли обеспечения, подводные лодки, так и самостоятельно. «Шеер» должен был действовать в паре с тяжелым крейсером «Лютцов», но тот при выходе из норвежского порта налетел на подводную скалу и стал в ремонт…

Выходы «Шеера» и «Лютцова» отлеживались как английской, так и советской разведкой. Но в это раз об их покидании базы стало известно позднее обычного, и перехват совершить не удалось. Более того, «Шеер» сумел обойти районы возможного обнаружения, и незаметно пройти в Карское море, где смог обнаружить первый арктический караван, состоящий из десяти судов. Но тут удача стала изменять рейдерам, при посадке потерпел аварию самолет-разведчик, который базировался на борту линкора, что позволяло расширить радиус поиска целей. А караван, словно почувствовав угрозу, изменил курс, стал в тумане удаляться от «Шеера». И тогда капитан зурзее (капитан первого ранга) Меедсен-Болькен принял решение идти к Диксону, где намеревался разгромить порт, высадить десант, получить свежие метеоданные для форсирования проливов. Но и здесь везение изменил, на пути линкора оказался судовой транспорт «Сибиряков» под командование капитана Николая Качаравы. Вначале немцы попытались обмануть наших моряков, подняв американский флаг, начав переговоры на русском языке. Но предложение спустить флаг, и дать необходимые данные, транспорт ответил огнем своих по сути пушек – 76 и 45 мм, а радист передал координаты встречи с рейдером в эфир. Для немцев корсаров такой героизм был откровением, и, как показывают архивные документы, угнетающе подействовал на команду. Для немцев это было равносильно срыву операции, рейдер терял свою скрытность. Последовали залпы 280 миллиметровых орудий линкора, но груженый лесом сухогруз не сразу пошел на дно, оставшиеся в живых члены команды были подняты на борт линкора, но внятной информации не дали. Кстати, все это зафиксировано в немецких архивах (немцы свои неудачи не пытались спрятать).

«Шеер» двинулся к порту Диксон, который к тому времени был важным портом на этом участке трассы Северного морского пути. Но там его уже ждали, радиограмма дала возможность организовать оборону. И опять на пути рейдера встало мужество и самоотверженность защитников порта. Наперекор линкору, входящему в бухту, вышел сторожевой «Дежнев», с главной целью – принять бой, остановить продвижение линкора, а потом затопив свой корабль, на фарватере перекрыть вход в порт. Но в результате боя он был вынужден выброситься на мель, но все-так смог закрыть часть порта дымовой завесой. Но главную роль сыграла батарея 152 миллиметровых орудий старшего лейтенанта Николая Корнякова, которые до этого стояли на пирсе Диксона, готовые к отправке в Новую Землю. Это были орудия еще времен первой мировой войны. Именно такие орудия вызывали панику среди немецких танкистов в зимой сорок первого года под Волоколамском, пробивая насквозь броню их танков с такой силой, что моторное отделение, находящееся позади башни, отлетало почти на десять метров. Именно такие пушки, словно из арсеналов ушедшей империи, ударили по «Шееру», который начал, как ему тогда казалось, абсолютно безнаказанный обстрел Диксона. Уже готовилась занять места в баркасах десантная группа, как грянули первые залпы батареи Корнякова, которые были для командира линкора словно ушат холодной воды: по документам разведки мощных береговых батарей здесь быть не должно было быть. В памяти командиров крупных немецких боевых кораблей прочно остался эпизод 1940 года, когда при прорыве в Осло огнем береговой артиллерией Норвегии был потоплен тяжелый крейсер «Блюхер» и гневная реакция по этому поводу Гитлера. И это тоже сыграло свою роль.

Отчаянная смелость артиллеристов Диксона стало той каплей, которая окончательно лишила немецких арктических корсаров хоть какой-то надежды на успех и удаче. Но и риск диксоновцев был велик – два три накрывающих залпа главного калибра не оставили бы и мелкой щепки от батареи. Но, как говорится, смелость не только берет города, но и защищает гражданские порты.

В дополнение к залпам с берега, радисты «Шеера» перехватили сообщение о якобы подходе советских самолетов. И капитан зурзее принял решение не только отказаться от высадки десанта, но вообще отойти от Диксона. На этом и завершилась надводная рейдерская часть «Вундерланда». Основная часть противоборства стала подводной – и в 1943 году плавание конвоев в этих широтах считалось опасным делом, не нередко завершалось трагически. Нередки были и подводные дуэли. Кстати, почему на обратном пути карманный линкор не был перехвачен ни самолетами, ни подводными лодками ни Северного флота, ни союзников, тоже остается загадкой.

Но поход немецкого тяжелого надводного корабля в столь отдаленный район Арктики ускорил переговоры о передаче на условиях аренды советскому Северному флоту американского линкора «Милуоки», который стал на время войны советским линкором «Архангельск».

История с героическим боем «Сибирякова» и обороной Диксона шла одним из широко пропагандируемым эпизодом борьбы в Артике. Многое обросло легендами, но ни в коей мере не умалило мужества и стойкости наших моряков и полярников. Капитан Качарава после возвращения из плена (его капитанское звание никто из его сослуживцев не выдал) уже в зрелые годы возглавил морское пароходство Грузии, но звания Героя Советского Союза не получил, биографии же командира батареи старшего лейтенанта Корнякова и радиста «Сибирякова» и сегодня даже на просторах интернета можно найти с трудом.

А сама история сохранилась в памятнике защитникам порта на Диксоне, а остатки линкора «Шеера», которой ближе к концу войны разбомбила авиация союзников, замурованы цементирующей основой в пирс Кильского порта.

27.08.2017



Автор - Алексей Александров

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©