31 марта - 06 апреля 2017   № 2-4(2193) Издается с 1990 г.
Слушай во все глаза
В Суздале искали гармонию изображения и звучания
Главной темой XХII Открытого российского фестиваля анимационного кино стала музыка. «Как по нотам» - такой слоган заявили организаторы, имея в виду широкое понимание этого устойчивого словосочетания, а именно музыкальную гармонию, которой поверяется внутреннее движение анимационной картины, ее архитектура, композиционный лад, достигаемый в содружестве всех подручных средств: визуальных, сюжетных, звуковых.

Слоган, однако, оказался актуален и в своем прямом толковании. Суздальфест прошел, как по нотам: гладко, слаженно, позитивно, в искренней заинтересованности предметом и борьбе мнений. На открытых профессиональных обсуждениях конкурсных работ, а эту прекрасную традицию фестиваль с полным правом может занести себе в актив, можно было услышать, звучали весьма интересные, меткие, порой острые замечания. Что, собственно, и понятно, в Суздале собралась профессиональная аудитория, представляющая актив анимационного кино: продюсеры, режиссеры, студенты профильного направления.

Именно им были адресованы напутствия мастеров цеха:

- Вам кажется, что звук приложится к фильму. Это не так, это две сложные стихии. Должна быть гармония.

- Детали дают наслаждение искусством.

- Главное для режиссера - доставить зрителям удовольствие. Многие фильмы могут не иметь отношения к искусству, но обязательно - к потенциалу добра.

Свою задачу организаторы видят в том, чтобы фестиваль, всякий раз насыщая аудиторию впечатлениями, оставался передовым аккумулятором анимационного кино, способствуя объединению профессионального сообщества.

Наталья Лукиных, киновед, педагог, режиссер-документалист, программный директор Суздальфеста, стоящая у истоков фестиваля, вспоминает, что в начале пути в программе была только штучная, авторская анимация. Но поменялось время, поменялось ситуация в анимации, стало гораздо больше делаться фильмов. Фестиваль в начале века перебрался в Суздаль, живет уже по своим законам. Было время, когда г-жа Лукиных не входила в число активных сторонников проведения конгресса, потому что он занимает время у конкурсных показов. Ее приоритетная позиция - «тянуть одеяло в сторону экрана, чтобы за всеми новшествами не забыть о главном – об экранной продукции». Однако как разумный, опытный профессионал, она признает, что эта площадка общения, ориентированная на индустрию, очень важна для анимации. Но есть одно обстоятельство, которое ее, как творческого человека, серьезно беспокоит. А именно то, что сейчас в индустрии заметен сильный разворот в сторону коммерции, что зачастую приводит к потере авторского высказывания.

В деле формирования программы была задействована очень серьезная селекционная комиссия. В конкурс, как и в прошлом году, попало104 фильма, среди которых ударное количество полнометражных работ - восемь картин. Вся конкурсная программа, а это короткометражные фильмы, студенческие, дебютные, полнометражные, прикладная анимация, сериалы, имела возрастные ограничения от 6+ до 18+. Тенденции фестивального кино, как заметили организаторы, сохранились те же, что и раньше. Все авторы по-прежнему снимают о любви, смерти. Те, кто являются лидерами, те и держат уровень. Программу одни посчитали ровной, а у других в этом году были явные фавориты. Определенной особенностью программы можно назвать уменьшение хронометража фильмов и максимальное количество студенческих работ, при том, что среди авторов оказалось много таких, которые сами представляют педагогические кадры.

Лауреатов XХII Суздальфеста выбирали два жюри: авторской анимации и коммерческой, в общей сложности было роздано порядка 24 наград. Гран-при фестиваля получила лента «Среди черных волн» Анны Будановой. Примечательно, что главный приз достался короткометражной картине, которой закрылись показы конкурсной программы. Работа Будановой, наполненная перепевами древней легенды северных народов, до Суздаля уже успела отметиться наградами престижных европейских фестивалей. Дебютировавшая на Суздальфесте в 2013 году лентой «Обида» уроженка уральского региона выполнила новый фильм в той же манере черно-белого рисунка, выступив в ней сразу в четырех ипостасях: режиссером, сценаристом, художником-постановщиком, а также одним из аниматоров.

Специальным призом с емкой формулировкой «За чувственность и гармонию выразительных средств» был отмечен также короткометражный фильм «Джони-Бони-Бо» Елизаветы Скворцовой. Лирично-драматическая история по мотивам абсурдистского стихотворения Эдварда Лира о внезапной страсти, вспыхнувшей в сердце милого, но нескладного аборигена к чопорной оперной певице. Она отвергает его пылкое преклонение, но любовь, стремительная, смелая и всепоглощающая, как некоторым известно, не менее прилипчива, чем респираторное заболевание. Джони выстоял, излечился и обрел прежний созерцательный покой, уплыв в море на спине большой, надежной, как океанский лайнер, черепахи, оставив объекту своей былой страсти душевное нездоровье и смятение чувств. Ее стенания на берегу под арию и народную песню нескончаемы.

Кукольный короткометражный мультфильм «Два трамвая» получил свой спецприз «За поэтичность». Режиссер и сценарист Светлана Андрианова экранизировала стихотворение Осипа Мандельштама, в котором выведена поучительная история про трамвай-маму и непослушного трамвай-сына.

В какой-то степени разбавили дамский ряд лауреатов Дмитрий Геллер и Андрей Кулев, режиссеры и сценаристы рисованной ленты «Рыбы, пловцы, корабли», названной лучшей профессиональной короткометражной картиной Суздальфеста. А также Александр Свирский, режиссер, сценарист, художник-постановщик и аниматор 6-минутного рисованного фильма с объемной текстовой поддержкой «9 способов нарисовать человека», удостоенного диплома «За своеобразие стилистического решения» в этой же номинации.

Лучшим студенческим фильмом названа анимационная короткометражка «The Square» Вари Яковлевой, выполненная под псевдонимом Яков Круговых. В пространстве экрана множество персонажей, неотрывно, пристально смотрящих на зрителя. Они транслируют в зал вопрос, который хочется разгадать.

Профессиональный рейтинг фильмов, который подводится на фестивале, в этом году показал прицельное совпадение с вердиктом жюри по первой тройке призеров.

Многие эксперты отметили, что в этом году фестиваль стал более открытым, еще больше внимания уделил образовательному аспекту. Деловая программа фестиваля традиционно сформирована в рамках мероприятий конгресса. Велась предварительная кропотливая и серьезная подготовка к круглым столам, питчингам. Среди гостей были известные кинематографисты: Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Михаил Алдашин, которые были лично знакомы с Федором Хитруком, знаковой фигурой нашего кино, классиком отечественной анимации, столетний юбилей которого стал лейтмотивом Суздальфеста. Прошел вечер, посвященный памяти автора мультфильмов о Винни-Пухе и льве Бонифации. Сотни воздушных шариков с изображениями этих любимых детворой героев экрана были запущены в небо на центральной площади Суздаля во время парада Винни-Пухов. По центральной улице яркой колонной прошли жители, гости города, участники фестиваля. Шествие своим присутствием поддержал вице-губернатор Владимирской области Михаил Колков. День не порадовал солнцем, но красочность торжества, улыбки, радость горожан, вовлеченность детей в праздничную атмосферу их любимых мультяшек преодолели весеннюю распутицу. В небе парили Винни- Пухи. Недаром говорят, что анимация, как никакое другое искусство, способно достучаться до детских душ.



Автор - Елена Степанчикова, Суздаль - Москва

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©