31 марта - 06 апреля 2017   № 2-4(2193) Издается с 1990 г.
Присмотреться к фактам истории
В Белых Столбах на вопросы современности отвечало архивное кино
В прошлом году фестиваль архивного кино «Белые Столбы» справил двадцатилетие. «Кино про кино» стало определяющей темой юбилейного киносмотра, попавшего как в десятку на Год российского кино. Теперь, время спустя, на пороге зрелости фестиваль взял под прицел важную сегодня для страны дату – 100-летие революции, эта тема и прозвучало его лейтмотивом. В фильмах программы, посвященной столетнему юбилею революции, столкнулись разные точки зрения на эпохальное деяние истории.

Это событие, изменившее весь мир, не поддается однозначной оценке, – объяснил сложность задачи Николай Бородачев, генеральный директор Госфильмофонда, учредителя кинофестиваля. Многоликость русской революции, многомерность ее значения были призваны подчеркнуть картины, специально подобранные в честь этого юбилея. Результат ничем не напоминал привычный канонический набор, куда обычно включались картины Эйзенштейна, Ромма. Ключевая рубрика посвящена не только октябрьским событиям, уточнил со своей стороны художественный руководитель фестиваля Петр Багров, но и теме мировых революций: французской, мексиканской. Благодаря профессиональному, сдобренному взвешенным новаторством, подходу к формированию программы, она оказалась интересна всем сословиям фестивальной аудитории: киноведам, журналистам, историкам кино, режиссерам и студентам профильных вузов.

Открыла фестиваль очень светлая картина Юлия Файта «Мальчик и девочка», которая во времена оттепели, когда она была создана, прозвучала немного приглушенно, а затем надолго отправилась на полку. Сегодня обновленная версия фильма, подвергшегося реставрации звука и цвета, смотрелась на удивление живо и интересно, несмотря на незатейливый, назидательный сюжет с мягкой морализацией. Представить фильм приехали режиссер и исполнитель главной роли Николай Бурляев, который рассказал, как эта лента поссорила его с Андреем Тарковским. Бурляев был занят в съемках у Тарковского, когда ему предложили роль в новой ленте. Тарковский отпустил. «Мы снимали в Геленджике, вспоминает актер. Солнце, море, счастье. Я отработал на картине, и вернулся в Суздаль: в холод, в распутицу. Андрей посмотрел на меня как на предателя».

Церемонию открытия не пропустили Марлен Хуциев, Александр Митта, Вадим Абдрашитов, Александр Аскольдов, Наталья Варлей и Аристарх Ливанов

На следующий день стартовала первая, по сути главная из семи заявленных фестивалем программ. Она ввела аудиторию в тему 100 лет революции ударным фильмом 1965 года «Перед судом истории» Фридриха Эрмлера. Черно-белое киноповествование, построенное на умелом переплетении документального и игрового кино, погрузило зрителей в прямой спор давних идеологических противников: монархиста, не принявшего как революцию, так и новую власть, Василия Шульгина, жившего в эмиграции, в 1944 году арестованного, отбывавшего срок во владимирской тюрьме, и советского историка, пытающегося аргументированно взять верх в их живом, непосредственном диалоге. Шульгин отвечает на вопросы, находясь в Екатерининском зале Таврического дворца, где заседала Государственная Дума. Здесь все ему знакомо и дорого. Его речь, образная, иногда слишком многословная, звучит, тем не менее, в высшей степени достойно и убедительно. Многие высказывания попадают прямо в сердца зрителей: о последнем царе – этот несчастный государь был рожден на ступенях трона, но не для трона; об эмиграции – подлинным центром эмиграции становилось кладбище, где хоронили не только людей, но и иллюзии. По прошествии лет, этот фильм, который, кстати, довольно быстро был снят с проката, представляет повышенную ценность. Большое, в самом деле, видится на расстоянии. В первую очередь, это касается масштабных исторических событий, таких, как революции. А также личностей, им под стать.

В те же времена оттепели была создана дебютная работа в кино театрального режиссера Ильи Ольшвангера «На одной планете», добавившая ленинский акцент в тему революции. Роль Ленина в картине играет Иннокентий Смоктуновский. За два года до этого на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», и Смоктуновский был удостоен Ленинской премии за исполнение главной роли. Возможно, это стало решающим аргументом в споре с известными кинематографистами, возражавшими против его кандидатуры на роль Ленина. Даже сегодня, в эпоху всеобщей толерантности, не играющий ежеминутно мускулами воли, очеловеченный, добродушный, легкий образ вождя мирового пролетариата, созданный актером, смотрится как опыт авангардного перевоплощения. Он контрастирует с прочтением ленинской роли Юрием Каюровым в фильме 1968 года «Шестое июля» Юлия Карасика. Да, здесь образ тоже наделен пафосом миротворчества, что, скорее всего, дать мягкому времени создания картины, но насколько он драматичнее, жестче, реальнее. Короче, в каждой из семи сформированных фестивалем программ были ударные, самые заметные, иногда неожиданные, порой знакомые, но увиденные по-новому фильмы.

В завершающий день фестиваля для полноты революционной темы была показана французская лента Жоржа Денола «Шарлотта Корде». Фильм сохранился не полностью, но один из самых известных эпизодов истории Великой Французской революции передан зримо и полно. Представляя киноверсию убийства ярого сторонника якобинского террора Жана-Поля Марата жирондисткой Шарлоттой Корде, французы делали акцент на социальной составляющей, Эта работа 1908 года известна именно своим цветовым решением. Но в Белых Столбах была представлена черно-белая версия, причем в три раза короче изначального варианта. И все же лента не потеряла в главном: образности, эмоциональности, выпуклости темы, что отличает немое кино.

Программу «Игровики снимают документ» открыл фильм Григория Александрова от 1932 года «Интернационал». Эта работа стала для режиссера входным билетом в самостоятельное плавание. А лента «Каспийцы» была сделана Александровым, уже в звании лауреата Сталинской премии, в соавторстве с Николаем Большаковым в 1944 году. Съемки проходили в Баку, куда режиссер перебрался из-за астмы. Интересно, что в кадре можно узнать Любовь Орлову, появляющуюся в качестве чисто документального персонажа. Александров использует средства игрового кино в рамках документальной работы. Камера, даря яркость южных яблок, винограда, белизну хлопка, спускается по бакинской Тверской улице к морю, открывая главное богатство города – нефтяные вышки. Они обозначают задачу фильма – рассказ о боях Красной армии с фашистскими захватчиками в районе Каспийского моря.

Это факт истории. Любой вид сохранения этого факта, рукопись или фильм, засчитывается как сохранение истории. Благодарность тем, кто сохраняет факты истории. Будто дополняя эту мысль, организаторы представили напоследок подборку студенческих работ нынешних метров: «Репортаж с асфальта» Вадима Абдрашидова, «Маяка с реки Бикин» Юлия Файта и «На страже порядка» творческого дуэта Владимир Краснопольский, Валерий Усков. Три документальные ленты, созданные в промежутках между 1958 и 1971 годами, сегодня интересны профессиональным подчерком тогда еще очень молодых авторов. Их изобретательность в подаче материала вывела картины на уровень новаторских, что весьма ценно для документального кино тех лет. К слову, в фестивальной программе архивного кино этого года документалистика занимает главенствующее место. Впрочем, в таком положении вещей нет ничего удивительного: в последнее время происходит активный процесс актуализации документального кино.

На закрытии фестиваля Петр Багров не стал прятать от зала свои сомнения, искренне недоумевая: Я не знаю, какие у фестиваля итоги. Конечно, он немного лукавил. По настроению зала, было очевидно, что фестиваль сложился, нашел отклик. Формально киносмотром архивного кино изначально не предусмотрены конкурсные оценки, нет жюри, поэтому нет фильмов-победителей, нет лауреатов. Хотя призы, заветные статуэтки и дипломы, все же продолжают украшать церемонию. Среди награжденных этого года архивист Госфильмофонда Наталья Чертова, кинокритик Лариса Малюкова и, конечно, Марлен Хуциев, народный артист СССР, президент кинофестиваля архивного кино.



Автор - Елена Степанчикова

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©