08 - 14 июля 2015   № 14 (2165)
Издается с 1990 г.
Krelin-9.Rosvesty.Ru

Riga.Rosvesty.Ru

Kiev.Rosvesty.Ru

Baku.Rosvesty.Ru

Pmr.Rosvesty.Ru









В недолгой паузе после завершения Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» и перед началом подготовки нового, юбилейного, выпуска резонно оглянуться назад и напомнить о вехах становления кинофорума. Об этом в беседе с режиссером, телеведущей, куратором программ фестиваля Еленой Слатиной.

— Лена, твое сотрудничество с «Зеркалом» длится не один год.

— На фестивале я пятый год. Павел Семенович Лунгин пришел годом раньше и начал собирать новую команду. Я попала в эту команду.

— На этом фестивале у тебя две программы: российского кино «Свои» и короткого метра.

— Всегда было две. В первый год моей работы на фестивале короткометражную программу делали другие люди. Когда это место опустело, предложили мне, потому что с российским кино я все равно крепко связана.

— Если фильмы из программы «Свои» показывают в Плесе, то короткометражка идет только в Иваново. Это не сдерживает движение фестиваля?

— Вообще фестиваль проходит в 5 городах региона синхронно. Для нас принципиально важным моментом является то, что сконцентрирован он в Иваново. Иваново является его столицей, нам важно донести фестиваль до города, где очень много студенческой, мыслящей молодежи. Конечно, в Иваново происходит больше, чем в Плесе. Мы бы с удовольствие сделали равноценные параллельные программы и там, и там, но в Плесе не хватает для этого залов. В Плесе фестиваль живет, живут его гости, здесь все сделано для профессиональной среды. В Плесе в основном сосредоточен международный конкурс и какие-то уникальные программы, которые больше нельзя нигде посмотреть.

— Получается, что в Иваново сконцентрировано больше киноматериала для массового зрителя?

— Конечно. Но международный конкурс, где собраны фильмы, которые не пойдут в российском прокате, пользуется неизменной популярностью. Собирает полные залы, проходят дискуссии. Мы приучили город к этому. Все остальные программы выстроены вокруг конкурса, они скорее информационные. В этом году у нас появился конкурс документального кино. Те программы, которые делаю я, конечно, для города.

— Тем не менее, начиналось «Зеркало» в Иваново, все программы шли там. Плес появился на карте фестиваля позже. Насколько помню, я работала на фестивале с первых выпусков, поэтому вижу, насколько интересней сделало его расширение площадок. Идея перенести фестиваль в Плес родилась у Павла Лунгина…

— У Алексея Бокова. Я хорошо помню, как мы ездили, изучали возможности Иваново. Идеей Лунгина было привнести в фестиваль какой-то молодой задор, дать высокое звучание. Он привез Рэйфа Файнса. И это сразу дало «Зеркалу» совершенно новое качество, город, кажется, даже не был готов к такому уровню. Нас очень поддерживал в этих начинаниях Михаил Мень, на тот период губернатор Ивановской области. Все было хорошо, но не было у нас современного продюсера. На следующий год Лунгин привел на фестиваль Бокова, и все закрутилось иначе. Приехав в Плес, мы сразу почувствовали, как у фестиваля появилась органичная атмосфера. Здесь другая сила, другая картинка.

— До этого фестиваль соблюдал обычный формат с красной дорожкой. Этот атрибут убрали, и наполнили современными молодежными программами. Фестиваль перенаправили в профессиональную сторону?

— Я бы так не сказала. У фестиваля просто появился другой стиль, более минималистский, молодежный и европейский. Поменяли имидж фестиваля, приз поменяли.

— Приз поменяли в прошлом году?

— Раньше был массивный приз. Он уже не вписывался в новый стиль фестиваля. Новый придумал сам Лунгин, сам рисовал, это его креатив.

— По какому принципу ты выстраиваешь программы?

— В Иваново российское кино практически не доходит. Ну, если только в уникальных случаях, совсем коммерческое, потенциально кассовое кино. В городе 3 кинотеатра и они зарабатывают американскими блокбастерами. Я собираю картины последнего года, прозвучавшие на международных и российских фестивалях. Исхожу из принципа социальной проблематики, отбираю авторские фильмы, рассказывающие о том, что людей волнует, что у людей болит. С моей точки зрения, российскому зрителю очень не хватает социального кино. Юрий Быков неизменно собирает полные залы. Люди приходят уже именно на его картины.

— У фестиваля стали появляться свои авторы?

— Да, фестиваль притягивает. В этом году была замечательная дискуссия после просмотра фильма Владимира Котта «На дне». Очень интересно наблюдать соприкосновение зрителя с картиной. Мы стараемся развивать фестиваль в каком-то интеллектуальном направлении, потому что звезды звездами, дорожки дорожками… Это простая форма, в некотором смысле, шоу-бизнес. Смысл фестиваля вовсе не в том, чтобы по красному ковру прошли красивые актрисы.

— Разве это не прибавляет красок фестивалю?

— Ну, разумеется, и в этом тоже, потому что и это притягивает зрителя, и вообще это красиво. Смысл любого фестиваля в спорах, в дискуссиях, в каком-то смысловом наполнении.

— Тогда расскажи, пожалуйста, о своем Круглом столе, что прошел в Плесе.

— Наша дискуссия была построена вокруг программы короткого метра, а программа, в свою очередь, была построена по принципу разных киношкол и разных подходов к кинообразованию. Были представлены две группы будущих режиссеров зрительского кино и две группы сугубо авторского, экспериментального кино. В высказываниях представителей последнего сегмента прозвучала мысль о том, что для режиссера, прежде всего, важно не умение монтировать и не умение ставить свет и даже не мизансцену разводить, а мировоззрение, Безусловно. Эта мысль мне очень близка. Сегмент зрительского кино — это академическое образование. Из выступлений я очень много нового для себя узнала про ВГИК. Удивительно, но там совершенно отсутствуют коммуникации между факультетами. А в целом спор наш велся между двумя представленными направлениями и проходил в рамках вопроса — что важнее: форма или содержание. Конечно, важно и то, и другое. Таких школ, в которых есть и то, и другое вместе, не существует. Возможно, обмен педагогами разных школ дал бы какое-то новое качество для каждого. По крайней мере, поменяться педагогами им было бы не вредно.

— Это очень интересная, профессиональная тема для отдельного интервью. Вернемся к фестивалю. В следующем году у «Зеркала» юбилей. Уже есть какие-то мысли по его проведению?

— Это рубеж, сложное испытание для нас. Сейчас уже обсуждаем персону, которой в следующем году может быть вручен приз за вклад в кинематограф. Довольно ответственный выбор. Надеемся, что мы достойно сделаем следующий фестиваль. Конечно, и страх, и дрожь, но этот вызов интересен. Мы его примем.


Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7 499 965-69-37, +7 919 773-61-46, Факс: +7 495 641-04-57
Электронная почта: rosvesty@yandex.ru
All rights reserved. «Российские Вести» 2002- ©