30 октября - 05 ноября 2014   № 19 (2148) Издается с 1990 г.
Даниил Рябчиков: Чудесная музыка, сложенная не по канонам
Корреспондент «Российских вестей» взял интервью у организатора фестиваля Средневековой музыки Musica Mensurata Данила Рябчикова.

— А, собственно, почему именно Средневековая музыка?

— В 1312 году в Европе начал резко меняться климат. Четыре холодных и дождливых лета 1312-1315 годов принесли с собой неурожаи и голод, который длился 10 лет. За голодом потянулись оспа, пеллагра и проказа. А потом пришла чума — «Черная Смерть».

За неполные 40 лет умерло более половины населения Европы (во всех войнах XX века погибло меньше), резко упало качество преподавания в школах и университетах, священниками становились невежественные люди, стали распространяться суеверия, начались погромы и гонения на ведьм.

Произошел культурный, цивилизационный слом. Последний трубадур умер в конце XIII века, последний трувер — в начале XIV века, во времена начала голода была написана последняя рукопись Ars Antiqua.

Изменилась музыка, да так, что многие вещи, появившиеся в XIV веке и после, кажутся нам аксиомами. Гармония, контрапункт, бас как функция, ансамбли разнородных инструментов — это все детища XIV и последующих веков.

А музыка X–XIII веков от нас отделена почти как античность, с той только разницей, что музыкальных памятников, музыковедческих трактатов, литературных и изобразительных источников сохранилось в тысячи раз больше.

Для России исторически информированное исполнение не старинной, а именно средневековой музыки все еще редко, поэтому нам хотелось бы обратить внимание слушателей на эту чудесную музыку, сложенную по совсем другим и непривычным канонам.

— Что означает Musica Mensurata?

— Musica Mensurata — дословно, размеренная музыка, та музыка, которую можно измерить. Этим термином средневековые теоретики обычно называли полифоническую музыку, или паралитургическую, иногда и светскую. Musica Mensurata противопоставлялась Musica Plana, плавной музыке, прежде всего, григорианскому пению, длительность нот в котором точно измерять было не нужно.

Под именем Musica Mensurata на нашем фестивале объединены самые разные картины средневекового музыкального исполнительства — Minnesang (искусство миннезингеров — немецких трубадуров), Ars Antiqua (одна из первых вершин в истории европейской полифонии), музыка X–XII века на cтароокситанском языке (буквально музыка трубадуров, существовавшая еще до трубадуров!)

— Расскажите немного о коллективах — участниках фестиваля?

— Ensemble Labyrinthus первым среди российских исполнителей именно средневековой музыки принял участие в престижных западноевропейских музыкальных фестивалях в Туре (les Meridiennes, 2012) и Оттерберге (Via Medieval, 2012), выступал на престижнейших европейских площадках. Первый диск ансамбля получил очень хорошую западноевропейскую прессу, на концерте в рамках фестиваля будет презентация второго диска — Carmina de morte. Песни о смерти. Сейчас состав ансамбля интернационален — швейцарско-российский.

Ensemble Leones, основанный Марком Левоном в 2008 году, посвятил себя музыке Средневековья и Ренессанса. Работы ансамбля отличает опора на исторические источники, позволяющая сочетать тонкие реконструкции и стилистически достоверные аранжировки с вдохновенным исполнением. Ансамбль выступал на многих престижных фестивалях (Stockholm Early Music Festival, Heidelberger Fr?hling, Festival Oude Muziek Utrecht). Записи ансамбля получили широкое признание критиков, включая регулярные номинации на International Classical Music Awards (ICMA). Leones сейчас — лучшие исполнители миннезанга: музыки миннезингеров — немецких трубадуров. Стихи миннезингеров известны русским читателям, а вот музыка их в России почти не звучала. Надеемся, что Ensemble Leones откроет этот удивительный мир московской публике.

Ансамбль Ensenhas довольно молод. 13 и 16 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялись его первые концерты. Однако его участники — опытные исполнители, хорошо известные российских любителям старинной музыки по ансамблям Labyrinthus, Laterna Magica, Universalia in Re, Оркестр Екатерины Великой, Vermell и других. Музыканты ансамбля Ensenhas стажировались на мастер-классах известных европейских исполнителей и участвовали в престижных западноевропейских фестивалях. Ансамбль решил посвятить себя музыке южной Франции и стран Пиринейского полуострова XII–XIII веков. К сожалению, эта музыка нечасто звучит в нашей стране. Исправить эту историческую несправедливость и поставил своей задачей ансамбль Ensenhas. На фестивале ансамбль представит свою новую программу, посвященную музыке трубадуров до... трубадуров, т.е. провансальской музыке на староокситанском языке X–XII веков. Первые известные нам трубадуры появились на юге Франции на рубеже XI–XII веков, но и до них существовали певческая традиция и музыка на окситанском языке. Она и составит основной корпус программы. Кроме произведений на латыни и окситанском, прозвучит духовная музыка XI–XII веков на староокситанском, а также ансамбль предпримет попытку реконструировать инструментальную практику XI-XI веков. Большинство произведений программы прозвучит в России впервые. Несколько реконструированных произведений ожидает мировая премьера.

Честно говоря, большая часть произведений всех участников фестиваля впервые прозвучит в России

— Довольно странное название — «песни о смерти». И что за странный термин «макабр»?

— В действительности, макабр — танец смерти — это явление ренессансное и более позднее. Самое отношение к смерти было в XII–XIII веках несколько иным. И музыка о смерти порой написана в ладах, которые мы бы сейчас назвали мажорными, и упоения упадком или угасанием в ней вовсе нет.

Скорее будет уместным привести цитату теоретика XIII века Иеронима Моравского: «... Главным же препятствием к произведению красивых нот является сердечная печаль, потому что ни одна нота не звучит и не может звучать, как положено, если она не исходит от радости сердечной. По этой причине некоторые меланхолики могут обладать красивым голосом, а красиво петь не могут».

Кстати, в это же время — в конце XII века — родилась готика как стиль. Изменения в архитектуре повлекли за собой изменения в изобразительном искусстве и музыке. В конце XX веке это название закрепилось за субкультурой, центральными темами которой являются смерть и умирание, печаль и упадок. Тем удивительнее нашим современникам слышать светлые размышления о смерти авторов XII–XIII веков и вовсе не депрессивные плачи, написанные к тому же в ладах, которые сейчас бы назвали мажорными. Что изменилось в нашем восприятии смерти? Почему для авторов XII–XIII веков песни о смерти не означали уныния и упадка? Приходите и услышите.

— В чем для Вас «изюминка» фестиваля?

— «Изюминка», прежде всего, в самой музыке, которая крайне редко исполняется в России и при этом является несколько неожиданной и весьма непохожей на другую старинную музыку. Может быть, я повторяюсь, но музыка XII–XIII веков — она сильно отличается от музыки последующих периодов. Иногда доходит до смешного, вот сейчас под музыкантом часто подразумевают инструменталиста, а вокалист — ну, да, вокалист. А в то время было все наоборот: певец и музыкант были почти синонимами, а для инструменталистов находилось специальное слово — жонглер, хуглар, менестрель. Или вот, органистом тогда называли того, кто поет и сочиняет органумы (это такие вокальные произведения), а органистов в XIII веке называли организаторами.

Другая «изюминка» — исторически-информированное исполнение. До нас дошли многие десятки страниц трактатов того времени, поясняющих как петь, как исполнять те или иные произведения и жанры, как петь, какое положение должно быть у гортани, какие есть мелизмы. Сохранились литературные и изобразительные источники, помогающие понять особенности игры на инструментах того времени — а на концертах фестиваля вы сможете услышать виелу, цитоль, гиттерн, шифони, двойную флейту и средневековую волынку!

Ну и есть еще одна особенность: прозвучит множество незнакомой средневековой музыки, прозвучит музыка X–XI веков, музыка на старо-окситанском, средневерхнемецком и латинском языках.



Автор - Беседовал Николай Павлов

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2017 ©