28 мая - 03 июня 2011   № (16)2046 Издается с 1990 г.
Реагент в мешке не утаишь
Коммерсанты могут получить сверхприбыль за счет налогоплательщиков
Под эгидой борьбы с коррупцией тоже можно проворачивать темные дела, и яркий пример тому — апрельский аукцион на закупку антигололедных реагентов для Москвы. В распоряжении «Российских Вестей» оказались документы, свидетельствующие о том, что закон №94-ФЗ «О госзакупках» позволяет раздавать заказы фирмам с сомнительной родословной. И это бьет не только по карману налогоплательщиков, но и по их здоровью.

Мертвые души в залог

12 апреля 2011 года по заказу Департамента ЖКХ состоялся открытый электронный аукцион на поставку противогололедных материалов (ПГР) для государственных и муниципальных нужд. Общая стоимость лотов — порядка 2 млрд рублей. Победителями стали компании ЗАО «НПО Реагенты», ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО «ТД «Скоропусковский синтез».

Договор с победителем тендера заключается после предоставления обеспечения исполнения Контракта в виде перечисления денежных средств, банковской гарантии или договора поручительства. Все три победителя предоставили госзаказчику договор поручительства с юрлицами. Причем ни одно юрлицо-гарант не удовлетворяет условиям поручительства.

«НПО Реагенты» представило поручительство ООО «Альфа ком», в котором накануне аукциона появился второй учредитель — ООО «Трейдер». Телефоном «Трейдера», указанным при регистрации, пользуются еще 127 компаний. Генеральным директором числится умерший в 2006 году Владимир Апполинарович Запольский (который одновременно является главой еще в 170 компаниях). Будучи мертвым, директор внес в уставной капитал «Альфа ком» 2,5 млрд рублей. У банков, с которыми в свое время работал «Трейдер» (АКБ «Общий» и ЗАО КБ «Иберус»), были отозваны лицензии за то, что они открывали счета на имя умершего человека.

Гарантии ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО «ТД «Скоропусковский синтез» предоставила компания ООО «Современные информационные системы» («СИС»), которая уже пыталась исполнять роль поручителя, но была отклонена ИФНС России по Кировскому району города Перми в апреле этого года, как не соответствующая требованиям статьи 38 закона № 94-ФЗ. Фирма якобы располагает зданиями на 1800 млн рублей и землей на 700 млн рублей, однако свидетельства на собственность не предоставлены.

По данным пермской Инспекции федеральной налоговой службы, ООО «СИС» представило бухотчетность за 2009 и 2010 годы в 2011 году, с нарушением сроков, установленных федеральным законом. А поскольку налоговая отчетность в 2009 и 2010 годы компанией не предоставлялась, оценить ее достоверность невозможно, к тому же, подпись сотрудника инспекции не соответствует оригиналу. Кроме того, платежи за предоставление договоров поручительства ООО «СИС» просит перечислять на другую фирму — ООО «Торговая компания «Лес», из чего можно предположить, что собственные счета отсутствуют либо заморожены.

Таким образом, Заказчику в отношении Поручителя предоставлены недостоверные сведения, и документы в отношении Поручителя не соответствуют требованиям закона 94-ФЗ и установленным в аукционной документации.

Двойная закупка — двойная выгода

Этот случай отнюдь не единственный: с тех пор, как закон ФЗ-94 (сделавший основным критерием торгов цену, а не качество) вступил в действие, скандалы с закупками реагентов происходят регулярно. Московский рынок ПГМ самый большой в России, поэтому выйти на него последние годы стараются альтернативные поставщики, прежде всего, уральские предприятия, в распоряжении которых имеются неограниченные запасы природных солей и отвалов химических предприятий. В последние годы с пермских предприятий, выступающих под разными наименованиями, в Москву были попытки поставить ПГМ разных марок, но все они в той или иной степени не отвечали требованиям по безопасности, экологической чистоте и имели повышенный радиационный фон.

Первой Москву атаковало ООО «Экологические технологии Урала». В 2006 году столичные власти закупили 14 с лишним тысяч тонн средства для борьбы с гололедом (СБГ) — погнались за дешевизной: СБГ делался из электролитического шлама Соликамского полигона, где хоронят отходы магниевого производства. После того, как экологи обнаружили, что реагент фонит, в судебном порядке было принято решение вернуть СБГ поставщику. В 2007 году конкурс на поставку ПГР выиграла фирма ООО «ПГСиР» (объем заказа — 1,5 млрд рублей), предложившая самую низкую цену, и снова скандал: фирма начала поставлять «Экосол», который производится на том же самом Уральском заводе противогололедных материалов и тоже фонит. Между тем, прошлой зимой московские коммунальщики потратили около HYPERLINK «http://www.bfm.ru/news/2010/10/11/moskovskie-vlasti-zagotovili-protivogololednye-reagenty.html» 236 тысяч тонн жидких и твердых ПГР: на 108 тысяч тонн меньше, чем было заготовлено. Чего же ради закупать реагенты в таких количествах?

Но в этот раз вообще случилось нечто беспрецедентное: тендер был объявлен аж на два зимних сезона вперед, вплоть до 2013 года, с поставкой еще до истечения первого сезона. Это потребует затрат на строительство дополнительных складов в городе и переоборудование парка спецтехники ( в общей сложности дополнительные затраты оцениваются в 10-15 млрд рублей). И это при том, что в Департаменте ЖКХиБ Москвы готовится новый регламент зимнего содержания дорог. В соответствии с ним характеристики применяемых реагентов в любой момент могут быть изменены… и закупленный товар вновь окажется непригоден!

ЖКХиБ намерен снижать объемы жидких ПГР и наращивать объемы твердых. Планируется также отказ от хлористого кальция и увеличение доли реагентов, содержащих хлорид калия и формиат натрия. Эти реагенты обладают более низкой плавящей способностью, что может потребовать увеличения норм внесения реагентов. Стоимость твердых ПГР — до 12 руб./кг. (для сравнения, 1 кг уже расфасованного хлористого натрия — пищевой поваренной соли крупного помола — в магазинах города стоит 6 руб./кг). Бюджетное финансирование возрастет как минимум на 700 млн рублей.

Лоббисты скользких тем

Следует отметить, что ЗАО «НПО Реагенты» (трейдер производителя ООО «Новомосковский хлор») и ООО «Скоропусковский синтез» на этом рынке отнюдь не новички. Оба специализируются, в основном, на поставке жидких реагентов. По некоторым данным, ООО «Новомосковский хлор» — предприятие, близкое к руководству города последних лет правления Юрия Лужкова. Сразу же после отставки Лужкова стало понятно, что передел рынка неминуем.

О том, что весной 2011 года будет проведена Государственная экологическая экспертиза новых противогололедных материалов с целью изменения в них пропорции активных веществ, глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Антон Кульбачевский объявил еще в декабре. В проекте новой технологии зимней уборки Москвы большая роль отведена тому же Кульбачевскому, а сам документ подготовлен под руководством зама главы Департамента ЖКХиБ Евгения Хромушина. Этот тандем пользуется поддержкой со стороны Министерства природных ресурсов и экологии — в частности, заместителя министра Рината Гизатуллина. По плану Хромушина-Кульбачевского предстоит скорейшее сворачивание действующей технологии и принятие новой, в которой доля «продуктов» уже знакомого нам Уральского завода противогололедных материалов расширяется в несколько раз за счет увеличения доли твердых реагентов и появления новой линейки комбинированных ПГМ с мраморной крошкой. Трейдером Уральского завода является третий победитель этого года — ООО «Путевые технологии».

Закупиться на два года вперед — означает потратить как можно больше денег (а, неровен час, и откатов), «застолбив» сумму контракта в ожидании того дня, когда новые реагенты наконец пройдут Госэкспертизу. Недаром же Департамент ЖКХиБ оставил отдушину в виде пункта о возможности внесения в уже заключенные контракты изменений, касающихся условий поставок и характеристик ПГР — при сохранении прежней цены контракта. Это явно создает условия для коррупционного сговора поставщиков и чиновников. «Двойная поставка» — двойная выгода. А если поставщик откажется подписать указанные изменения, заказчик вправе расторгнуть контракт. Например, с двумя из трех вышеназванных победителей.

Судя по всему, к этому дело и движется. В мае, спустя месяц после аукциона, о котором идет речь в данной статье, Московское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России выявило сговор в аукционе на поставку противогололедных реагентов в Москве, который проходился аккурат на зиму прошлого года. И фигурантами сговора оказались… знакомые все лица — победители аукциона нынешнего! По сообщению пресс-службы УФАС, ОАО «Единая торговая компания», ООО «Скоропусковский синтез», а также ЗАО «НПО Реагенты» и ООО «Новомосковский хлор» снижали начальные цены контрактов всего на 0,5% и во время аукциона намеренно не конкурировали между собой. В результате все они были признаны нарушившими п.2 ч.1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», выразившийся в осуществлении согласованных действий путем поддержания цен на торгах. На данный момент в отношении каждого участника сговора проводится административное расследование. Кроме того, 4 мая 2011 года ОАО «Единая торговая компания» было оштрафовано на 100 000 рублей, 11 мая 2011 года ЗАО «Скоропусковский Оргсинтез» на 3 078 283 рублей и 13 мая 2011 года ООО «Скоропусковский синтез» на 100 тысяч рублей.

Обратите внимание — «Путевых технологий» среди заговорщиков не обнаружено.

Прежде, пока главой Правительства Москвы был Юрий Лужков, вышеназванные компании вели дела тем же манером, что и в этом году: но прежде на их документацию кое-кто из «власть предержащих» закрывал глаза. Новая власть — новые порядки: ушел Лужков, и на прикормленных поставщиков, наконец, обратили внимание проверяющие органы. Пришло время решительных действий — следует призвать к ответу не только эти компании, но и чиновников, которые их покрывают. Прекрасный шанс для ФАС пересмотреть свое отношение к №94-ФЗ и проявить готовность к диалогу с Госдумой, в частности, с Комитетом по строительству и земельным отношениям и его председателю Мартину Шаккуму, который не первый год борется с несовершенством закона о госзакупках. Будем надеяться, ФАС этим шансом воспользуется.

Председателю Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Шаккуму М.Л.

Уважаемый Мартин Люцианович!

В апреле текущего года чиновники Правительства Москвы провели тендер на закупку противогололедных материалов (ПГМ) на два зимних сезона 2011-2012 и 2012-1013 годов. Торги проходили в электронной форме. В ходе торгов был грубо нарушен закон 94-ФЗ.

По закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и правилам тендера договор с победителем тендера заключается после предоставления обеспечения исполнения Контракта, в виде перечисления денежных средств, или банковской гарантии, или договора поручительства. Поставщиками, по итогам тендера, были выбраны договоры поручительства. Одновременно с договором поручительства для заключения контракта поставщик должен предоставить надлежащие копии бухгалтерских отчетностей поручителя.

Все три победителя тендера предоставили государственным заказчикам договоры поручительства с юридическими лицами, не удовлетворяющими условиям поручительства. Так генеральным директором одного из учредителей поручителя является человек, который умер в 2006 году. Гарантии двум другим победителям торгов предоставила компания, которая уже пыталась исполнять роль поручителя, но была отклонена ИФНС России по Кировскому району города Перми в апреле этого года (!), как не соответствующая требованиям статьи 38 закона № 94-ФЗ. По этой причине Государственный заказчик отказался от заключения Контракта с победителем аукциона в городе Перми.

Предоставление договоров поручительства заключенных с сомнительными организациями может являться основанием для отмены результатов аукционов на сумму более 1,5 млрд. рублей.

Одновременно в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ЖКХиБ) Москвы готовится новый регламент зимнего содержания дорог. Новый регламент готовится в тайне от общественности и заинтересованных организаций. Имеются также основания предполагать, что в процессе исполнения уже заключенных контрактов в них будут внесены изменения в характеристики ПГМ, что создаст условия для поставки в Москву некачественных, экологически грязных и более дешевых ПГМ при сохранении прежней цены контракта. По требованию Департамента ЖКХиБ в договора с поставщиками включается пункт о возможности изменения существенных условий поставок по уже заключенным договорам, что создает условия для коррупционного сговора поставщиков материалов и чиновников и нанесения ущерба добросовестным поставщикам ПГМ.

Все эти факты свидетельствуют о возможной коррупции в Департаменте ЖКХиБ города Москвы, что может привести к срыву поставок ПГМ в столицу и чрезвычайной обстановке на дорогах города.

В настоящее время Москва является общероссийским лидером по технологиям зимнего содержания дорог, на нее равняются дорожные службы других регионов. Поэтому неблагоприятные изменения в регламенте зимнего содержания дорог в Москве отрицательно скажутся на общероссийской ситуации с борьбой с зимней скользкостью и безопасностью автомобильного движения в зимний период.

Центр «За безопасность российских дорог» обеспокоен создавшейся ситуацией. Мы просим Вас как Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям и Члена Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов принять меры для сохранения в Москве положительных достижений последних лет по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях снегопада и гололеда.

Руководитель Центра «За безопасность российских дорог» Д.В. Леонтьев



Автор - Елена Троянская

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2016 ©