15 - 21 февраля 2010   № (5)1996 Издается с 1990 г.
«Электронное правительство» в изгнании
Образована правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, которую возглавит зампред Правительства — руководитель аппарата Сергей Собянин. Его заместителем назначен министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Создание новой комиссии призвано ускорить формирование в России информационного общества и т.н. «электронного правительства», то есть перевода деятельности органов власти на электронный документооборот.

Согласно тексту постановления, подписанного председателем Правительства Владимиром Путиным, новая комиссия — это координационный орган, который будет рассматривать законопроекты, касающиеся разработки, внедрения и использования IT-технологий в сфере государственного управления, организовывать стратегии и планы развития информационных технологий, контролировать процесс перехода на государственные услуги в электронном виде. Заседания комиссии будут проводиться не реже раза в квартал, а ее решения комиссии будут обязательны для органов исполнительной власти. 

В 2009 году Президент Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации. Еще раньше, в 2007 году, был принят проект концепции формирования «электронного правительства» до 2010 года. В нем говорилось и об использовании электронных форм документов при предоставлении государственных услуг, и об унификации межведомственного электронного взаимодействия, и о создании специальной защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Однако 2010 год уже наступил, а проект так и не реализован. Бюрократы, ссылаясь на отсутствие денег для модернизации техники, упорно не выказывали желания подстраиваться под эти требования. Выступая на заседании Госсовета, Президент Дмитрий Медведев пригрозил чиновникам, что те из них, кто не будут прикладывать личные усилия к развитию в России информационного общества, будут признаны совершенно не годными к работе в современных условиях.

Об этом же в Уфе заявил и Путин, потребовав избавить людей от «нервотрепки в очередях, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках». Согласно статистике, число обращений граждан нашей страны в органы власти за теми или иными услугами ежегодно превышает 360 млн. Каждый взрослый россиянин обращается за теми или иными услугами в органы государственной власти по три-четыре раза в год, собирая при этом одни и те же бумажки. Отдельные категории граждан совершают эти походы в бюрократические конторы и того чаще. Особенно тяжело приходится пенсионерам, которые вынуждены проходить каждый год массу инстанций, чтобы урегулировать вопросы пенсий, получения лекарств и медицинского обслуживания. Получается, что жизнь каждого пожилого человека в городе тесно связана со стоянием в очередях.

Панацеей от этой беды призвана стать, по мнению Путина, «универсальная социальная карта», которая «открывает доступ ко всему набору государственных электронных сервисов, во всех ведомствах и на всей территории страны». Нынешние же ведомственные или территориальные карты зачастую создают людям лишь дополнительные трудности. Как выразился глава Правительства, «отсюда проблемы совместимости, отсутствия нормального межведомственного и межрегионального документооборота, такая обособленность опасна, и ее нужно преодолеть». По словам Путина, «во многих субъектах уже есть успешный опыт массового внедрения единой социальной карты».

В ноябре 2009 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ подвело итоги конкурса на разработку системного проекта использования карт. Победителем стала компания «АйТи», в консорциум с которой вошли производитель микроэлектроники «Ангстрем», фирмы «Компьюлинк», «Корус консалтинг» и IBS, платежная система «Сберкарта» и ФГУП НТЦ «Атлас». Стоимость всего проекта оценивается в сумму 55–75 млрд рублей.

Недавно о создании единой федеральной информационно-платежной системы «Универсальная электронная карта» объявили Сбербанк и банк «Уралсиб», объединяющие свои банкоматные сети. Первыми участниками эксперимента стали жители республики Башкортостан, Астраханской, Ивановской и Смоленской областей, которые могут осуществлять социальные выплаты в сетях обоих банков без комиссий. Это первый опыт технически совместимой платежной системы двух банков, которая станет шагом вперед по пути создания «Национальной платежной системы» (НПС).

На ее базе и планируется внедрить в жизнь «социальную карту россиянина», которая фактически станет электронным паспортом. Она будет содержать все основные данные о гражданине — индивидуальный налоговый номер, номер страхового пенсионного полиса, номер медицинского полиса. Ею же россияне смогут пользоваться как банковской картой — получать зарплаты, пособия и кредиты, а также оплачивать все услуги, включая государственные. По мнению главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, НПС можно будет создать на основе нового банка, созданного совместно корпорацией «Почта России» и Связь-банком.

Контроль за скорейшим созданием системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде глава Правительства возложил на глав субъектов РФ. По его словам, «переход на новый формат будет рассматриваться в качестве одного из важнейших показателей эффективности работы региональных и муниципальных властей», а тем субъектам РФ, «которые добиваются наибольших успехов во внедрении новых информационных технологий», будет оказана «дополнительная финансовая поддержка».

Новая правительственная комиссия станет «указующим перстом» для ведомств и регионов при внедрении информационных технологий, которая призвана помочь властям различного уровня найти общий язык в этом процессе и в то же время обеспечить экономию бюджетных средств. Комиссия должна определить единую политику в сфере развития и использования информационных технологий в государственном управлении, а также выработать и реализовать меры, которые сделают более качественными и доступными государственные и муниципальные услуги. Рабочими органами при новой правительственной комиссии станут Совет главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и Совет по региональной информатизации.

По словам Собянина, «мы уже запретили посылку ведомственных документов из Правительства в письменном виде, все документы направляются ведомствам и министерствам в электронном виде. Гораздо более сложной задачей является электронное взаимодействие и документооборот между ведомствами, но мы планируем ее решить до конца 2010 года». План по созданию «электронного правительства» включает в себя создание межведомственного электронного взаимодействия и вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга, в рамках которой проводится мониторинг антикризисных мероприятий, чтобы каждое ведомство не требовало бесконечно информацию из субъектов РФ

Кроме того, разработан единый порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти, который содержит общие требования к ведомственным интернет-сайтам. Определен перечень из примерно пятидесяти наиболее востребованных государственных услуг, которые требуют первоочередного перевода в электронную формулу. Как выразился Медведев, «электронное правительство в нашей стране пока пребывает в изгнании, и нам нужно его вернуть на рабочие места, потому что по этому пути движутся все развитые государства».




 
Черноморский флот уже не гонят
Лидер Партии регионов Виктор Янукович, который, согласно данным ЦИК, победил на выборах президента Украины, не исключает, что российский Черноморский флот может остаться на украинской территории и после 2017 года, когда завершается срок действия нынешнего договора.
«Мы будем обсуждать этот вопрос в самое ближайшее время. Этот вопрос будет решаться не в ущерб России, будет решаться в национальных интересах Украины. Мы найдем решение», — подчеркнул Янукович.
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©