14 - 20 января 2009   № (1)1943 Издается с 1990 г.
КУЛЬТУРА РОССИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ, НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ, ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Юбилейная дата в истории Совета Федерации – 15-летие со дня его создания – хороший повод для того, чтобы внимательно проанализировать основные законодательные итоги в сфере культуры, достигнутые за весьма непродолжительный период времени. А также посмотреть в завтрашний день законодательного процесса.

Законодательный процесс: начало

Вспомним, что одним из самых первых фундаментальных законов РСФСР стал принятый в 1992 году Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Именно этот закон – действительно очень прогрессивный и работоспособный - явился пилотным законодательным проектом в сфере культуры. И отнюдь не случайно – в пробудившемся обществе интеллигенция и, прежде всего, деятели культуры осознали острую необходимость законодательного оформления своих прав, закрепления на всех уровнях государственной власти, казалось, всем понятной истины. Без культуры и духовно-нравственной составляющей дальнейшее развитие демократических институтов и гражданского общества, подчеркну особо, в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Россия, будет несостоятельным и оторванным от цивилизационного и культурного мирового пространства.

В связи с этим в начале девяностых годов прошлого века поэтапно начала создаваться, а, по сути, выстраиваться заново – законодательная база культуры, отразившая все основные ее пласты: культурное наследие, библиотечное дело, кинематографию, архивы, народные художественные промыслы.

И сегодня, оборачиваясь назад, мы должны с благодарностью вспомнать первых разработчиков законов о культуре – ученых и специалистов, депутатов первых созывов и членов Совета Федерации вставшей на демократические рельсы России. От них – их энергии и профессионализма – во многом зависело то, что за относительно короткий период в истории новейшего российского парламентаризма стала действовать прогрессивная и эффективная законодательная база в сфере культуры.

Конечно, она не является безупречной. Ошибки при формировании многоаспектного базового законодательства в культуре были допущены, и они еще дают о себе знать. Но начало было положено – и это, пожалуй, самый главный вывод, который можно сделать относительно первых лет создания законов, регулирующих отрасль культуры в целом.

Законодательный процесс: продолжение

Так сложилось, что вопросы культуры на протяжении более десяти лет находились в ведении Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Несмотря на некий структурный «остаточный принцип» по отношению к культуре, комитету удалось многое сделать. Хотя, нельзя не отметить, что за последние год-полтора законодательная деятельность в сфере культуры резко активизировалась. Это связано со многими объективными обстоятельствами: завершением, как я надеюсь, административной реформы по отношению к сфере культуры, выявлением тех несовершенств и нестыковок в действующем законодательстве, которые копились годами и теперь проявились в связи с изменением других базовых законов.

В этих условиях в 2007 году было принято решение о создании в Совете Федерации в качестве самостоятельной структурной единицы Комиссии Совета Федерации по культуре. Таким образом, начиная с осенней сессии прошлого года комиссия начала новый важный самостоятельный этап своей работы, существенно повышающий планку ответственности за дальнейшую разработку законодательства в области культуры.

Как председатель Комиссии Совета Федерации по культуре, опираясь, в том числе, на мнение своих коллег – членов комиссии, могу сказать, что это было продуманное, своевременное и правильное решение. Теперь эффективность деятельности комиссии зависит от нас самих, от того, как мы отстроим работу, исходя из понимания того, что проблемы создания законодательной базы и, в особенности, правоприменительной практики в сфере культуры еще далеки от разрешения.

Понимание важности этой задачи среди моих коллег есть. За короткий период своей деятельности комиссия провела более 50 заседаний, на которых было рассмотрено около ста вопросов, напрямую связанных с законотворчеством. Важно отметить, что в заседаниях комиссии, как правило, принимают участие не только члены Совета Федерации, но и депутаты Государственной Думы. По ключевым вопросам мы стали активнее работать с Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации, представителями федеральных органов исполнительной власти.

За прошедший период комиссия была ведущим исполнителем при подготовке к рассмотрению на заседаниях Совета Федерации федеральных законов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», «О передаче Федеративной Республике Германия витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий», «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О библиотечном деле» (в части отнесения Президентской библиотеки к национальным библиотекам).

В качестве соисполнителя в 2007 - 2008 годах комиссия участвовала в подготовке к рассмотрению целого ряда важных федеральных законов, потребовавших серьезной проработки и определения по ним принципиальной позиции комиссии. Среди них такие законы, как «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Что касается закона о федеральном бюджете, то его рассмотрение сопровождала особенно острая дискуссия. Отмечая, что по отношению к отрасли общими усилиями удалось преодолеть тенденцию постоянного снижения выделяемых средств, члены комиссии, тем не менее, говорили о нерешенности многих вопросов, в том числе, связанных с заработной платой работников бюджетных организаций культуры. Ее размеры по-прежнему в несколько раз ниже, чем в целом по стране для бюджетной сферы.

В соответствии с полномочиями Совета Федерации и комиссии…

Одним из эффективных способов, предоставляющих возможность для проведения анализа действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере культуры, выявления острых проблем и определения путей их разрешения остаются парламентские слушания и «круглые столы». Комиссия считает, что здесь полномочия Совета Федерации достаточно велики, а принимаемые по их итогам рекомендации являются действенным инструментом для дальнейшего совершенствования законодательной базы в сфере культуры, подспорьем в работе органов государственной власти всех уровней.

В 2008 году комиссией были организованы парламентские слушания на тему «Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов России» совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Ассоциацией «Народные художественные промыслы России», парламентские слушания «Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий в области сохранения недвижимых памятников истории и культуры» совместно с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, «круглый стол» на тему «О мерах государственной поддержки театров и кино для детей и юношества» совместно с Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Международным фондом развития кино и телевидения для детей и юношества.

Хочу отметить, что комиссия в своей деятельности исходит из глубокого понимания ответственности за дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере культуры. В этой связи я выражаю признательность своим коллегам по комиссии, которые активно работают в ней, разделяют ее цели, широко и постоянно представляют комиссию в различных организациях культуры, в том числе – международных, активно взаимодействуют с деятелями культуры и искусства, готовы ставить и решать наиболее актуальные для сферы культуры проблемы.

А здесь все одинаково важно – законотворчество, федеральные или региональные программы. Учреждения и организации культуры: музеи, театры, архивы, киностудии и учебные заведения. Искусство в высших его формах и проявлениях или народные промыслы и скромные их хранители, передающие свое мастерство от поколения к поколению.

Законодательный процесс: перспективы

В завершении этих коротких «юбилейных» суждений хочу совсем немного остановиться на одной, на мой взгляд, очень важной проблеме - системности и стратегии в законотворческой деятельности.

В период предстоящей сессии Совета Федерации комиссия намерена самым внимательным образом с участием Министерства культуры Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и регионов, представителей творческих союзов и организаций, научно-исследовательских институтов и экспертов глубоко проанализировать законодательный процесс, осуществляемый в сфере культуры за последние пятнадцать лет. Речь, прежде всего, идет о том, чтобы уйти, наконец, от практики «латания дыр» в действующем законодательстве при отсутствии должной координации в законотворчестве всех субъектов права законодательной инициативы.

Это, по моему мнению, один из наиболее важных моментов в совместной деятельности всех участников законодательного процесса, направленной на процветание России и ее многонациональной культуры.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©