17 - 23 декабря 2008   № (44)1940 Издается с 1990 г.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СВЕРХУ
Институт современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет Дмитрий Медведев, разработал доклад «Демократия: развитие российской модели», содержащий рекомендации главе государства насчет того, как усовершенствовать политическую систему страны. Основная мысль авторов – в условиях экономического кризиса необходима экстренная «либерализация сверху», которая поможет становлению «среднего класса».

Этот тезис коррелирует с недавней идеологической установкой замруководителя президентской Администрации Владислава Суркова об этом «гегемоне» современной России, заставляя вспомнить об аналогичном содержании «нового курса» Франклина Рузвельта во время американской Великой депрессии 1930-х.

Доклад был написан под редакцией председателя правления ИНСОРа Игоря Юргенса. Авторы доклада исходят из того, что «модернизация российского общества», уже заявленная властью в качестве повестки дня ближайших лет, не может ограничиваться лишь социально-экономической сферой. Необходимо провести демократизацию – «единственно возможный механизм регулирования отношений между государством и элитами, государством и обществом». Причем сделать это, с точки зрения экспертов, может только президентская власть. Главный рецепт разработчиков состоит в «либерализации сверху», которая побудит к активной гражданской позиции большинство российского общества и поможет становлению «среднего класса». Подобная модернизация «ценностей и институтов», дескать, включена «в повестку дня логикой развивающейся экономики».

По мнению авторов документа, «российская власть до настоящего времени могла позволить себе не сосредоточиваться на проблемах демократического развития страны», так как «выстраивание дееспособного государства, стабильно высокие темпы роста, убедительные результаты партии власти на выборах позволяли считать эту проблему не самой приоритетной». В это время, мол, была закономерной необходимость «ручного управления» трансформацией экономики и политическими процессами, что означало «замораживание» строительства политических институтов.

Однако, согласно тезисам доклада, ресурсы роста и качественного развития экономики России, связанные с использованием благоприятной конъюнктуры на энергетических рынках, близки к исчерпанию.

Реализация стратегии модернизации, утверждает коллектив авторов, породит напряжение в элите и обществе и неизбежно выведет его в «политическое поле». Поэтому уже сегодня необходимо перестраивать политическую систему, чтобы она создавала каналы для цивилизованной конкуренции. «Единая Россия», по оценке авторов доклада, «пока не вполне способна исполнять роль доминантной партии», но «ни одна из прочих партий сегодня не может выступать в качестве программной альтернативы и полноценно бороться за власть по институциональным правилам». Поэтому на период «либерализации сверху» за «Единой Россией» предлагается сохранить «роль самой крупной партии при обязательной ее эволюции и внутренней демократизации с одновременным устранением барьеров для развития, доступа к СМИ и другим ресурсам, полноценного участия в выборах других жизнеспособных политических партий».

Авторы идеологической концепции предлагают, чтобы «единороссы» «при доброжелательном посредничестве президентской власти» побудили другие партии «к заключению неформального пакта о национальном консенсусе». Долгосрочная стратегия социально-экономического развития до 2020 года невозможна в «вертикально-иерархической системе», то есть при доминировании бюрократии. Авторы доклада опасаются, что «в случае ухудшения социально-экономической конъюнктуры или любых кризисных явлений в отношениях между властью и обществом политическая система окажется неспособной выработать и привести в действие механизмы решения возникших конфликтов, что чревато серьезной дестабилизацией общественно-политической ситуации в стране».

Совсем недавно первый замруководителя президентской Администрации Владислав Сурков, выступая в рамках форума «Стратегия-2020», организованного под эгидой «Единой России», назвал основной задачей государства в нынешний кризисный период «спасение среднего класса» как обладателя «социальной гегемонии и политической власти» в «эпоху нулевых». Сурков апеллировал, по его словам, к «рабочим, офис-менеджерам, малому бизнесу, всем этим молчаливым героям», которых, дескать, Медведев и Путин в обиду не дадут». Любопытно, что тот же идеологический посыл был заложен и в предвыборной кампании нового президента США Барака Обамы, построившего ее на контрасте «Wall Street против Main Street».

Теперь аналогичный поворот предлагают эксперты «прокремлевского» идеологического центра. Согласно предложенной ИНСОРом идеологической концепции, социальная база для политического плюрализма «среднего класса» и развитого гражданского общества остается недостаточно развитой. Дескать, средний класс «не способен проявить себя и успешно развиваться без конкурентной, открытой среды, без гарантий правил игры как в экономической, так и общественно-политической сфере».

При этом, по мнению экспертов, развитие российской модели демократии не потребует радикальной перестройки действующих институтов. Нужно, дескать, лишь наполнить их реальным содержанием и скорректировать избирательное законодательство, федеральные отношения, местное самоуправление.

Как известно, Президент недавно уже предложил внести изменения в политическую систему, которые направлены на расширение участия альтернативных сил в политическом процессе – снижение минимально необходимой численности партий и предоставление нескольких мандатов в нижней палате парламента представителям тех партий, которые остановятся за порогом проходного барьера на думских выборах. Эксперты предлагают дополнить эти меры запретом проверок численности и уставной деятельности партий в год федеральных выборов, облегченной регистрацией партий на федеральных и региональных выборах, сокращением списка нарушений, за которые партия или кандидат могут быть сняты с выборов.

По мнению экспертов, «мелкий и средний бизнес в наибольшей степени заинтересован в демократизации политической системы». При этом «либерализация сверху» не вызовет отторжения в российском обществе, так как оно, дескать, «уверенно признает ведущую роль в развитии демократии за федеральной властью», поскольку ценит ее «достижения последних лет — стабильность и порядок». Поэтому «процессы развития российской модели демократии должны инициироваться и направляться исполнительной властью, носить эволюционный, технологический характер».




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©