17 - 23 декабря 2008   № (44)1940 Издается с 1990 г.
Нерентабельно, но очень дешево
Насколько серьезны проблемы отечественного автопрома
В последнее время внимание всего мира было приковано к бедам автопрома США. Однако настало время взглянуть на состояние дел в родном Отечестве. Может быть, наше автомобилестроение пришвартовалось в «тихой гавани» и вполне комфортно себя чувствует? Или оно в этой самой гавани пошло ко дну? Рассмотрим финансы предприятий и события на потребительском рынке.

Начало 2008 года ознаменовалось несколькими исключительными событиями. Российский рынок неожиданно был признан самым быстрорастущим, а затем и самым перспективным в Европе. Государственный протекционизм, выраженный в росте пошлин на ввоз иномарок, привел к масштабному открытию сборочных производств в России зарубежными автогигантами. И возникли серьезные опасения, что протекционизм вылился в новую для себя фазу - разрушение местного легкового автопрома, который объективно не может выдержать серьезной конкуренции. Логически понятно, что покупать ВАЗ можно, только не имея средств на другой автомобиль. Если бы и не было финансового кризиса, отрасль все равно могла бы войти в кризис, так как конкуренция только росла. Но рост конкуренции сопровождался ростом потребительского рынка, что нивелировало рост конкуренции. Итак, как только Россию признали лидером, фаворитом и наградили прочими эпитетами, стимулирующими гордость за нацию, наступил коллапс. Он накрыл практически все отрасли и, конечно, автомобилестроение, которое было цикличным всегда - непонятно было только, когда его цикличность заявит о себе в России

Коллапс

Рынок легковых автомобилей покажет рост по итогам года, но роста давно уже нет. Планируемый агентством «Автостат» результат составит +16% год к году, но рост рынка сложился в начале 2008-го, а сейчас налицо отрицательные результаты. В ноябре текущего года было продано на 16% меньше легковых автомобилей, чем в ноябре 2007-го. Отрицательный тренд в продажах прервется нескоро, так как экономика, рынки и предприятия обладают инерционностью развития, мышления и действий. Следовательно, рост безработицы, сопровождающийся ростом стоимости автокредитов, будет продолжать оказывать давление на автомобильный рынок в следующем году. Но кризис неизбежно закончится, и начнется подъем. Следовательно, сделав оценку предприятий, заложив в нее последствие кризиса, выраженное в снижении выручек, можно придти к выводу о целесообразности покупки акций - либо отсутствия интереса к сектору. Но сначала взглянем на финансы предприятий.

Финансы

В начале года производственные показатели КамАЗа росли на 35% по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду, в середине года - росли на 15%. Теперь о росте говорить уже не приходится. В лучшем случае производство останется на прошлогоднем уровне. Прибыль КамАЗа по РСБУ за девять месяцев 2008 года упала почти в три раза в годовом исчислении. Рентабельность же по чистой прибыли за тот же период вместо 10% составила 3%. В III квартале КамАЗ ничего не заработал, несмотря на прирост выручки. Можно предположить, что аналогичные события развернулись и на АвтоВАЗе, и на Sollers. При взгляде на финансы АвтоВАЗа худшие подозрения подтверждаются. По итогам девяти месяцев по РСБУ рентабельность по чистой прибыли составила 0,7% вместо 7% годом ранее. Прибыль упала в десять раз. А III квартал принес убыток. Оценить Sollers по РСБУ нельзя из-за полной нерепрезентативности данной формы отчетности у компании, но предположить аналогичный сценарий можно, и он с 90-процентной вероятностью попадет прямо в цель. Стоит принять как данность, что в 2009 году прибыли у всех трех компаний может не быть и ближайший год они потратят на борьбу за выживание.

Попробуем, однако, оценить эти компании, исходя из предположения, что они выживут. КамАЗ и АвтоВАЗ, безусловно, будут поддержаны государством, а Sollers преодолеет трудные времена, поскольку обладает отличным менеджментом. Так как прибыли нет, то используем для оценки показатель P/S и заложим 30-процентное снижение выручки в 2009 году. При этом за базу расчета возьмем 2007 год - для более критичного подхода.

В таком случае P/S КамАЗа равен 0,3, P/S Sollers - 0,15, а P/S АвтоВАЗа равен 0,06. Что, разумеется, очень дешево. Сравнение рыночной стоимости с балансовой также говорит о чрезвычайно низкой оценке данных компаний рынком. Они все стоят меньше балансовой стоимости в два-десять раз.

Сегодня эти компании выглядят как GM или Ford, но они зарабатывали, в отличие от североамериканских собратьев, росли и, следовательно, снова будут зарабатывать и расти, как только кризис пройдет. Текущая цена привлекательна для покупки.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©