22 - 28 октября 2008   № (37)1933 Издается с 1990 г.
ИДЕЙНО-БЮДЖЕТНЫЙ ТУПИК
Правительство Латвии не поспевает за кризисом
Латвию, имеющую наихудшие макроэкономические показатели среди стран Прибалтики, да и в Евросоюзе в целом, сегодня многие эксперты сравнивают с Исландией, оказавшейся из-за авантюрной кредитно-финансовой политики лицом к лицу с перспективой скорого суверенного дефолта. И хотя истоки кризиса у этих стран разные, нынешнему латвийскому правительству не позавидуешь: провал благостных официальных прогнозов относительно роста ВВП, обуздания инфляции, индексов деловой активности и уровня социального напряжения побуждает кабинет Иварса Годманиса (Латвийская первая партия / Латвийский путь) лихорадочно искать рецепты от соскальзывания Латвии в глубокую социально-экономическую депрессию.

САГА О БЮДЖЕТЕ

Сплетать доходную и расходную части государственного бюджета Латвии на 2009 год приходится с высокой долей условности, даже не скрывая, что приводимые в его проекте цифры и ориентиры могут подвергнуться существенной ревизии уже в начале следующего года. Состоявшийся 9 октября бенефис премьер-министра, обязанного по закону регулярно отчитываться перед Сеймом о работе правительства, не принес депутатам уверенности в светлом будущем. Оппозиция, естественно, подвергла работу кабинета министров ЛР острой критике, правящее большинство оказало ему условную поддержку.

Но и сам Иварс Годманис пришел к депутатам не с пустыми руками: накануне правительство одобрило проект госбюджета Латвии на будущий год с дефицитом в размере 1,85% ВВП. Доходы консолидированного госбюджета запланированы в размере 5,462 млрд. латов, тогда как расходы должны составить 5,791 млрд. латов. Свести концы с концами «на бумаге» удалось в немалой степени за счет принудительного сокращения министерствами своих расходов на 10,67%, включая увольнение к середине 2009 года десятой части чиновников и прочих сотрудников органов госуправления (урезание «мертвых» ставок не засчитывается).

Упреждая тяжелую дискуссию по бюджету, который планируется принять в окончательном чтении 26 ноября, премьер призвал парламентскую позицию и оппозицию не выдвигать финансовых требований, увеличивающих бюджетный дефицит. Логика Годманиса проста: с профсоюзами он вроде бы договорился не превышать «священную» планку дефицита в 1,85% ВВП, пугая их тем, что в противном случае «все рухнет», включая его многострадальное правительство, при этом отраслевые и прочие лоббисты по-прежнему сохраняют возможность перетягивать расходы из одной статьи бюджета в другую во время нынешнего рассмотрения документа парламентом, а также при его исправлениях в будущем году.

ЛУКАВЫЙ ОПТИМИЗМ

Логика правящего большинства, состоящего из «народников», «первопутейцев», «зеленых крестьян» и примкнувших к ним «отечественников», тоже незатейлива: до выборов в Сейм еще далеко (попытка оппозиции «протащить» его роспуск через августовский референдум не увенчалась успехом из-за низкой явки граждан, да и в любом случае юридическая казуистика позволяла сделать все, чтобы эта процедура не коснулась нынешнего состава парламента), вероятность того, что избиратели «отомстят за невзгоды» на выборах в Европарламент летом 2009 года, велика, но некритична для власти. Действительно, раздражение электората нарастанием экономических трудностей накапливается, но пока выливается лишь в настороженность и апатию – только 26% избирателей Латвии заявили в ходе недавнего социологического опроса о готовности отдать свой голос на евровыборах.

По прогнозам экспертов, сохранение негативной динамики социально-экономического развития Латвии грозит правящим партиям, растерявшим рейтинги доверия у народа, болезненным афронтом: в Европарламент может попасть лишь от одного до трех депутатов из девяти открывающихся вакансий. Таким образом, оппозиция получит европарламентскую трибуну, но не получит власти в стране. Другое дело – муниципальные выборы, которые состоятся одновременно с избранием евродепутатов в июне 2009 года. Тут старшие партнеры по коалиции - «народники» определенно хотят держать руку на пульсе, предлагая не только «кнут» в виде административно-территориальной реформы и угрозы роспуска того или иного местного органа власти из-за выявленных нарушений, но и «пряник» в виде перераспределения доходов от сборов подоходного налога с населения в пользу местных самоуправлений, которые в 2009 году будут получать 82% от этих доходов. Не забыты и беднейшие слои населения, которым власти предлагают высоко оценить тот факт, что в следующем году повышается необлагаемый подоходным налогом с жителей минимум с нынешних 80 до 100 латов. Если это не поможет, вероятность чего крайне велика, то весной правительство сменят.

МАГИЯ ЧИСЕЛ

И все же почему нынешний премьер Годманис так настаивает на соблюдении предложенного барьера бюджетного дефицита? Во-первых, он не превышает психологически важной планки в 2% годового ВВП страны, во-вторых, свидетельствует, что правительство не утратило контроля за экономической стихией и следит за финансовой стабильностью государства, в-третьих, является важным индикатором для рейтинговых агентств и крупных иностранных инвесторов (сегодня Латвия и так по всем рейтингам сдает былые рубежи; например, по данным Всемирного экономического форума, страна опустилась на девять позиций в рейтинге конкурентоспособности экономик мира - на 54-е место), в-четвертых, позволяет рассчитывать на благосклонность бюрократических структур Евросоюза в вопросах дотаций и субсидий.

Вместе с тем многие сомневаются в эффективном удержании этой планки на протяжении всего 2009 года. С одной стороны, на правительство Иварса Годманиса давят представители общественного сектора экономики, требуя повышения зарплат с учетом высокой инфляции, составляющей сегодня по официальным данным 14,7%, с другой стороны, «расточительность» правительства критикуют сторонники жесткой макроэкономической политики, требуя фактического обнуления дефицита госбюджета. Так, на эфемерность благополучного верстания бюджетных цифр указал в интервью Латвийскому радио председатель комиссии Сейма по бюджету и финансам Карлис Лейшкалнс, потребовав сократить планируемый дефицит госбюджета Латвии на 2009 год до 0-0,85% ВВП. Необходимость ужесточения режима экономии госрасходов он связывает с тем, что правительство в проекте бюджета выступило с неоправданно оптимистичными прогнозами прироста ВВП в 2%. Лейшкалнс также выразил уверенность в том, что профсоюзные объединения в этом году не смогут «выбить» повышение зарплат работникам госсектора. «Если в прошлом году профсоюзам удалось в результате переговоров и давления добиться выделения 70 млн. латов на повышение зарплат, то в этом году такого не будет», - заявил руководитель профильной комиссии парламента.

Но разве дело только в профсоюзах, которые Карлис Лейшкалнс видит сегодня исключительно «ручными»? Например, недовольство в связи с предстоящим в 2009 году урезанием государственных субсидий на 27,5% выразило правление Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций. По словам его председателя Арманда Краузе, «если министерствам в 2009 году нужно было снизить бюджетные расходы на 10,67%, то нам непонятно, почему государственные субсидии нужно сокращать на 27,5%. При этом он подчеркнул, что «акции протеста мы не планируем, но будем разъяснять ситуацию депутатам Сейма и надеяться, что они поймут нужды крестьян и не проголосуют за столь резкое уменьшение субсидий в будущем году». Действительно, пока протестующим структурам рассчитывать на фактор улицы не приходится.

НЕ ТАК ИГРАЛИ

Тот факт, что правительство вообще «погорячилось» с прогнозами роста латвийской экономики, признает даже традиционный оптимист в оценках, президент Банка Латвии Илмарс Римшевичс. Он полагает, что планируемый в госбюджете 2009 года дефицит в размере 1,85% ВВП подсчитан при необоснованно высоком прогнозе ВВП, поэтому «мы себя обманываем», надеясь удержать превышение расходов над доходами в столь малых объемах. «Банк Латвии планирует, что в следующем году прирост ВВП может быть нулевым или составить 0,5%, и в таком случае бюджетный дефицит превращается из 1,85% в 2,85% или даже в 3%», - заявил Илмарс Римшевичс. При этом он не исключил, что застой или отрицательная динамика в экономическом развитии Латвии может привести к росту бюджетного дефицита до 5% ВВП и более.

Следует отметить, что и по текущему году цифры оказались неутешительными. По данным Центрального статистического управления Латвии (ЦСУ), в первой половине 2008 года ВВП страны вырос на 1,6%, в том числе во II квартале - на 0,1%, тогда как в 2007 году прирост ВВП достигал 10,3%. При этом глава Банка Латвии очень болезненно воспринял упреки в свой адрес за провальный прогноз, сведя проблему «веселых чисел» к тому, что «все не так играли»: «В конце прошлого года мы прогнозировали, что в этом году прирост ВВП составит 5%. Однако если все вокруг говорят, что наступит кризис, и люди начинают подчинять свое поведение кризисному периоду - меньше тратят, не берут в долг, банки не одалживаются, то не удивительно, что мы постепенно приближаемся к этой цифре. Это исполнившиеся ожидания. Мы все - участники этой пьесы, и от того, как мы в ней действуем и как себя ведем - активно или нет - и зависит эта цифра».

При этом даже более осторожные авторы прогнозов просчитались с цифрами по Латвии, не учтя масштабов кризиса мировой экономики и всех рисков внутри страны. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) еще весной прогнозировал рост латвийского народного хозяйства на 3,6%, а в будущем году — на полпроцента. Однако мировые экономические бури и реальный уровень устойчивости к ним внутри страны побудили МВФ значительно скорректировать ожидания в отношении Латвии, которые теперь выглядят более мрачно, чем у «исправившегося» Римшевичса: ВВП Латвии в текущем году снизится на 0,9%, а на будущий год падение составит уже 2,2%.

БЕЗ МЯГКОЙ ПОСАДКИ

По мнению экспертов, правящие партии готовы изо всех сил сдерживать вал упреков и недовольства со стороны различных социальных групп и сохранить «на бумаге» дефицит бюджета на уровне лукавой цифры в 1,85% ВВП, поэтому в ближайшее время отставки правительства не ожидается. «Искупительная жертва» со стороны Иварса Годманиса потребуется позднее, когда госбюджет «посыплется», а общественная атмосфера накалится. Ему на смену придет правительство «спасителя нации» из Народной партии, который, как надеются однопартийцы, не успеет к муниципальным выборам не оправдать ожидания.

Сейчас же политическая оппозиция не готова вывести людей на массовые акции протеста, так как идет процесс переформатирования политического поля (только недавно зарегистрированы «Гражданский союз» и партия Штокенбергса, созданные из осколков ряда действующих политических сил), а также сказывается разочарование и усталость населения от провала в августе двух референдумов подряд – по праву народа на досрочный роспуск парламента и по пересмотру пенсий. В свою очередь, отраслевые структуры и профсоюзы просто боятся «раскачивать лодку», не будучи уверенными в том, что им хватит авторитета и навыков сдержать или возглавить стихийные протесты. Однако впереди – «шоковая терапия» новыми тарифами на теплоснабжение, газ, электричество и воду, а также рост безработицы, урезание зарплат, череда банкротств предприятий и частных лиц.

В этих условиях латышские правые опять попытаются разыграть национальную карту и антироссийские страшилки: правящие круги - для отвлечения внимания своего электората от насущных проблем, а оппозиция – для мобилизации нацозабоченных под своими знаменами. Но это лишь подольет масло в огонь, к тому же и «русские» партии не замедлят актуализировать свои позиции. При нарастании внешних неблагоприятных условий все это может вылиться в социальный взрыв небывалой для Латвии мощности. Вот и приходится латвийскому правящему истеблишменту вместо здравого и решительного подхода к стратегическому партнерству с соседней богатой Россией полагаться на тактические уловки и запугивания, из которых наиболее забавным выглядит привлечение полиции безопасности к расследованию слухов и анекдотов о кризисе в финансовой системе Латвии.




 
ЖЕНЕВСКИЙ ФАЛЬСТАРТ
В Западной Европе не особо скрывают, что пункт Плана Медведева-Саркози, предусматривающий развертывание дискуссии о путях обеспечения прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии, был вынужденным компромиссом с Москвой в острой ситуации военного столкновения на Кавказе. По сути, детальное обсуждение логики конфликта и мер по его дальнейшему предотвращению с учетом интересов югоосетин и абхазов стало неприятным обременением для западной дипломатии, по-прежнему прикладывающей большие усилия для вывода режима Михаила Саакашвили из-под ударов обвинения в военном преступлении, хотя и признающей «неприемлемость» его действий 8 августа.

Автор - Владимир Симиндей
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©