22 - 28 октября 2008   № (37)1933 Издается с 1990 г.
Посредник всегда рискует
Состоялся первый официальный визит Президента России Дмитрия Медведева в Ереван, где он встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном. В ходе переговоров главы государств обсудили широкий круг вопросов российско-армянского сотрудничества, в частности взаимодействие в торгово-экономической и энергетической сферах, актуальные проблемы международной безопасности.

Следует отметить, что этот визит главы российского государства проходил на фоне кардинально изменившейся после событий в Южной Осетии геополитической ситуации в Закавказье. Во-первых, военная агрессия Грузии против Южной Осетии и последующее признание Россией независимости этой республики и Абхазии показали бесперспективность попыток решать межэтнические конфликты силовыми средствами. Во-вторых, рухнула ставка Тбилиси добиться урегулирования своих приграничных проблем за счет военного и политического ресурса США. В-третьих, в результате усилий, прежде всего, российской дипломатии в так называемое «закавказское уравнение» стала вводиться Турция в качестве составного элемента в системе региональной безопасности. И поэтому не случайно в последние месяцы активизировались российско-армянские контакты на высшем уровне. Хотя они всегда были политически мотивированы и носили конкретный характер. Точно так же, как и нынешний государственный визит Дмитрия Медведева в Ереван. Кстати, это - пятая по счету в нынешнем году личная встреча Президента России с Сержом Саргсяном.

Если исходить из чрезвычайно тонкого баланса сил и интересов, который складывается в треугольнике Москва-Ереван-Баку, то следует отметить, что российско-армянский диалог не направлен против Азербайджана. Наоборот, в ходе состоявшихся переговоров в Ереване было заявлено, что карабахский вопрос может быть решен на основе компромиссов и путем переговоров. На пресс-конференции в Ереване Дмитрий Медведев сообщил, что в самое ближайшее время состоится встреча трех президентов для продолжения обсуждения данной темы. «Я надеюсь, что эта встреча состоится в России», - уточнил глава российского государства.

Конечно, это заявление не является «сюрпризом» для Азербайджана, поскольку возможности возобновления диалога между Ереваном и Баку при посредничестве России обсуждались во время недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. Отметим также, что Москва уже не первый раз предпринимает такие посреднические усилия. В этой связи можно предположить, что стороны действительно обсуждают какой-то новый привлекательный сценарий по карабахскому урегулированию. «Я не буду комментировать нюансы, именно потому, что это переговорные нюансы и в этом их ценность»,- заявил в этой связи в Ереване Дмитрий Медведев. Но в то же время сие означает, что участники конфликта разочарованы в возможностях действий Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта и просчитывают иные варианты выхода из сложнейшей ситуации.

Вообще, из-за карабахского конфликта страдают как Азербайджан, так и Армения. Баку вынужден предпринимать сложные политико-дипломатические маневры для того, чтобы заручиться поддержкой влиятельных международных игроков в деле сохранения своей территориальной целостности. Что касается Армении, то она, как отметил в одном из своих интервью министр иностранных дел России Сергей Лавров, фактически находится в экономической блокаде. В целом же конфликт в одинаковой степени сковывает потенциал двух республик в деле становления и развития своей национальной государственности. Отсюда и признание того факта, что подписанные ими многочисленные торгово-экономические отношения как с Россией, так и с другими государствами носит налет некоторой «конъюнктурной неполноценности».

В настоящее время Армения возглавляет ОДКБ - структуру, которая после кавказского кризиса будет более наполняться так называемым военным содержанием. Если обозначенная тенденция приведет к появлению еще одной линии водораздела между Ереваном и Баку, который, в отличие от Тбилиси, не стремится в НАТО, это вряд ли будет способствовать сохранения хрупкого баланса сил в Закавказье. Поэтому задача момента - найти такой способ урегулирования карабахского конфликта, который бы стабилизировал, а не дестабилизировал ситуацию в регионе. Сделать это чрезвычайно сложно, поскольку на протяжении многих лет стороны, кажется, обсуждали при разном посредничестве все мыслимые и немыслимые варианты в поисках выхода из ситуации.

По большому счету и диалог в формате Ереван-Москва и Баку-Анкара может привести только к появлению еще одного «раздражающего фактора». Другое дело, если эти четыре государства пойдут по пути создания единого экономического, политического, культурного пространства, что позволит приступить к урегулированию карабахскую проблему уже в ином геополитическом измерении.

Одним словом, Президент России Дмитрий Медведев, заявив о себе как главном посреднике в налаживании диалога между Ереваном и Баку, в определенной степени рискует. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского.


 
КИШИНЕВ СТОИТ МЕССЫ?
В последние месяцы после состоявшегося признания независимости Южной Осетии и Абхазии в российских и международных экспертных кругах оживленно дискутируются перспективы развития ситуации вокруг Приднестровья. И в этой полемике представлены взгляды и точки зрения достаточно широкой палитры.

Автор - Дмитрий Ермолаев
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©