22 - 28 октября 2008   № (37)1933 Издается с 1990 г.
КИШИНЕВ СТОИТ МЕССЫ?
В последние месяцы после состоявшегося признания независимости Южной Осетии и Абхазии в российских и международных экспертных кругах оживленно дискутируются перспективы развития ситуации вокруг Приднестровья. И в этой полемике представлены взгляды и точки зрения достаточно широкой палитры.

Для начала отметим, что ряд политологов высказываются за то, чтобы признание de jure Сухума и Цхинвала со стороны Кремля стало бы прецедентом для Тирасполя. Их оппоненты, напротив, утверждают, что случаи Южной Осетии и Абхазии, с одной стороны, и Приднестровья, с другой, имеют кардинальные отличия. Но это все-таки спор, связанный с вопросом, признавать ли ПМР вслед за двумя закавказскими республиками или нет.

Дискуссия вокруг Приднестровья имеет и другое измерение. Некоторые политики предлагают предложить Кишиневу своеобразный «размен»: Молдавия отказывается от членства в НАТО, Москва же взамен оказывает влияние на Тирасполь с целью убедить последний пойти на объединение с Кишиневом на условиях широкой конфедерации. Причем сторонники подобного сценария утверждают, что даже при смене власти в Кишиневе Молдавия не сможет отказаться от своих обязательств, так как в случае попытки их нарушить и вступить в НАТО тут же сработает фактор Приднестровья. К слову сказать, эти идеи не новы. Они уже витали в воздухе несколько лет назад, но тогда были похоронены деструктивной политикой руководства Молдовы.

Стоит отметить и появление в ряде СМИ критических в отношении Президента ПМР Игоря Смирнова статей. До аудитории пытаются довести мысль, что элита Приднестровья, исходя из своих личных интересов, не идет навстречу миротворческим усилиям президента Молдавии Владимира Воронина. И таким образом мешает формированию партнерских отношений между Москвой и Кишиневом.

Насколько же оправдан вытащенный из небытия сценарий осуществления политического торга с Кишиневом? И к чему он может привести в случае излишне настойчивых попыток его реализации? И как вообще Москве строить политику в отношении Кишинева и Тирасполя?

Для начала заметим, что Приднестровская Молдавская Республика в течение более пятнадцати лет является де-факто независимым государством, отразившим в свое время агрессию со стороны Кишинева. И доказавшим за эти полтора десятилетия, что оно может самостоятельно существовать. А главное, что нельзя забывать – это то, что народ Приднестровья сделал однозначный выбор в пользу независимости и сформировал легитимную власть.

Но эти обстоятельства были и раньше. Сейчас же к ним добавилось и осознание руководством Приднестровья новых сложившихся после событий вокруг Южной Осетии геополитических реалий. В этой связи стоит подчеркнуть, что в результате последних два члена Союза непризнанных государств, в который входит Приднестровье, обрели признание de jure. И это, разумеется, что бы ни говорили о различии случаев закавказских республик и ПМР, усилило позиции Тирасполя.

В контексте вышесказанного достаточно проблематичной видится даже сама возможность оказания Москвой влияния на Тирасполь с целью убедить последний пойти на объединение с Кишиневом на условиях широкой конфедерации и таким образом отказаться от своей независимости de facto и возросших шансов добиться ее признания de jure. Более того, подобные попытки могут лишь привести к ухудшению достаточно сейчас дружественных российско-приднестровских отношений.

Оставив за скобками рассуждения, насколько будут прочны гарантии внеблокового статуса Молдавии в случае реализации «конфедеративного» сценария, зададимся вопросом – а стоит ли вообще ради отношений с Кишиневом ставить под сомнение проверенные временем связи с Тирасполем? Как видится, нет, не стоит.

Что же тогда делать? Наверное, лучше оставить ситуацию пока в «замороженном» виде, продолжая гарантировать при этом посредством миротворческих сил спокойствие в регионе. И строить дружественные отношения как с Кишиневом, так одновременно и с Тирасполем. Развитие геополитической ситуации в Евразии и происходящее усиление позиций Москвы рано или поздно расставит все по своим местам.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©