22 - 28 октября 2008   № (37)1933 Издается с 1990 г.
Классическая экстравагантность
Звезда «минимализма» в зале Чайковского
Многим знаком термин «минимализм». Сегодня мы поговорим о человеке, первым назвавшим этим термином музыкальное направление. Имя его – Майкл Найман. Первого ноября в Концертном зале им. П.И.Чайковского состоится единственный концерт легендарного композитора и его коллектива Michael Nyman Band. На следующий день музыканты выступят в Санкт-Петербурге.

Майкл Найман - английский композитор, дирижер, пианист, музыкальный теоретик и критик. Он родился 23 марта 1944 г. в Лондоне. В этом городе он живет и сейчас.

Мировая известность пришла к Найману где-то в конце 1980-х гг., как результат его сотрудничества с Питером Гринуэем, к чьим фильмам Найман писал музыку («Отсчет утопленников», «Книги Просперо», «Повар, вор, его жена и её любовник» и др.). Однако часть аудитории полюбила музыку Наймана вне связи с кино – это были музыканты-«гурманы», относящие себя к «продвинутой» аудитории, живо интересующиеся новым для того времени музыкальным направлением - «минимализм». И вот уже в 1990-х гг. записи с музыкой Майкла Наймана и его американского коллеги, Филиппа Гласса стали просто обязательными приобретениями в фонотеке любого уважающего себя интеллектуала.

Профессиональное образование Найман получил в Королевской музыкальной академии и в Королевском музыкальном колледже, специализировался на английском барокко, изучал истоки европейского фольклора. В 1964 -1976 гг. он занимался исследованием законов развития и строения современной музыки, выступал как музыкальный критик. Само понятие «музыкальный минимализм» возникло, когда однажды Майкл Найман в рецензии на работу английского композитора Корнелиуса Кардью впервые употребил этот термин как описание стилистических особенностей музыки.

Оставляя музыковедам подробный разбор законов построения музыкального минимализма, отметим главное – для произведений, относящихся к этому направлению, характерны многократные гармонические повторы, короткая, часто повторяющаяся мелодия, развитие музыки идет как будто стройными вертикалями. В ее характере можно почувствовать сосредоточенность, иногда отрешенность, мистику…

Сотрудничество Наймана и Гринуэя давно завершилось – Питер Гринуэй занимается концептуальным видеоартом, а Найман выступает со своим коллективом Michael Nyman Band, пишет оперы, балеты, концерты, струнные квартеты, песни на стихи Шекспира, Рембо, Целана. Кроме того, он создаёт саундтреки для компьютерных игр, поп - и рок-композиций. Последняя на сегодняшний день работа Наймана в кино - музыка к фильму Рэя Лориги о жизни Святой Тересы «Тереса, тело Христово» (2007).

Michael Nyman Band — не академический ансамбль. Это, скорее, экстравагантный бэнд. В его составе - струнный квартет и группа медных духовых.

Впервые Майкл Найман приехал в Москву в 1998 году, и зал, конечно, был переполнен. На этот раз программа концертов в Москве и Санкт-Петербурге состоит из двух частей, содержание которых интригует – это и вокальный цикл (I Sonetti Lussuriosi) на стихи известного поэта эпохи Возрождения Пьетро Аретино, и произведения, объединенные в новом альбоме, под названием «Моцарт 252», явившийся своеобразным «музыкальным приношением» Моцарту.

Сам Майкл Найман так пояснил название альбома, одновременно рассказав историю появления группы Michael Nyman Band: «Альбом «Моцарт 252» был создан в ознаменование празднования 250-летия со дня рождения Моцарта в 2006 г., но мне показалось более уместным пропустить два года и, таким образом, назвать его «Моцарт 252». Он мог называться также и «Моцарт 30», поскольку прошло 30 лет с тех пор, как в 1977 г. состоялся первый концерт группы музыкантов «Кампьелло бэнд» (Campiello Band) в фойе национального театра. «Кампьелло бэнд» вырос из театрального ансамбля, игравшего мои аранжировки песен венецианских гондольеров XVIII века для постановки «Иль Кампьелло» Гольдони, сделанной Билом Брайденом, открывшей сезон 1976 года в Театре Оливьера. Таким образом, этот ансамбль стал прародителем нынешнего «Майкл Найман бэнд» (Michael Nyman Band)».

Суть нового альбома Найман характеризует так: «Моцарт 252» состоит из двух частей, каждая из которых создана под влиянием музыки Моцарта – это и саундтрек к фильму «Отсчет утопленников» Питера Гринуэя (1988), песни и дуэты из телефильма «Письма, загадки и записи» (1991), выпущенного к 200-летию со дня смерти Моцарта совместно с режиссером Джереми Ньюсоном в рамках серии «Не Моцарт», создававшейся для BBC. «Письма, загадки и записи» в целом опираются на тексты писем Моцарта, а партитура «отсчет утопленников» полностью выведена, согласно четким инструкциям Питера Гринуэя».

Большое любопытство вызывает другая часть концертной программы - вокальный цикл I Sonetti Lussuriosi (сейчас известных как 8 Lust Songs/ 8 Вожделенных Песен) на стихи запрещенного в эпоху Возрождения поэта-сатирика Пьетро Аретино (1492-1556). Произведение состоит из коротких сценок-диалогов эротического содержания, возникающих между различными персонажами. Любопытно, что и мужскую и женскую партии будет исполнять лишь одна актриса – Мари Энджел (Marie Angel). Еще в 1991 г. она сотрудничала с Майклом Найманом во время совместной работы над фильмом Питера Гринуэя «Книги Просперо». 

«Решение попросить Мари Энджел спеть обе роли - и мужскую и женскую было ключевым в моем стремлении драматизировать и создавать как можно больше разнообразных образов», - прокомментировал свое сценическое решение Майкл Найман.

Любопытство, интерес, споры, отторжение, преклонение – творчество Майкла Наймана никого не оставляет равнодушным, и на его концерты по-прежнему собираются полные залы – а не это ли подтверждение истинного таланта?




 
Самураи в России
22 октября в московском Музее народов Востока открылась выставка, рассказывающая о традициях и быте самураев. Япония – загадочная и необычная, все больше притягивает внимание россиян.

Автор - Лада Меркулова
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©