26 декабря - 01 января 2007   № (47)1897 Издается с 1990 г.
так ли уж хорош подарок?
начал действовать новый закон о защите прав потребителей
Законодатели подготовили всем гражданам нашей страны хороший предновогодний подарок. В декабре в России вступила в силу новая редакция закона «О защите прав потребителей». Теперь каждому покупателю, который, как известно, должен быть всегда прав, по закону гарантирован возврат товара и выплата неустойки за некачественный продукт. А также он может выдвигать целый ряд других требований.

Например, по новой редакции закона покупатель имеет право вернуть продавцу технически сложный товар в течение пятнадцати дней после покупки, если, конечно, он обнаружил какие-либо недостатки, даже сколы и трещины в покрытии. Примечательно, что к технически сложному товару относятся компьютеры, автомобили, крупная бытовая техника: холодильники, стиральные машины и другие устройства. При этом покупатель должен получить денежную сумму полной стоимости товара или взамен новую исправную вещь.

Кроме этого, деньги за покупку назад можно теперь требовать даже в том случае, если гарантийный ремонт устройства занял более 45 дней. Новой редакцией закона введена также плата за нарушение сроков поставки. Она составляет полпроцента в день от суммы предоплаты. По мнению экспертов, в первую очередь, новый закон «ударит» по тем бизнесменам, кто продает автомобили. Хотя новые правила общения с покупателями коснутся прежде всего тех, кто, как говорят, нечист на руку.

Например, если автомобиль возвращается в магазин через 15 дней, то машина считается подержанной и существенно падает в цене. Словом, по мнению Ирины Соколовой, вице-президента Общества защиты прав потребителя Московской области, для бизнеса настали нелегкие времена. Убытки, наверняка, будут у тех продавцов, которые торгуют не совсем качественной техникой.

В очень сложном положении могут оказаться отечественные производители автомобилей, качество сборки которых очень часто вызывает множество претензий. Видимо, многие автосалоны будут вынуждены открывать собственные цеха по устранению неполадок или работать в тесном контакте с ремонтными центрами.

Но как в любом законе и в этом есть свои нюансы. Например, если вы оплатили покупку не наличными, а через банк, то с возвратом средств могут возникнуть трудности. Продавец будет, скорее всего, настаивать, чтобы вы вместо денег взяли новый товар. Проблемы возникают в случае, если, например, холодильник приобретен в кредит, а кредит еще не выплачен.

Или, например, чтобы произвести замену автомобиля, покупка которого кредитована банком, машину надо снять с регистрации в ГИБДД, поменять договор в банке, потратить средства на приведение ее в порядок. Поскольку в законе сказано, что покупатель может обменять товар на эквивалентный, либо на похожий по техническим характеристикам. Соответственно, сразу меняется кредитная составляющая. Как в этих случаях будут взаимодействовать банки с покупателями и автосалонами? А представьте, как трудно будет удовлетворить придирчивого покупателя квартиры, которые в новостройках традиционно сдаются с огромным числом недоделок.

Конечно, продавцы иномарок или любого другого качественного товара находятся в наиболее выгодном положении. Известно, что, оберегая свой бизнес, от недобросовестных посетителей, некоторые из них даже ведут свои «черные списки» покупателей. Это те, кто любит очень долго выбирать дорогой товар, а после приобретения, словно играя, начинают мучить менеджеров многочисленными заменами. Опять же особенно такие ситуации проблематичны при покупке автомобилей, где практически невозможно заменить одну комплектацию на другую, из-за разницы в цене. Вообще надо признать, что по каждой категории товаров возникают свои специфические вопросы.

Например, неясно, как будет работать новый закон в отношении аудио- и видеоаппаратуры, холодильников и стиральных машин. Это связано, как правило, с техническими нюансами устройств, например, произведенными в Китае. И если прежде в Общество защиты прав потребителя обращались в основном покупатели, то теперь в очередь за консультациями выстраиваются бизнесмены.

Еще более проблематичная ситуация складывается с Интернет-магазинами. Они, как известно, своего товара не имеют и берут его на оптовом складе под заказ. Поэтому вернуть некачественный товар будет весьма не просто. Что случится, если в виртуальный магазин начнут реально возвращаться дорогие плазменные телевизоры или холодильники.

И все же закон вступил в силу, и как это нередко бывает, затем следует солидная судебная практика, которая дает повод для уточнения ряда положений. Словом, пока практика продаж по новому закону не стала устоявшимся правилом, лучше пользоваться услугами крупных магазинов, многие из которых давно принимают товар назад, если покупатель ошибся в его выборе.

Как теперь выстроятся новые отношения продавца и покупателя, во многом зависит от них самих. Ведь главный критерий любой торговли – честность и взаимное уважение. В любом случае отрадно, что отношения в наших магазинах становятся более цивилизованными.



Автор - Игорь БАРЫГИН

Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©