26 декабря - 01 января 2007   № (47)1897 Издается с 1990 г.
щелкунчик превратился в фавна
накануне нового года состоялся бенефис николая цискаридзе
В Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко открылся фестиваль «Русские сезоны. ХХI век». Инициатор проекта – танцовщик и хореограф Андрис Лиепа, более 15 лет работающий над реконструкцией хореографических постановок труппы Сергея Дягилева. Одна из них стала большим сюрпризом для зрителей.

- Главная заслуга Дягилева в том, что он сумел создать театр для артистов, - рассказывает Андрис Лиепа. - Вся российская элита того времени не приняла «Русские сезоны», поэтому он вынужден был показывать эти спектакли во Франции. А моя идея такова: поехать не на Запад, а на Восток.

И это ему удалось. Действительно, за последние пять лет были восстановлены многие постановки из афиши Дягилева, которые давно стали общепризнанными в мировом балете.

Правда, во времена Дягилева зрители не сразу приняли некоторые из них. Прошло время, пока лучшие танцовщики того времени Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина, хореограф Михаил Фокин и художники Лев Бакст, Валентин Серов, Александр Бенуа произвели фурор в мировой столице искусств. И русский балет стал диктовать хореографическую моду.

Одна из постановок «Послеполуденный сон фавна» была освистана, хотя танцевал сам Вацлав Нижинский. Долгое время этот балет запрещали к показу, называя его слишком откровенным. Нижинский построил хореографию на профильных позах, заимствованных из росписи древнегреческих ваз. Впервые герой балета появлялся в трико кремового цвета и с виноградной лозой, обхватывавшей талию. По сюжету 10-минутного спектакля нимфы приходят искупаться к роднику. За ними наблюдает покровитель лесов и полей - фавн. Увидев его, нимфы разбегаются, а одна роняет вуаль. Фавн уносит ее в свое логово и там предается любовной утехе…

Он прекрасно станцевал свою партию. Впрочем, как и многие другие. Но до сих пор наши современники не могут разгадать тайну творчества известного артиста. Может быть, потому, что начиналось оно ярко и необычно, а закончилось трагедией для талантливого танцора, который однажды не смог оторвать ноги от пола и совершить свой волшебный прыжок через всю сцену… Причиной стала не физическая, а душевная травма. Нижинский трогательно любил жену и двух дочерей. Однако семейная жизнь не сложилась, и наступил крах. Он не смог больше танцевать. Но и без танца ему было очень плохо. Незаметно подкралось безумие. Дягилев несколько раз пытался помочь Нижинскому, приглашая к нему известных танцовщиков. Но бесполезно. Однажды его жена Ромона привела домой известного артиста Сергея Лифаря. Он танцевал до изнеможения. Вдруг некая сила подняла Нижинского, и он взлетел в своем знаменитом прыжке, как раньше. Но лишь на какое-то мгновение…

Почти 100 лет никто не решался возобновить балет целиком, да и станцевать фавна после Нижинского. И вот наступил день сюрприза для почитателей балетного искусства. Народный артист России Николай Цискаридзе не только поставил спектакль, но и станцевал его. Он также предстал перед зрителями в образе покровителя лесов и полей. С виноградной лозой в руках и рожками на голове - покровитель лесов и полей фавн - снова наблюдает за нимфами… Вот такой подарок сделал зрителям и себе Николай Цискаридзе, которому недавно исполнилось 35 лет.

- В какой-то момент возникла идея не просто показать еще один или несколько спектаклей, а провести целый фестиваль, посвященный Сергею Дягилеву в преддверии очень памятной для нас даты, - говорит художественный руководитель проекта Андрис Лиепа. - Буквально через несколько дней наступает 2008 год. Он для нас и для очень многих людей, которые занимаются историей балета, судьбоносный, потому что в 1908 году впервые «Русские сезоны» стали балетными. И мне кажется, именно эта балетная тема стала каким-то прорывом для всего русского искусства и его популярности на Западе. Сейчас мы ассоциируемся с тем успехом, который был когда-то у «Русских сезонов».

Атмосферу легендарных дягилевских сезонов смогли ощутить все те, кто посмотрел полную программу фестиваля, где были показаны балеты «Синий Бог», «Жар-птица», «Болеро», «Видение розы», а также уже завоевавший признание публики балет «Шахерезада». В вечере приняли участие Национальный филармонический оркестр России, за дирижерский пульт которого встал маэстро Владимир Спиваков. Над оформлением спектаклей работали московские художники, сумевшие создать яркие сценические картинки, напоминающие оригинал.

В дальнейшем к списку балетов Андрис Лиепа собирается добавить оперу-балет «Золотой петушок» и балет «Павильон Армиды». Но это пока лишь планы, хотя и очень интересные.




 
человек родом из детства
В последнее время в России интерес к литературе возрождается. Стали читать не только детективы, но и интересоваться классикой. А вот любопытство к детской литературе было всегда. Как же оставить наших любимых чад без героев, которые наполняют их мир красивой выдумкой и улыбкой? Волшебников не так уж много. Один из них – Эдуард Успенский отметил свой юбилей.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©