19 - 25 декабря 2007   № (46)1896 Издается с 1990 г.
совет спешит на помощь
поможет ли он проведению муниципальной реформы?
Российская муниципальная жизнь в следующем году, похоже, выйдет на новый виток своего развития. Как стало известно обозревателю «РВ», уже принципиально согласован состав муниципального совета при Президенте Российской Федерации, о котором шла речь на недавнем Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов РФ. Напомним, что оно было созвано по инициативе общероссийского объединения (Конгресса) муниципальных образований. В него входят представители региональных советов муниципальных образований практически всех субъектов РФ.

Как вспоминают сегодня обозреватели, именно на этом мероприятии Президент Владимир Путин объявил о создании совета, который, по сути дела, является новым общероссийским органом управления, приняв организационное решение, время реализации которого выходит за рамки его нынешних полномочий. Тогда на это особого внимания не обратили. Как впрочем и на то, что на этом собрании вместе с Президентом приняли участие первый вице-премьер Дмитрий Медведев, нынешний кандидат в Президенты, и новый министр регионального развития Дмитрий Козак.

Тогда Президент Владимир Путин прямо отметил, что пройдя через довольно сложные этапы становления, местное самоуправление уже сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны. По словам Президента, это одно из убедительных подтверждений правильности выбранного пути на укрепление самостоятельности и повышение ответственности местной власти.

Примечательно, что в своем выступлении первый вице-премьер сосредоточил внимание на проблемах участия муниципалитетов в реализации национальных проектов и решении задач демографической политики. Кстати, предстоящий год выборов Президента станет, по словам Медведева, Годом семьи. Это мероприятие, по сути, открывает новый этап в решении демографических проблем. А его результаты, как считает он, напрямую зависят от уровня работы на муниципальных площадках. Почему? Дело в том, что по словам Медведева, муниципальные лидеры, до тонкостей знающие особенности и проблемы своих территорий, способны предложить наиболее эффективные пути реализации национальных приоритетов. И именно они, по его мнению, «способны найти необходимые инструменты для повышения качества муниципального управления.

Как считает министр регионального развития Дмитрий Козак, будет взят курс на обеспечение большей самостоятельности местной власти за счет увеличения ее финансовых возможностей при возрастании ответственности.

Многие эксперты полагают, что назначение Козака главой Министерства регионального развития приведет не только к ужесточению контроля за расходованием инвестиционных средств, но и к активизации всей муниципальной реформы, которая после его ухода на должность полпреда в Южном федеральном округе, мягко говоря, осталась бесхозной. Теперь же она вновь получила своего куратора, обладающего весьма значительными полномочиями. Кстати, обозреватели отметили, что во время своей работы в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев в ходе одной из командировок изучал систему работы муниципального управления в Швеции.

Финансы и романсы

Но все-таки главной проблемой российских муниципалитетов остаются банальные финансы. Не секрет, что значительному их числу собственных доходов пока не хватает. Исследования Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) и Счетной палаты говорят о том, что сегодня 95 процентов этих образований являются дотационными. И, как сказал в своем выступлении депутат Госдумы, глава ВСМС В. Гальченко, в этом смысле они подталкиваются к некоему иждивенчеству.

Впрочем, для решения трудной проблемы государство выделяет большие финансовые ресурсы. Так, на дотации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности эти средства составили в прошлом году 255 миллиардов рублей. Более того, еще 437 миллиардов рублей было выделено муниципалитетам на исполнение делегированных им полномочий. Всего же бюджет местного самоуправления в 2006 году составил 16 процентов от консолидированного бюджета страны и 41 процент от консолидированного бюджета регионов. Впрочем, как отметил в своем выступлении Президент, его муниципальная часть растет. Причем уже за первую половину 2007года прирост трансфертов составил более 60 процентов.

Как считают эксперты, необходимо в первую очередь посчитать расходы, которые несут города, поселки и деревни. Лишь после этого станет очевидной необходимость увеличения собственной налоговой базы муниципальных образований за счет закрепления за местными бюджетами налоговых отчислений от предприятий малого и среднего бизнеса, части налога на прибыль, транспортного налога и увеличения доли от налога на доходы физических лиц. Но и это еще не все. Надо зафиксировать на трехлетний период, как и в случае с федеральным бюджетом, нормативы, регулирующие источники и трансферты муниципалов.

Более того, по словам Президента РФ, необходимо передать шайбу (то есть проблемы совершенствования муниципального законодательства) будущему составу Государственной Думы и вместе подумать над тем, что можно сделать дополнительно, чтобы муниципальный уровень власти у нас был самодостаточным и функционировал эффективно.

Впрочем, по мнению Дмитрия Медведева, муниципалитеты должны разработать и принять полный пакет документов территориального планирования. Речь идет о том, чтобы написать заново, с чистого листа, более пятисот генеральных планов городских округов и почти две тысячи генпланов городских поселений. Как считает первый вице-премьер, это работа колоссальная, трудозатратная и требующая финансирования, но сделать ее нужно обязательно. Более того, сегодня есть все условия для ее проведения: ипотека, средства застройщиков, мощности в стройиндустрии. Но, как считает Медведев, дело не сдвинется, если нет системы генпланов. Понятно, что это вопрос финансирования. Но лучше отказать себе в чем-то другом, а общие планы подготовить.

Есть и другая сторона дела. Имеют ли сами муниципальные образования возможность эффективно использовать бюджетные средства? Хватает ли квалификации им для того, чтобы по-хозяйски распорядиться выделенными им из консолидированного бюджета средствами?

Сегодня органам власти всех уровней нужно учиться теснее взаимодействовать друг с другом. Тем более, что у них достаточно большое количество перекрестных вопросов. Поэтому, как сказал Президент, внесены изменения в федеральное законодательство, предусматривающие формирование системы показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. При этом речь идет не только об эффективности деятельности местного самоуправления, но и региональном уровне и уровне федерального Правительства. В конечном итоге должны быть выработаны ясные критерии, которые позволили бы объективно судить о том, кто и как работает – вне зависимости, на каком уровне власти он находится.

Впрочем, в этом году городским муниципальным образованиям в плане выделения средств на местные дороги повезло. В этом году впервые федеральный центр выделил им средства на целевой ремонт дорожной сети. При этом деньги шли целевым назначением, так сказать, ускоренным транзитом через региональные бюджеты. Кстати, в абсолютном выигрыше оказались именно те муниципалитеты, которые под обещания Правительства поспешили взять кредиты и под завязку загрузить подрядные организации. При этом речь шла не только о городах – административных центрах субъектов Федерации, но и обычных городах с населением свыше ста тысяч жителей. Федеральное вливание на этот раз проводилось под весьма строгим контролем. Кстати, по сообщениям целого ряда региональных средств массовой информации, большинство мэров городских муниципалитетов все летнее время провели на выездных мероприятиях, связанных с благоустройством и капитальным ремонтом дорог. В короткое сибирское лето приходилось делать очень большой объем работ. По словам мэра Новосибирска В. Городецкого, специфика нынешнего хозяйственного года в том, что объем осваиваемых вложений в благоустройство, капремонт, реконструкцию и новое строительство дорожной сети возрос в три раза. Таких темпов на муниципальном уровне не было уже много лет.

Но не только деньги определяют сегодня эффективность работы многопланового муниципального хозяйства страны. Кадры, как и прежде, решают все. Как, впрочем, и оплата их работы. И здесь возникают парадоксы, которые объяснимы, пожалуй, только нашей российской ментальностью. Например, исследования, проведенные на разных уровнях, показали, что нередко уровень заработной платы глав муниципальных образований превышает уровень региональных чиновников этого же ранга. При этом речь идет не только о донорских муниципалитетах, которых в стране не более пяти процентов. Высокие ставки вполне позволяют себе и те, кто, как говорится, живет в долг, от трансферта до трансферта.

Что же касается самих муниципальных служащих, по данным Миздравсоцразвития России, повышение заработной платы работников региональных и муниципальных учреждений происходило в основном за счет установления тарифных сеток на уровне, чуть выше прожиточного минимума, и надбавок стимулирующего характера. Впрочем, как утверждают некоторые аналитики, основным риском, связанным с оплатой труда работников региональных и муниципальных учреждений, является возможная недостаточность средств местных бюджетов на финансовое обеспечение принятых решений.

Более того, сегодня именно у муниципалов наблюдается рост социальной напряженности, вызванный фактором «обманутых ожиданий», когда вместо обещанного двукратного увеличения получилось в реальности совершенно иное.

Но будем откровенны, сегодня качество муниципального управления оставляет желать много лучшего. И дело не только в том, что квалифицированных кадров на муниципальном уровне катастрофически не хватает. По-большому счету, в стране в целом отсутствует даже общая база муниципальных служащих, не говоря уже о стройной системе их подготовки на региональном уровне даже в так называемых донорских субъектах Федерации.

Конгресс да совет

По мнению Президента Владимира Путина, у нас развитие муниципального уровня управления ничуть не меньшая задача, чем подготовка к Олимпийским играм. Поэтому он принял решение восстановить совет по муниципальному уровню управления при Президенте РФ. Более того, при этом совете организуется президиум во главе с председателем Правительства Российской Федерации. Эксперты оценивают это решение, как подтверждение того факта, что структурные преобразования в федеральных органах исполнительной власти продолжаются. А с учетом недавнего предложения Дмитрия Медведева Владимиру Путину занять пост премьера в случае его избрания Президентом выглядит и совсем впечатляюще.

Впрочем, мало кто обратил внимание на небольшую оговорку, которую сделал на том собрании глава ВСМС В. Гальченко. Он, вполне возможно, станет главой думского Комитета по местному самоуправлению. Гальченко вел речь том, чтобы нынешний Президент возглавил, а, точнее говоря, стал идейным лидером муниципальной реформы. И под этим, похоже, подразумевалось, что речь идет о весьма дальней перспективе - о новом направлении в развитии всего государственного устройства страны и реальном патронате со стороны гаранта Конституции - высшего должностного лица государства, по развитию не только муниципальных образований, но и всего российского сообщества.

Теперь, как считают некоторые эксперты, очень многое будет зависеть о того, кто возглавит рабочие органы этого совета. Впрочем, уже сегодня говорят о том, что при определенных условиях Совет по муниципальному уровню управления сможет не только дополнить Госсовет, но и в какой-то мере и конкурировать с ним. Или может стать неким клубом мэров при Президенте. В самом деле, при нынешней выборной системе электоральный вес главы города-мегаполиса с населением свыше одного миллиона человек может быть большим, чем иного субъекта Федерации. Тем более, что президентские выборы совпадают с прямыми выборами мэров почти десяти административных центров субъектов Федерации

С другой стороны, системный характер рассмотрения вопросов местного самоуправления в том же Совете при Президенте по местному самоуправлению вполне может придать ускорение реформе по всем параметрам. Ведь результатом таких заседаний будут конкретные поручения главы государства, подготовленные президиумом совета, во главе которого стоит премьер. Отмахнуться от них федеральной и региональной бюрократии просто так будет уже нельзя. Весь вопрос в том, чтобы эти решения отвечали запросам самого местного сообщества, иначе вполне может произойти та самая пробуксовка, которая произошла с известным законом по местному самоуправлению.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©