19 - 25 декабря 2007   № (46)1896 Издается с 1990 г.
хрущев любил охоту
генерал королев – о своей работе с руководителями ссср
Сергей Степанович Королев – человек, хорошо известный в среде сотрудников государственной охраны. Председатель Совета ветеранов ФСО России, генерал-майор КГБ в отставке, он посвятил службе в «органах» более полувека: командовал Отдельным офицерским батальоном комендатуры Московского Кремля, руководил отделом 9-го управления КГБ в Крыму, побывал заместителем руководителя знаменитой «девятки».

Его работа была тесно связана с различными этапами в истории нашей страны и деятельностью ее руководства – он многократно принимал участие в организации рабочих встреч, отдыха и зарубежных поездок первых лиц Союза. В декабре выходит в свет книга «Наша великая эпоха: Воспоминания ветерана-кремлевца», в которой Королев рассказывает о наиболее ярких моментах своей службы. Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из этого издания, посвященный Н.С. Хрущеву.

В июле и августе (1962 года - прим. ред.) все государственные дачи были заняты, в том числе иностранцами самого высокого уровня. За шесть лет моей работы в Крыму на отдыхе на Южном берегу побывали король Афганистана Мохаммед Захир Шах с семьей, президент Пакистана Айюб Хан, президент Судана Нимейри, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви с семьей, руководители стран Содружества Э. Хонеккер, Г. Гусак, В. Гомулка, А. Югов, Я. Кадар, Г. Герек, Ю. Цеденбал, известные политические деятели М. Торез, Ж.Дюкло, П. Тольятти, легендарный герой-революционер Че Гевара и другие…

До конца августа 1962 года оставалась незанятой «первая дача» в Ливадии. Там же поблизости была еще одна резиденция, в которой отдыхали вторые лица государства и партии: Ф.Р. Козлов, Л.И. Брежнев, Н.В. Подгорный, М.А. Суслов. В конце августа - начале сентября 1962 года в Ливадию приехал на отдых с семьей Н.С. Хрущев в сопровождении лечащего врача, помощника, медсестры, охраны. В аэропорту Симферополя его встречали руководители Украины и Крыма…

По прибытии на дачу Хрущев прошел на пляж, внимательно осмотрел бассейн, грот – небольшое уютное помещение в горе для отдыха и работы со всеми удобствами и средствами связи. Одобрительно сказал: «Надо же, все-таки успели, и получилось неплохо. Я этого не ожидал»…

Во время отдыха Хрущев вел себя спокойно, большую часть времени проводил на даче, ежедневно из Москвы получал и рассматривал почту, активно пользовался бассейном. Вставал рано, любил прогулки по пляжу вечером, смотрел кинофильмы. По его просьбе недалеко от дачи мы построили небольшой открытый кинозал, где он с удовольствием смотрел кино в кругу семьи и частенько засыпал…

Ежедневно из Москвы поступали документы, по которым нужно было принимать решения. Телефоны специальной связи стояли в кабинете, на пляже, в автомашине. Руководители иностранных государств, главным образом из стран Содружества, старались планировать свой отдых в Крыму, когда там отдыхал Хрущев. Кроме встреч один на один устраивались групповые встречи или приемы на воздухе по специальному приглашению.

Изредка приглашал гостей на охоту в Крымский заповедник, где у нас были два небольших хозяйства – «Дубрава» и «Зеленый Гай». В памяти сохранилась охота, на которую был приглашен король Афганистана Мохаммед Захир Шах с сыном. С начальником охраны Хрущева Л.Т. Литовченко мы договорились организовать встречу Никиты Сергеевича с королем Афганистана на поляне горы Ай-Петри, чтобы в «Дубраву» они прибыли вместе. Хрущев выехал с дачи в Ливадии первым, король отдыхал в Мисхоре на госдаче «Чаир» и выехал немного позже. Мы благополучно и в установленное время прибыли на место встречи. Хрущев был в хорошем настроении, с помощью переводчика поговорили, стали собираться в дорогу. Хрущев взял своего сына за руку, подвел его к сыну короля и говорит: «Прынц, прынц, познакомься, это мой сын Сергей». Принц был хорош собой, высокий, молодой, скромный.

После размещения на «Дубраве» и недолгого отдыха после дороги охотники, как и положено, в сопровождении охраны и егерей, разъехались в разные стороны по заповеднику. Стояла хорошая погода, было тепло и сухо. Охотники засветло возвратились на базу. Если мне не изменяет память, Хрущев убил оленя, а король вернулся без трофея. Я предполагаю, ему это было и не нужно. Поздним вечером в сопровождении милиции и сотрудников местного КГБ мы возвратились в Ялту.

Хрущев любил охоту. За отпуск пару раз выезжал в заповедник с ночлегом, всегда кого-то из отдыхающих в это время в Крыму приглашал с собой, чаще всего это были П.Е. Шелест, В.В. Щербицкий.

В середине лета 1963 года на отдых в Крым прибыл лидер компартии и сенатор Италии Пальмиро Тольятти. По его желанию была организована встреча в Артеке с отдыхающими там детьми. Сопровождал его по нашей линии офицер 9-го Управления Н.К. Сафроничев. Дети Артека устроили Тольятти бурную встречу. Состоялся традиционный праздник, дети пели, танцевали, декламировали, демонстрировали спортивные достижения. Тольятти был растроган. Вдруг в какой-то момент он уронил часы, которые держал в руке, а потом неожиданно для всех стал терять сознание. С помощью сотрудников его доставили в медицинский пункт Артека. О случившемся мне доложил офицер охраны… Тольятти лежал в палате, не приходя в сознание. Прибыли местные врачи. На следующий день из Москвы прилетел начальник 4-го Главного управления Минздрава СССР профессор А.М. Марков, известные специалисты-медики В.Х. Василенко, Ткачев, еще два врача…Прилетел из Рима лечащий врач Тольятти, который включился в совместную работу с советскими врачами. Прибыли супруга с дочерью… Состояние Тольятти оставалось тяжелым…Самолетом в Симферополь прилетел Хрущев…К этому моменту консилиум врачей официально объявил о кончине Тольятти…

На следующий день гроб с телом Тольятти был установлен в малолитражный автобус «рафик», и под охраной милиции вся колонна двинулась в Симферополь. Траурную процессию сопровождали Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, Б.Н. Пономарев и кто-то еще из отдыхающих в это время в Крыму членов Политбюро. Мы благополучно доехали до Алушты, а вот когда стали подниматься в гору на перевал, «рафик» задымил. Стояла жара 34 градуса. Колонна остановилась. С помощью охраны гроб был вынесен из автобуса. Я осмотрел «рафик» и обратил внимание на фотографию Тольятти довольно крупного размера, которая перекрывала радиатор и нарушала вентиляцию двигателя. Первым к «рафику» подошел Хрущев, посмотрел на меня маленькими недовольными глазками, показал на фотографию и спросил: «Кто это придумал?» Я объяснил, что рабочие автобазы нашли где-то фотографию товарища Тольятти, увеличили и укрепили на радиатор. Машина технически исправна, прошла технический осмотр, имеется акт комиссии. Пока я объяснял Хрущеву, подошли А.Н. Косыгин и другие руководители. Алексей Николаевич сказал, что такие неприятности случаются довольно часто: «Когда мы были на похоронах премьер-министра Неру в Индии, тоже было очень жарко, первой закипела машина английского посла, а потом задымилась и наша «Чайка».

«Давайте садитесь в мою машину, - обратился он к сопровождающим коллегам, - а гроб поместим на освободившуюся машину и поедем». Я доложил, что у меня в колонне есть резервная открытая машина (кабриолет), где мы установим гроб. Все согласились, что так будет удобнее. Гроб погрузили на открытую машину, и мы с заместителем директора Артека стоя удерживали его за металлические поручни на извилистой горной дороге от Алушты до аэропорта. Подъехали к самолету, где нас встречал Л.И. Брежнев, возглавлявший делегацию ЦК КПСС для участия в похоронах П. Тольятти в Италии. По дороге в Мисхор, после отлета самолета, я сильно переживал, винил себя за то, что недосмотрел. По прибытии в отдел доложил о происшествии начальнику управления В.Я. Чекалову. Он внимательно выслушал меня и успокоил тем, что все закончилось благополучно...

Свой последний отпуск за 1964 год Хрущев проводил в Крыму в сентябре…В конце месяца погода испортилась, он решил остаток отпуска провести на Пицунде. Мне позвонил начальник охраны Л.Т. Литовченко и сообщил, что хозяин решил завтра утром выехать в заповедник на охоту. Переночуем поближе к аэропорту в фазаньем заповеднике недалеко от Белогорска. С нами будет П.Е. Шелест. Я, как обычно, ранним утром выехал на «Дубраву» для подготовки к приему Хрущева и Шелеста. Охотники прибыли на «Дубраву» одновременно, не спеша переоделись и в сопровождении егерей и охраны разъехались в разные стороны заповедника.

Первым, раньше обычного и без трофеев, прибыл Хрущев. Я встретил его и спросил: «Никита Сергеевич, а где же трофей?» Он махнул рукой и ответил: «Да ладно. Поездил по лесу, подышал свежим воздухом, уже и это хорошо». Мне он показался вялым и уставшим. В доме был накрыт стол, он согласился до возвращения Шелеста перекусить. Покушал, вышел погулять, посидеть на воздухе и спросил, есть ли какие вести от Шелеста. Я ответил, что от Петра Ефимовича пока никаких известий нет. Постепенно начало темнеть, Шелеста не было. У меня это вызвало недоумение. Беспокоилась охрана, организаторы охоты. Чтобы по степной части области добраться до заповедника в Белогорске, надо было преодолеть по грунтовой дороге в потемках горный перевал. Эта дорога была хорошо известна местным чекистам и милиции, которые и должны были возглавить нашу небольшую колонну. Мы предложили Н.С. Хрущеву не ждать Шелеста, покинуть «Дубраву» и выехать в Белогорск. Шелест этим же маршрутом в сопровождении охраны и проводников доберется вслед за нами. Хрущев согласился, и мы тронулись в путь.

Без происшествий прибыли в Белогорский заповедник. Разместились в небольшом уютном домике. Никита Сергеевич погулял, подремал в кресле на воздухе. Шелеста не было. Я позвонил первому секретарю Крымского обкома партии И.К. Лутаку. К счастью, он был на рабочем месте. Доложил о прибытии и попросил приехать в заповедник, где Никита Сергеевич, по существу, один. Он согласился, сказал, что заедет домой переодеться и минут через 40-45 присоединится к нам. Никита Сергеевич идею одобрил. Время шло, наступила глубокая ночь, Шелеста не было, Лутак опаздывал. В домике, где мы разместились, был оборудован стенд с образцами сельхозпродукции, выращенной на полях, в садах и огородах. Приехавший-таки И.К. Лутак со знанием дела говорил о достижениях в сельском хозяйстве. В два часа ночи появился П.Е. Шелест, причину задержки он не объяснил.

Хозяева заповедника пригласили гостей к столу на поздний ужин. В небольшой служебной комнате покормили и нас. О чем шел разговор за большим столом, не знаю. Один раз за время ужина вышел Л.Т. Литовченко и поделился со мной: «Выпил уже третью рюмку, а ему нельзя – высокое давление». Я его успокоил, сказал, что во вред своему здоровью он ничего делать не будет. В пять часов утра Хрущев вышел к нам и попросил разбудить его в семь, поскольку он намерен поехать на охоту. Лутак уехал в Симферополь, а Шелест изъявил желание тоже поохотиться на фазанов. Все так и состоялось. Хрущев и Шелест в сопровождении охраны разъехались по заповеднику. Мы остались на хозяйстве.

Примерно через час Хрущев возвратился. Мы поняли, что он не стрелял. Поездил по питомнику, полюбовался на фазанов. Попросил чаю и дал команду готовиться к отъезду в аэропорт. Шелест вернулся с охоты с трофеями, пригласил посмотреть Хрущева. На траве перед домиком разложили девять или десять самцов и самок. Он увидел добычу и сказал, что самок стрелять нельзя, как и молодняк. «На птицу охотятся, когда она встанет на крыло. Какой же ты охотник?» - упрекнул он Шелеста. Вслед за Хрущевым мы побрели в домик и после сборов выехали в аэропорт Симферополя… Хрущев поднялся по трапу, помахал нам рукой, улетел. Больше я с ним не встречался…

17 октября в 7 часов утра включаю старенький приемник «Сименс», чтобы как обычно перед рабочим днем узнать последние новости. Слышу: «…Пленум принял решение освободить от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров Хрущева Никиту Сергеевича…по его просьбе»… Из различных источников автору известно, что Шелест, а возможно и Лутак, знали о предстоящей в Москве смене власти. Хрущев чувствовал отчуждение со стороны близкого к нему Шелеста. Он не мог не видеть прохладного отношения к нему в последние дни пребывания у власти…