12 - 18 сентября 2007   № (30)1881 Издается с 1990 г.
Ильсур Метшин: Главное - точный расчет
Заступив на пост казанского градоначальника, Ильсур Метшин объявил, что его «цель номер один - это финансово-экономическое оздоровление городского бюджета». По его словам, «правильно выстроить денежную политику на месяц, на квартал, на год вперед - значит правильно рассчитать силы». Похоже, что расчеты Метшина оказываются верными.

Для Казани новой точкой отсчета стало недавнее празднование ее 1000-летия. Кстати, именно после него, или точнее, почти после него, город возглавил Метшин. То есть в тот самый период, когда новые денежные поступления пошли достаточно тяжело.

В августе 2005 года Президент России Владимир Путин отметил работу и руководства Татарстана, и городских властей по подготовке этого праздника, в который, как заявил Президент, «был вовлечен широкий круг российской и международной общественности, а также столь влиятельные организации, как ЮНЕСКО и ТЮРКСОЙ». Действительно, перед праздником немало было сделано для повышения качества жизни населения, для развития социальной и транспортной инфраструктуры города: тысячи людей въехали в новые квартиры, суперсовременный мост соединил берега реки Казанки. Прошла реставрация уникальных архитектурных ансамблей - Казанского кремля, являющегося всемирным культурным наследием ЮНЕСКО, Благовещенского собора, построена великолепная мечеть Кул-Шариф. Но это все было отнесено на счет заслуг бывшего мэра К.Исхакова.

Теперь же следовало, как сказал в свое время Метшин, «сделать Казань привлекательной для «длинных» денег, найти кредиты, которые можно отдать не через год-два, а лет через десять, когда проекты смогут окупиться». Это и определило основные городские социальные программы, которые реализует нынешний мэр Казани - образовательные, медицинские, транспортные, жилищные.

Поддержка горожан

Впрочем, путь к управлению городом был для Метшина относительно долог. И, как отмечают независимые региональные аналитики, не лишен политического подтекста. Метшин был назначен главой администрации Казани в ноябре 2005 года. В комментариях к этому событию многие средства массовой информации тогда отметили, что таким образом президент Татарии Минтимер Шаймиев вернул город под свой контроль. Прежний мэр Казани К. Исхаков был назначен полномочным представителем Президента в Дальневосточном федеральном округе. Так или иначе, но определенное политическое статус-кво в республике было восстановлено с назначением Метшина.

Тем не менее в марте 2006 года новому казанскому мэру пришлось принимать участие в довыборах в городскую Думу. В ходе этих выборов он набрал значительное для действующего градоначальника число голосов «за» - 76,6%. Впрочем, необходимость стать депутатом у него возникла после того, как был принят новый устав Казани, в соответствии с которым столицу Республики Татарстан должен возглавлять глава городского парламента. И 17 марта 2006 года казанская гордума избрала Метшина мэром. По итогам тайного голосования он получил 45 голосов из 46.

Поддержка горожан, которую они оказали ему как главе, Метшин считает, вместе с поддержкой президента республики, основой для своей деятельности. Поэтому что бы там ни говорили о крепких хозяйственниках городского масштаба, их успехи, как и неудачи, во многом и определяются тем самым «мнением народным». И в этом плане сегодня Казань, как столица субъекта федерации, вполне может служить образцом отношений в системе координат: мэр города - глава республики – население.

Генеральный план выполняется

Казань - огромный мегаполис. Площадь города - свыше 400 квадратных километров с населением свыше миллиона жителей более 100 национальностей. Здесь производятся самолеты, вертолеты, авиадвигатели, компрессоры, насосы, уникальные медицинские инструменты, в том числе для микрохирургии глаза и кардиохирургии, продукция химического и нефтехимического производства, оптика для космических целей, лекарственные препараты и многое другое. Объем инвестиций, в том числе и долгосрочных, в экономику и хозяйство столицы Татарстана - один из самых высоких в стране. Также впечатляет и динамика социально-экономических перемен, происходящих здесь. С другой стороны, это крупнейший центр российского мусульманского мира.

Но еще большие достижения есть в области управленческой деятельности. В Казани, в отличие от целого ряда российских мегаполисов, есть единая градостроительная политика. Она направлена на дальнейшую реконструкцию и реставрацию старой части Казани и строительство нового города. Кстати, для преобразований центральной части города в Казань привлечены архитекторы мирового уровня. Четыре рабочие группы, в которые вошли лучшие архитекторы семи стран мира, предложили проекты, способные в корне изменить внешний облик города.

Впрочем, суть градостроительной политики заключается не только в улучшении архитектурного облика города, но и в определении целесообразности размещения объектов социальной сферы и сферы обслуживания. А решается эта задача через создание генерального плана Казани, который находится под постоянным контролем главы муниципального образования.

Кстати, сам проект генерального плана столицы республики прошел процедуру обсуждения с населением города как на собраниях, конференциях граждан по месту жительства, так и на общегородских публичных слушаниях. Жители города внесли более 1500 предложений, многие из которых, по официальной информации мэрии, «заслуживают внимания и будут учтены при доработке генерального плана». В конце текущего года Казанская городская Дума планирует его рассмотреть.

Но это хоть и весьма радужная, но все-таки перспектива развития городского хозяйства. А как обстоят дела с проблемами дня сегодняшнего? Например, с тем самым текущим ремонтом. В 2007 году на эти цели в Казани выделено почти 1,25 миллиарда рублей, а сам план текущего ремонта включает в себя 1700 объектов. По плану будет произведен ремонт 541 кровли, 350 систем центрального отопления, 890 систем водоснабжения и водоотведения (568 и 252 соответственно), будет заменено 156 лифтов (130 находятся в ремонте).

При этом аналитики отмечают весьма высокую динамику роста бюджетных расходов в этой сфере. Для сравнения: в 2006 году на те же цели выделялось 1,07 млрд. рублей, а в 2005 году – всего 260,4 млн. рублей.

Весьма показательна и схема реализации проекта. Как сообщают в мэрии Казани, по состоянию на 1 сентября 2007 года общий объем выполненных работ составил 650 млн. рублей, что составило 64 процента к первоначальному годовому объему. То есть темпы освоения средств вполне могут быть отнесены к разряду весьма высоких.

Инвестиции городского масштаба

Как и регион в целом, столица Республики Татарстан озабочена повышением свой инвестиционной привлекательности. Для привлечения дополнительных внебюджетных средств в Казани выработана, опять-таки по официальным данным мэрии, «политика инвестиционной привлекательности города». Она, эта политика, стала основой для разработки ряда инвестиционных городских проектов, которые городская администрация презентовала на международных выставках. Так, если на выставке коммерческой недвижимости в Каннах (Франция) были представлены пять городских инвестиционных проектов, то в Гонконге – уже семь подобных проектов. Не обошли стороной казанские предложения и Лондон, в том числе и касающиеся рынка коммерческой недвижимости города.

Всего же в настоящее время в Казани зарегистрировано более 250 предприятий с участием иностранных инвесторов. И это один из самых высоких показателей для административных центров страны.

Впрочем, есть в городе инвестиции социального характера, которые пользуются вниманием мэра Метшина не меньше, чем производственные. Сегодня быть казанцем не только престижно, но и выгодно. Касается это, прежде всего, дополнительных возможностей местного бюджета для предоставления дополнительных мер социальной поддержки жителей города. Так, в 2006 году свыше двадцати трех тысяч человек, попавших в трудную жизненную ситуацию, получили адресную помощь на общую сумму 70 миллионов рублей из городского бюджета. Три миллиона рублей выделено на питание детей-школьников из малообеспеченных семей. А все нуждающиеся дети-инвалиды получили в подарок инвалидные коляски, которые, кстати, куплены на личные средства руководителей города.

Всего же в Казани работают восемнадцать учреждений социальной поддержки населения, в которых обслуживаются более чем 200 тысяч граждан, отнесенных к незащищенным категориям. В их числе дети-инвалиды, инвалиды по общему заболеванию, многодетные семьи и другие категории, которые в условиях нестабильной социально-экономической обстановки получают социальную поддержку.

Кстати, текущий год в Казани провозглашен годом благотворительности, что во многом определяет и основные приоритеты всей городской политики. Как считают эксперты, разработка программы «Казань – территория добрых дел», инициатором которой выступает мэрия, позволит определить формы и способы поддержки благотворительной деятельности в городе, создать благодатную почву для возрождения меценатства, которым всегда славилась столица Татарстана. И настрой этой работе придает сам глава города.

Муниципальное измерение

Прошлый год был для Казани годом становления местного самоуправления и вместе с тем одним из основных этапов муниципальной реформы. Здесь произошли изменения не только в способах формирования представительной и исполнительной власти, но и всей схемы их взаимодействия. Впервые глава местной администрации – руководитель исполнительного комитета города был назначен по результатам конкурса и приступил к исполнению своих обязанностей на основании контракта, подписанного главой муниципального образования Метшиным по поручению Казанской городской Думы.

Как не без оснований считают не только в городе, но и в республике, такие меры позволяют обеспечить принцип разделения властей, прежде всего, за счет разграничения предметов ведения между представительным и исполнительно-распорядительным органом. Кроме того, сегодня на деле обеспечены и самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, и безоговорочное соблюдение установленной компетенции. А для финансового контроля городская Дума создала контрольно-счетную палату. По представлению мэра Метшина избраны руководители этого контрольного органа.

Впрочем, все эти новшества укрепляют позиции Метшина как регионального управленца и делают его реальным претендентом на пост главы Татарстана, после того, естественно, как его покинет нынешний глава республики.

Cергей МУНИЦИПАЛОВ


Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©