05 - 11 сентября 2007   № (29)1880 Издается с 1990 г.
Михаил Шапошников: самое главное в жизни – заниматься своим делом
Сегодня все больше укрепляется интерес к культуре Серебряного века. Произведения многих авторов этой эпохи теперь входят в школьные программы. Но что мы знаем о том времени и людях, живших тогда? На эти и другие вопросы всегда ответят в московском музее Серебряного века, с заведующим которого побеседовал наш обозреватель.

- Михаил Борисович, известно, что вы – «потомственный музейщик». То есть ваше желание связать свою жизнь с музейным делом не случайно?

- По линии мамы я происхожу из старинного купеческого рода и ношу фамилию Шапошников. Исследовав в архивах историю своей семьи, я довел ее до 1577 г. Мои предки были купцами из города Коломны. Потом они переехали в Москву, где добились высокого положения. В XVIII – XIX вв. Коломна была очень интересным и богатым городом, и многие в те времена известные люди оказывались выходцами из Коломны. Одна из ветвей рода Шапошниковых обосновалась в Санкт-Петербурге, и потомок коломенских Шапошниковых создал там табачную фабрику, существующую и по сей день.

Мой прямой пра-пра-прадед, Кондратий Карпович, достиг больших успехов на общественном поприще. В 1841 – 1842 гг. он стал Городским головой Москвы (тогда это было то же самое, что сейчас председатель Московской городской Думы). Его внук (мой прадед), Борис Валентинович, начинал как художник объединения «Бубновый валет», был футуристом и авангардистом, участвовал в выставках, а потом стал видным музейным работником. Он создал в Москве музей эпохи 1840-х годов и издал три путеводителя по этому музею. Эта экспозиция до сих пор для нас эталон. В 1929 г. музей оказался ненужным пролетариату, и его закрыли. Потом, уже в Ленинграде, мой прадед стал автором первой экспозиции музея-квартиры Пушкина на Мойке и был первым, кто написал путеводитель по этому музею. Кроме того, он – один из создателей всесоюзного музея А.С. Пушкина в Царском Селе.

Продолжая линию семьи, я пошел учиться музейному делу. Я всегда знал, что у меня в роду есть известный «музейщик», и когда в 1990-е годы я окончил институт, то был практически единственным из своего курса, кто пошел работать в музей.

- Оказывается, не случайно ваше участие в издании книги «Московская власть. Городские головы»?

- Это своеобразный исторический экскурс. Мы нашли все эти имена и обо всех написали. Я писал о самых древних представителях XVIII – XIX вв., одним из которых был мой предок. Кроме того, я принимал участие в издании исторической части словаря «Московская биржа», где представлены все биржевые деятели и все выборные должности биржевого общества Москвы 1870 – 1918 гг.

- А кто был инициатором создания музея Серебряного века?

- Экспозиция, которая официально называется «А.С. Пушкин и литература Серебряного века», открылась 26 октября 1999 г. Это был год 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, и мы пытались связать воедино Золотой век с Серебряным.

Музей открылся в доме, где с 1910 по 1924 гг. жил В.Я. Брюсов. Этот дом был реставрирован силами Министерства культуры и ГЛМ. Экспозиция целиком основана на фондах ГЛМ.

- В чем уникальность музея Серебряного века?

- Фактически это единственный в России музей эпохи Серебряного века, целиком посвященный не какому-то одному имени (Блоку, Цветаевой или Ахматовой), а всем персонажам эпохи, при этом есть мемориальная часть – восстановленный кабинет Брюсова.

На втором этаже (где были парадные залы владельцев этого дома – купцов Баевых) сейчас открыто 6 залов, посвященных Пушкину, театру, символизму, футуризму и т.д. Есть и центральный зал – синтез литературных направлений. В нашем музее много живописных работ: портрет В.Брюсова работы С.Малютина, портрет А.Белого работы Л.Бакста, портрет Ю.Балтрушайтиса работы Л.Пастернака (отца поэта Б.Пастернака) и много других шедевров. Многие считают, что литературный музей – это только рукописи и книги, но ведь даже сами обложки книг эпохи Серебряного века уже интересны.

Нашим художником А.А. Тавризовым и нами, сотрудниками литературного музея, было найдено эстетическое решение, объединяющее все направления эпохи. Мы попытались воссоздать картину той жизни и при этом привнести свой взгляд из нашего времени. Старались не упустить ни одного имени. Даже очень крупным величинам, у которых есть свои музеи (как Блок или Цветаева), мы, возможно, посвящали не так много места, потому что хотели показать целиком эпоху, ее стиль, особенно хорошо прослеживающийся через афиши. Кроме афиш, у нас есть и эскизы театральных костюмов. Например, эскизы костюмов А.Бенуа к балету И.Стравинского «Петрушка».

- В здании музея Серебряного века расположен кабинет Брюсова, и многие называют ваш музей музеем Брюсова. Правильно ли такое определение?

- Брюсов здесь жил, но это не его дом. Он лишь снимал здесь несколько комнат (первый этаж). Приехал он сюда в 1910 г. на вершине своей литературной славы. Ему было тогда 37 лет.

Это был тихий уголок Москвы. Первая Мещанская улица была гораздо уже, чем сейчас проспект Мира. Перед домом был палисадник, а за домом (как и сейчас) расположился малый ботанический сад МГУ. Брюсов мыслил этот дом, и особенно свой кабинет, как творческую лабораторию. Он приобретал специальную мебель, шкафы для рукописей, для картотек, заказывал стеллажи. У него в гостях бывали Блок, Есенин, Вячеслав Иванов, Северянин, Ходасевич.

Когда в 1917 г. произошла революция, Брюсов остался в Советской России и стал работать в Наркомпросе, создал Высшие литературно-художественные курсы – прообраз будущего Литературного института. Сюда приходили молодые советские поэты.

- Каким образом удалось сохранить вещи Брюсова?

- После того как поэт скончался в 1924 г., в его кабинете довольно долго был общественный музей Брюсова, который пестовала его вдова, Иоанна Матвеевна. Надо сказать, что она даже лучше справилась с ролью вдовы, чем жены… Так бывает… Она пережила Брюсова на 41 год. Сохраняя в целости его кабинет, сама она (вместе со своими родственниками) занимала другие комнаты на этаже. Она сохранила всю его библиотеку, все предметы. Единственное, что она отдала – часть книг с автографами Брюсова и книги, подаренные Брюсову другими писателями (с их автографами). Этих книг набралось более 800. Она передала их в рукописный отдел Ленинской библиотеки (ныне РГБ). После смерти Иоанны Матвеевны, в 1965 г., кабинет Брюсова просуществовал 14 лет, но так как в доме (на втором и третьих этажах) располагались сторонние организации: библиотека, московское отделение Дома журналистов, здесь часто случались пожары. Ведь только первый этаж был каменным. Остальные два – деревянные. И вот после первого пожара библиотеку и предметы Брюсова вывезли отсюда, а в 1980 г. произошел серьезный пожар, фактически уничтоживший дом.

Сначала коллекция была передана музею В.Маяковского, а в 1987 г. музей Маяковского передал ее Государственному Литературному музею. Силами ГЛМ и при поддержке Министерства культуры в течении 7 лет велась реставрация, и в 1994 г. дом восстановили. Правда, второй и третий этажи уже сделали каменными. Потом 5 лет мы ждали и готовились к экспозиции и, наконец, в 1999 г. смогли ее создать. И здесь я должен с огромной благодарностью вспомнить о директоре ГЛМ Н.В. Шахаловой, ушедшей от нас в 2006 г. Светлая ей память. Без ее участия и профессиональной заинтересованности воссоздание дома Брюсова было бы невозможно.

- Кто чаще всего приходит в ваш музей?

- Практический интерес имеют, в первую очередь, школьники старших классов. Точнее, их учителя, которые хотят, чтобы мы вместо них рассказали детям о Серебряном веке. Осенью и зимой, когда тему «Серебряный век» проходят в школах, у нас постоянно и в больших количествах проводятся экскурсии.

Летом к нам часто приходят студенты и взрослые люди, приезжающие в Москву из других городов и интересующиеся Серебряным веком.

- В музее проводятся литературные вечера?

- У нас часто проводятся и литературные вечера, и концерты. Я стараюсь пускать всех исполнителей. Перед концертом люди всегда знакомятся с экспозицией.

Еще мы проводим новогодние елки для детей. Ребята водят хороводы, смотрят спектакль, получают подарки. Спектакли ставятся силами актеров МХАТ им. Горького. Сценарии актеры пишут сами. Каждый год – разные пьесы. Смешные, волшебные…

- Кроме того, что вы водите экскурсии по Москве («Булгаковская Москва», Москва Серебряного века), вы также знакомите посетителей с экспозицией музея. Есть ли у вас любимые темы экскурсий?

- Я считаю, что неправильно водить «выученные» экскурсии. Мы с коллегами всегда стараемся подавать материал по-разному. Все зависит от группы. Мы всегда спрашиваем, кто к нам пришел – школа с литературным уклоном или обычная гимназия.

Что же касается отдельных тем, то я больше интересуюсь символизмом. Поэтому зал символистов в нашем музее делал именно я. А вот, например, другой наш сотрудник – Л.М. Парнес, больше знает и любит футуристов, а кто-то знает больше реалистов… У каждого, так или иначе, есть своя тема.

- Ну вот, музей Серебряного века создан и уже 8 лет он успешно существует. Многое сделано. Вы не задавали себе вопроса: «Что же дальше?»

- Сейчас, помимо работы в музее Серебряного века, я принял активное участие в создании московского музея Булгакова. Именно официального музея, а не культурного центра. Музея, который находится прямо в «нехорошей квартире» на пятом этаже. В ГЛМ мы рецензировали коллекцию будущего музея Булгакова. Эту коллекцию больше 10 лет собирала В.Ф. Деменко. Многие из этих вещей ей передали племянницы Булгакова. После того как мы написали рецензию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии ввело эту коллекцию в негосударственный музейный фонд Российской Федерации.

15 мая 2007 г. был создан музей. Его директор – И.О. Мишина, (сестра М.О. Чудаковой – известного булгаковеда). Сейчас готовится экспозиция этого музея. (Ведь коллекция и помещение есть, а экспозиции нет).

- Работа над созданием экспозиции музея тоже не случайна, ведь, насколько мне известно, ваш прадед дружил с Булгаковым….

- Надеюсь, что стану одним из авторов этой экспозиции, и поскольку я отношусь к семье, знакомой с Булгаковым, то какие-то вещи из нашего семейного архива тоже будут в этом музее. Как и из других семей, близких к Булгакову. Сейчас музей уже обрел государственный статус, и хочется верить, что скоро он начнет свою настоящую деятельность и превратится в организацию, которая потом не исчезнет.

- Какая фраза помогает вам преодолевать жизненные трудности?

- Думаю, самое главное в жизни – заниматься своим делом. Потому что именно тогда человек счастлив. В любом случае.

- Что бы вы пожелали нашим читателям?

- Мы живем в мире, где нам многого хочется, но порой не все удается. И я пожелал бы достигать внутреннего равновесия и не терять уверенности в правильности выбранного пути.

Беседовала Лада МЕРКУЛОВА


Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©