27 июня - 03 июля 2007   № (22)1872 Издается с 1990 г.
«корсар» и его тайны
долгожданная премьера состоялась
Художественный руководитель труппы Алексей Ратманский воссоздал знаменитый балет XIX века. Роль корсара исполняет балетный виртуоз Денис Матвиенко, а его возлюбленной - прима Большого Светлана Захарова.

Об этом балете всегда ходили легенды. Современные любители классических постановок завидовали предкам, которым хоть раз удалось увидеть захватывающую балетную истории о кораблекрушении, пиратах, наложницах – ведь ей уже более 100 лет. В свое время великий француз Петипа создал великолепные танцы на фоне роскошных декораций. Но в советский период от грандиозного красочного балета почти ничего не осталось. 10 лет назад «Корсар» и вовсе исчез с афиш Большого.

И вот чудо – балет снова на сцене театра. Сегодня «Корсар» - это не что иное, как интерпретация Алексея Ратманского и специалиста по текстам старинных спектаклей Юрия Бурлаки, на основе архивов и всевозможных источников – фотографий, описаний, сценариев. Больше года специалисты работали с архивными документами, чтобы воскресить эту удивительную историю XIX века, им удалось расшифровать уникальные рукописи с описанием хореографии «Корсара», хранящиеся в Гарвардском университете, которые сегодня стали достоянием Большого театра. Спектакль родился в тандеме двух хореографов Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки, вместе работавших и над музыкальным материалом (оригинальная партитура принадлежала Адольфу Адану и Лео Делибу), и над архивными записями, и над либретто, и над расшифровкой тонкостей хореографии.

«Основной источник - документы, которые были вывезены из России в 1918 году, запись танца, созданная Степановым, танцовщиком Мариинского театра, - рассказывает Алексей Ратманский. - Эти записи наиболее близки к оригиналу, но они настолько несовершенны, что читать их можно абсолютно по-разному. Все зависит от того, кто их читает, кто исполняет, какая стоит задача... То есть говорить об аутентичности или научной реконструкции не приходится. Для меня это огромная школа, поскольку я в первый раз работаю с чужой хореографией».

Чтобы заговорить на балетном языке XIX века, труппе Большого театра пришлось овладеть искусством пантомимы. Ведь сто лет назад даже существовали специальные справочники с расшифровкой театрального языка жестов. Вот что сказал Алексей Ратманский по этому поводу: «Все старинные балеты сочетали в себе танцы и пантомиму, в танцах танцевали, во время пантомимы развивался сюжет». Причем Алексей Ратманский многое восстановил, как было у Петипа. В балете есть и восточные красавицы, и бесстрашные пираты, и прекрасные декорации с фонтанами и цветами. Зрелищность, которая отличала балет Петипа, вновь стала одним из главных элементов нового спектакля.

Неудивительно. Творческий путь Алексея Ратманского ярок и неординарен. Он работал со многими знаменитостями и прогрессивными балетными труппами на лучших сценах мира. Многие помнят, что Ратманский танцевал с Майей Плисецкой в балете «Послеполуденный отдых фавна» В. Нижинского. И как исполнитель удостоен приза Вацлава Нижинского Независимого конкурса балета имени Сергея Дягилева в Москве в 1992 году. Как хореограф он тоже не подражаем. Достаточно вспомнить балеты «Болт», «Светлый ручей» и другие, признанные критиками и публикой. Новый балет «Корсар» тоже поразил всех необычным красочным действом и прекрасными танцами.

Над костюмами трудился целый цех - камзолы из ткани ручной работы с золотым шитьем, лихие треуголки, бриллианты, кинжалы – все, чтобы войти в образы. Известно, что финальная сцена кораблекрушения во времена Петипа стала настоящей сенсацией. Как удалось добиться такой реалистичности в XIX веке, так и останется тайной, чертежи не сохранились. Современные же специалисты, на основании своих разработок, создали не менее впечатляющие декорации, следуя последнему слову техники. А вот эффекта бушующего моря, расцветающих садов и бьющих фонтанов в гареме Шаха добился художник Борис Каминский. В спектакле роли нашлись практически для всей труппы.




 
взгляд на историю
президент владимир путин встретился с преподавателями общественных наук, развернув дискуссию о российском самосознании.
На Всероссийской конференции преподавателей общественных наук ученые и преподаватели обсуждали новые подходы и методологию преподавания истории в школах и вузах. Именно эти вопросы давно уже ждали своего разрешения. В стране с таким богатым прошлым, как Россия, просто невозможно изучать историю в стиле «фэнтези». И это, поверьте, еще мягко сказано.
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©