20 - 26 июня 2007   № (21)1871 Издается с 1990 г.
счастливый балет алексея ратманского
Пожалуй, впервые в истории Международного благотворительного фонда Юрия Башмета лауреатом премии имени Дмитрия Шостаковича назвали балетмейстера. Это большое событие в жизни отечественной и зарубежной культуры. Художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский стал одиннадцатым в известной компании Гидона Кремера, Томаса Квастхоффа, Валерия Гергиева, Виктора Третьякова, Анны-Софи Муттер, Ольги Бородиной, Ирины Антоновой, Наталии Гутман, Евгения Кисина и Максима Венгерова.

Свою премию Алексей Ратманский получил за «Светлый ручей» – один из двух поставленных им балетов Шостаковича (второй – «Болт»), музыкой которого он жил с детства. Впечатления были настолько сильны, что все свои первые постановки в Киеве, где он состоялся в роли хореографа, а потом и в Канаде, где работал, делал только на музыку Шостаковича. «Для меня «Светлый ручей» – счастливый балет, - сказал хореограф. – Работа шла очень легко, очень быстро. И был успех. В общем-то приглашение возглавить балет Большого театра я получил после этого спектакля». Действительно, «Светлый ручей» во всех отношениях стал в его жизни началом побед и привнес в его творчество то радостное ощущение, которое появляется, если испить чистой родниковой воды. Балет получил четыре «Золотые маски» в 2004 году, а Ратманского признали лучшим хореографом сезона 2002/03. А в 2007-м он удостоен ежегодной английской награды - лучший хореограф в номинации «Классический балет».

«Трудное и ответственное дело – создать большой балет на советской тематике, - писал Шостакович. – Но я не боюсь трудностей. Идти по проторенной дорожке, пожалуй, легче и безопаснее, но скучно, неинтересно, никчемно». Интересно было и постановщику Алексею Ратманскому, которого вдохновила на постановку спектакля музыка Шостаковича. Причем настолько, что он создал современный игривый балет, на первый взгляд, простой и незамысловатый. На самом же деле создать узор комедии в балете гораздо труднее, чем в кино или драматическом театре. Его лирическая буффонада полна самых разнообразных смешных танцевальных эпизодов, выполненных с той долей насмешки, которая не кажется надуманной или изощренной. Танцуют все настолько виртуозно и азартно, что хочется и самим зрителям пуститься в пляс.

Сюжет довольно прост. Группа советских артистов едет на Кубань, в колхоз с названием «Светлый ручей». Правда, они не сразу находят с колхозниками общий язык. Помогает веселый праздник урожая, где происходят близкие знакомства, любовные перипетии, показ достижений сельского хозяйства. На самом деле это прекрасная веселая пародия на колхозную жизнь. А сцены с переодеванием можно назвать вершиной балетной комедии. Главным комиком считается классический танцовщик на пуантах в костюме Сильфиды. Критики считают, что в редком жанре балетной комедии важен баланс между игровыми «мотивами» и танцевальными шутками. Алексею Ратманскому удалось соблюсти эту меру. Особенно легко и смешно это получилось в дуэте Танцовщика (Ян Годовский) и Дачника (Алексей Лопаревич, заслуженный артист России). От томных поз «жизельных» мотивов он неожиданно падает на сцену и берет у Дачника фляжку, чтобы сделать глоток из нее, просто сидя на сцене, широко расставив ноги. От этой позы он снова также комично и легко переходит к лирическим танцевальным «вздохам и охам».

Таких балетных шуток в спектакле много также и в партиях главных героев – Зины (Екатерина Крысанова) и Петра, агронома (Андрей Меркурьев), а также классической танцовщицы (Наталья Осипова), Гаврилыча (Александр Петухов, заслуженный артист России). Шостакович писал в свое время, что «намеренно старался найти здесь ясный, простой язык, одинаково доступный для зрителя и исполнителя. Танцевать на ритмически и мелодически рыхлом материале, по-моему, не только трудно, но просто невозможно». Но его партитура, полная света, огня, веселья, настолько захватывает зрителя, что бытовые танцы он принимает за лирические, а смешные – за сатирические. Зрителю кажется, что все перепуталось и смешалось в этом балете. На самом деле это можно считать намеренным приемом хореографа, чтобы веселье не вылилось в сатирический гротеск, а было легким, обаятельным и в меру смешным. Во всяком случае балетная комедия отличается стройностью, и зрители впервые получили возможность смеяться на классическом балете. У оркестра под управлением Павла Сорокина, заслуженного артиста России, музыка звучит молодо, страстно и выразительно. И трудно поверить в то, что этот спектакль, поставленный впервые в 1935 году, запретил Сталин, а в статье газеты «Правда» он был назван «Балетной фальшью». Да и у других балетов Шостаковича оказалась трудная судьба – все они попали под идеологический пресс политизированной критики. И на долгие годы исчезли с театральных афиш…

Сегодня Ратманский мечтает поставить третий балет Шостаковича «Золотой век». «Но не знаю, когда это осуществится. В любом случае музыка Шостаковича для меня всегда огромное вдохновение», - добавляет он. Возможно, и следующая премия достанется по праву балетмейстеру, ведь он возрождает великое искусство великого Шостаковича. А Международный благотворительный фонд Юрия Башмета вместе с учредителями – президентом «Трансконтинентальной медиакомпании» Александром Митрошенковым и генеральным директором группы компаний «Видео Интернешнл» Сергеем Васильевым – помогают сохранению духовных ценностей мировой и отечественной культуры.




 
такой «груз» «кинотавру» не поднять
18-й российский кинофестиваль «Кинотавр» сделал свой нелегкий выбор. Почти все главные призы достались картине «Простые вещи» Алексея Попогребского. И, наверное, заслуженно. Но некоторые критики обвинили членов жюри в неразборчивости. Зрители - в забвении по отношению к нашему прошлому. А как на самом деле?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©