04 - 10 апреля 2007   № (12)1862 Издается с 1990 г.
если не красота, то кто спасет мир?
В настоящее время в Москве прошли два значительных события в культурной жизни cтолицы - 1 апреля завершила свою работу вторая московская биеннале современного искусства, а с 28 марта по 14 апреля проходит театральный фестиваль «Золотая маска». Посещая эти мероприятия, можно составить собственное представление о состоянии современного искусства в России и за рубежом.

Особенности русской национальной биеннале

Биеннале - от итальянского biennale (двухгодичный). То есть это просто выставка, которая проходит раз в два года. Из этого следует заключить, что выставка, которая проводится раз в год, это ни в коем случае не биеннале, а уж о выставке, которая раз в три года проводится, и говорить нечего! Это уже просто триеннале какая-то, если называть вещи своими именами. (Cм. словарь современного искусства под ред. М.Фрая). Известно множество биеннале современного искусства: биеннале в Сиднее, сингапурская биеннале, биеннале в Праге, Роттердаме, Берлине, Мюнхене, Брюсселе, Лондоне и др. Но, конечно, самая значительная среди разнообразных биеннале – это Венецианская, затрагивающая основные направления искусства. Наличие в биографии художника факта участия в Венецианской биеннале существенно отражается на цене его картин.

Как заметил «Профиль», «ни для кого не секрет, что Московская биеннале — политический заказ по формированию позитивного имиджа России. Отсюда и значительный бюджет, и средства, и спонсоры, и активная деятельность иностранных посольств и культурных центров, взявших на себя львиную долю расходов по приглашению и размещению западных звезд от Мэтью Барни и Даррена Алмонда до Йоко Оно».

Дабы войти в международную «обойму биеннале», нам необходимо уметь создавать искусство «как у них», обрывая наши национальные корни, изживая традиции русской культуры.

Выставки получились сумбурными и хаотичными, обсуждения экспозиций размытыми, а в интервью кураторы отделывались общими фразами.

Организаторы любят повторять, что главная задача московских биеннале – обсудить проблему средствами искусства. Красота – не главное. Важней – заставить человека думать… Интересно, о чем думал зритель после просмотра цикла фильмов Мэтью Барни о мифологическом существе Кремастере (изначально Кремастер - медицинский термин, означающий мышцу яичника). В фильме перемешана система аллегорий и метафор, биология сплетена с масонскими ритуалами, а история архитектуры с биографиями фокусников и убийц.

Или еще любопытней - что должен был чувствовать посетитель, рассматривая выставленную на 1-й биеннале сосульку из мочи? И.Бакштейн (куратор 1-й и 2-й биеннале) «оригинально» прокомментировал в интервью «Коммерсантъ/Weekend» этот предмет. На вопрос, какое отношение к здравому смыслу имеет сосулька из мочи, выставленная на прошлой биеннале, он ответил:

- Опосредованное, эта сосулька – часть современной художественной культуры. Это, вообще-то, драгоценный объект. Она так устроена, что вы не можете сказать – это гениальная сосулька или бездарная сосулька. Точно так же, как и про «Черный квадрат» Малевича или реди-мейд Дюшана. Это хорошая сосулька. Кроме того, она помогает определить меру понимания обществом современного искусства».

Кроме этих «художественных» жестов, следует отметить еще один специальный проект 2 биеннале – «Соц-арт в России и Китае», представленный в Третьяковской галерее.

Определение «Соц-арт» возникло при слиянии терминов американского поп-арта и соц. реализма. Цель – высмеивание любыми изобразительными средствами существующую тоталитарную власть. Соц-арт был рожден в заснеженном пионерском лагере, где в 1972 г. художники Виталий Комар и Александр Меламид зарабатывали на жизнь, рисуя портреты пионеров-героев. Как позже уверял А.Меламид, соц-арт «никогда не придумал бы один художник. Только два выпивающих друга могли - в процессе многодневных разговоров во время оформления пионерского лагеря - решиться на это...»

В конце 80-х соц-арт вышел из подполья, приобретя бешеную популярность, связанную с Горбачевым и перестройкой. В то время за границей вспыхнула всеобщая мода на Россию и вообще на все русское (и советское). Иностранные коллекционеры и галерейщики гонялись за произведениями «московского концептуализма», разыскивали их «творцов». Уезжающие на ПМЖ россияне скупали любые произведения «авангардистов». Спрос рождал предложения, и «под шумок» стали появляться всевозможные интерпретации соц-арта. Люди, далекие от искусства, занялись тиражированием авангарда. «Все, что художник назвал искусством, и есть искусство», - действовали они под лозунгом американского минималиста Дональда Джада.

«Некоторые художники, не справляясь с объемом продаж, нанимали студентов художественных училищ и прочих «оформителей», чтобы те рисовали картинки по их эскизам. Появились маркетологи-любители, исследовавшие вкусы заказчиков: то и дело выяснялось, что «хорошо берут манку» (т.е. картины, написанные маслом с добавлением манной крупы для достижения определенного рода фактуры); что «для галерейщиков надо рисовать серии, а не отдельные холсты»; что холсты размером «меньше чем два на полтора и смотреть не хотят»; что «инсталляцию продать трудно, но зато уж - сразу в музей»; что «тексты лучше сразу писать по-английски», как замечено в словаре современного искусства под редакцией М.Фрая.

Примерно в 90-е гг. «русский бум» закончился, оставив многочисленные «творения», осевшие у коллекционеров и в музеях. И вот сегодня соц-арт, рожденный как протест против действительности, выступает в роли раскрученного брэнда, обслуживающего коллекционеров.

Тому доказательства – с огромным успехом прошедшие 15 февраля 2007 г. торги Sotheby’s, посвященные современному русскому искусству периода с начала 1960-х и до конца 1990-х гг. По сообщениям Би-би-си, на торгах Sotheby’s 2006 г. за продажу произведений русского искусства была выручена рекордная сумма - 82 млн. фунтов стерлингов (155 млн. долл.). Это стало абсолютным рекордом среди аукционных домов мира. Марат Гельман (известный галерист и один из кураторов 2-й биеннале) в беседе с корреспондентом Би-би-си так объяснил растущий интерес к русскому искусству ХХ в.: «Во-первых, на рынке есть значительные работы русских художников 60-х и 70-х годов, которые в свое время не были куплены музеями, во-вторых, появились российские коллекционеры, заинтересованные в возвращении работ, которые были вывезены за границу».

Остается добавить, что в наши дни появилось новое направление – постсоветский соц-арт, работы которого были представлены на 1-й и 2-й биеннале и выражали протест, издеваясь над современными событиями.

Современный язык для современного искусства

Современное, ориентированное на Запад искусство требует собственных терминов. В связи с этим движением все больше в употребление входит иностранная лексика. Зачастую она вводится с целью подчеркнуть значительность происходящего и произвести впечатление на собеседника – вот, мол, какой я интеллектуал! Как я свободно владею иностранными терминами! Новые слова – инсталляция, перфоманс, видеоарт, минимализм, психоанализ, проект и т.д. постепенно проникают в нашу жизнь, оседая в сознании. Так, например, художник, причисляющий себя к модным, уже ни в коем случае не скажет: «Я готовлю выставку», или «Я пишу картину», но только: «Я готовлю проект». Театральный декоратор ни в коем случае не признается в бедности своей фантазии – нет! Он важно нахмурит брови и скажет: «Я решил сценическое оформление в стиле минимализма». Композитор отсутствие мелодии и благозвучной гармонии в своем произведении назовет «конструктивизмом». Художник, так и не научившийся рисовать, будет сооружать инсталляции, выстраивать перфомансы или еще лучше - возьмет камеру и просто будет снимать то, что видит вокруг. Это называется видео-артом.

Для современного художника стало не обязательным тратить годы и силы на обучение живописи и рисунку, на изучение анатомии и законов светотени. Сегодня главной задачей для художника становится найти дальновидного и опытного куратора. А дальше уже задача куратора – сделать художника известным, убедив аудиторию в том, что перед нами – «звезда» и что произведения этого «мастера» надо приобрести незамедлительно. Найти покупателя и выгодно продать работу художника – вот один из критериев сегодняшнего «признания таланта». Естественно, что при этом художник должен быть модным. Для этого и устраиваются всевозможные показы, биеннале, пресс-конференции с привлечением журналистов, галеристов и др.

Задача куратора сродни задачи продюсера, раскручивающего новую эстрадную «певицу-звезду», которой вовсе не обязательно для этого уметь петь (и даже, порой, иметь музыкальный слух).

Художники, которые упорно пытаются следовать художественным традициям, никогда не появятся на биеннале, так как не входят в тусовку «интеллектуалов». Красивое искусство нынче не в моде…

Но, в конце концов, ничего плохого в том нет, что бедный художник (или композитор) решил заработать. Суть в том, что не надо навязывать популярное искусство взамен истинного. Истинное искусство живет по своим законам. Оно не гоняется за модой, не стремится во что бы то ни стало продать себя. Истинное искусство не всегда хорошо оплачивалось, зато эти творения дошли до нас сквозь века, и имена подлинных художников помнит благодарное человечество.




 
полустанок памяти
К сожалению, на экраны страны все реже выходят документальные фильмы, рассказывающие о жизни и творчестве великих русских художниках, композиторах, писателях. И вот чудо - прошла премьера документального фильма о жизни Льва Толстого – «Полустанок». Но неизвестно, радоваться нам или огорчаться.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©