04 - 10 апреля 2007   № (12)1862 Издается с 1990 г.
кому это нужно
Скоро в Москве открывается новая крупная художественная галерея — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков. Это очередное подразделение Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этому музею везет больше, чем остальным. Он уже давно вышел за пределы основного здания, построенного И.Цветаевым. В прошлом году Музей личных коллекций переехал в старинный особняк, что здесь же, на Волхонке. В этом году тоже поблизости, в отреставрированной усадьбе, открыли Центр эстетического воспитания детей и юношества. И вот теперь коллекцию западной живописи и скульптуры XIX - XX столетий оформили как отдельную галерею, выделив для нее то самое здание, в котором был Музей личных коллекций.

Вот что говорит по этому поводу директор Музея имени Пушкина Ирина Антонова: «Уже давно вам всем известно, что огромная часть наших собраний находится в запасниках, и мы не имеем возможности их показать, просто потому что у нас нет места. Откровенно говоря, это беда всех музеев, обладающих большими коллекциями, они все время нуждаются в приращении новых площадей. В галерее в Лондоне пристроили целый корпус, к Вашингтонской национальной галерее пристроили целое здание».

Действительно, почему бы нам не пойти по проторенному иностранцами пути. Да и чем же хуже один из главных московских музеев, к тому же готовящийся в 2012 году отметить столетие? В прежнем здании для демонстрации предметов искусства XIX - XX веков было выделено всего пять залов. В новой галерее их уже двадцать шесть.

- У нас появилась возможность монографических зал, - говорит Ирина Антонова. - То есть когда в одном зале мы показываем, скажем, Матисса, Пикассо, Сезанна, Гогена. Вы знаете, это очень здорово звучит, каждая картина усиливает звучание следующей. Показывается, скажем, Ренуар — все привыкли к нашим пяти картинам Ренуара, но у нас ведь есть еще картина Ренуара, есть «Букет», есть замечательная фундаментальная графическая работа, есть две картины из собрания так называемых перемещенных ценностей, которые мы показываем сейчас как принадлежащие нам произведения. И все они выглядят по-новому.

О КНЯЖНЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

В Государственном Историческом музее представлен удивительный экспонат – необыкновенная работа Брюллова «Святая царица Александра». Образу великомученицы, царицы Александры художник придал портретные черты младшей дочери императора Николая I Александры, умершей в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте.

Современники, рассказывая о старших дочерях императора, подчеркивали их особую внешнюю и внутреннюю красоту, особенно Адини, как звали в семейном кругу Александру Николаевну. В 18 лет она была неотразима: «Кто тогда видел великую княжну,... тот должен был сказать, что небо наделило свое лучшее создание всеми талантами духа и всем блеском земли».

Перед очарованием княжны не смог устоять приехавший в Россию 22-летний наследник датского престола гессенский принц Фридрих Вильгельм. В январе 1844 г. состоялась свадьба. В тот период, когда будущее представлялось Адини «как заря прекрасного дня», она заболела чахоткой.

Мужественно и безропотно переносившая страдания, Александра Николаевна в июле родила шестимесячного мальчика, который скончался спустя час после своего рождения. Через пять часов за ним последовала его мать. Весь Петербург оделся в траур.

В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника, всячески игнорировавшего царские заказы, потрясла смерть юной женщины, и он создал образ Александры. Преображенцы преподнесли икону императору.

Экспонирование портрета сопровождается электронной презентацией, благодаря которой можно увидеть рисунки, сделанные Александрой Николаевной, изображение предметов из ее приданого, портрет Фридриха Вильгельма, фотографии молельной комнаты.


 
полустанок памяти
К сожалению, на экраны страны все реже выходят документальные фильмы, рассказывающие о жизни и творчестве великих русских художниках, композиторах, писателях. И вот чудо - прошла премьера документального фильма о жизни Льва Толстого – «Полустанок». Но неизвестно, радоваться нам или огорчаться.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©