27 сентября - 03 октября 2006   № 35 (1837) Издается с 1990 г.
Остановить «управляемый хаос»
Новые угрозы России идут с юга
На Генеральной Ассамблее ООН произошла заочная встреча президентов США и Ирана. Несмотря на примирительные «реверансы», они представляли диаметрально противоположные точки зрения на происходящие на Ближнем Востоке события. В силу американо-иранского противостояния регион по-прежнему крайне взрывоопасен. И возникающие в нем угрозы прямо или косвенно способны затронуть множество стран, в том числе и Россию.

Раскол в руководстве и паника

Столь странным образом завершившаяся война между Израилем и «Хезболлой» порождает множество вопросов и указывает на приближение новых трагических событий в ближневосточном регионе. Руководство Израиля пытается избежать краха и в этих целях активизирует дипломатические усилия по многим направлениям. На прошлой неделе посольство Израиля в Москве подтвердило намерение израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта посетить российскую столицу «в самое ближайшее время». По мнению многих израильтян, война с «Хезболлой», стоившая стране десятков жизней и нескольких миллиардов долларов, не привела к достижению поставленных задач. Террористы не разоружены, похищенные ими солдаты домой так и не вернулись. Сегодня более двух третей израильтян требуют отставки правительства.

На этом фоне эффект разорвавшейся бомбы вызвало многократно цитированное всеми СМИ выступление шефа контрразведки «Шин-Бет» Юваля Дискина перед парламентской Комиссией по иностранным делам и обороне. Оно явилось первым актом сформированного на днях в Израиле «лобби» глав разведывательных органов. Целью новой структуры является предоставление обществу информации по вопросам безопасности в тех случаях, когда правительство Ольмерта не реагирует должным образом на серьезные угрозы безопасности страны. В своем выступлении, говоря об угрозе со стороны палестинских террористов, в первую очередь, ХАМАС, применяющего тактику «Хезболлы» с использованием «Катюш», сети бункеров и противотанкового арсенала в Газе, Дискин представлял также главу военной разведки АМАН - Амоса Ядлина и шефа «Моссада» Меира Дагана. С началом войны в Ливане эти главы служб безопасности решили встать на защиту интересов государственной безопасности Израиля против любых проявлений неверного стратегического понимания ситуации со стороны премьер-министра Ольмерта, министра обороны Переца и начальника генштаба Халуца. Дискин сделал сенсационное заявление о том, что северные районы Западного берега Иордана после вывода оттуда израильских войск фактически взяты под свой контроль агентами «Хезболлы» и террористами радикального «Исламского джихада». Основатели «лобби» уверены, что палестинская угроза Израилю не менее велика, чем угроза со стороны «Хезболлы». Главам разведывательных органов Израиля стало известно о решении «Хезболлы» временно приостановить атаки против Израиля с территории Ливана, а тем временем открыть два новых антиизраильских «фронта»: в Газе (куда по морю и по суше текут потоки контрабандного оружия) и на севере Западного берега. В последнее время все больше офицеров «Хезболлы» проникают морем в сектор Газы, а количество доставленных в сектор систем вооружения удвоилось за счет активизации поставок из Ирана - через Ливан и Сирию. Главы спецслужб предупреждают премьер-министра Ольмерта, что если этот поток не будет остановлен, юг Израиля окажется лицом к лицу с новым фронтом «Хезболлы» и ее союзников в полной готовности уже во второй половине октября.

Новые планы «Хезболлы»

По данным израильских спецслужб, план «Хезболлы» состоит из следующих частей: 1. Ее боевые подразделения, с помощью ливанской армии (40% которой составляют шииты) делают вид, что уходят, вместе со своим оружием, из южного Ливана. Шейх Хасан Насралла позволит обманчивому спокойствию длиться до тех, пока войска ООН не займут свои позиции. 2. Это обманчивое спокойствие будет пока что контрастировать с открытым «вторым фронтом» «Хезболлы» и ХАМАС на юго-западной границе Израиля: здесь следует ожидать новых ракетных обстрелов израильских городов и поселков. Но при этом руки Израиля для ответных действий против «Хезболлы» будут связаны присутствием международных сил в Ливане.

Главы спецслужб строго предупреждают Ольмерта ни в коем случае не соглашаться больше на такие условии перемирия с ХАМАС, на которые он и его предшественники согласились на южной границе Израиля год назад. Как видно, ни египетские пограничники, ни европейские наблюдатели не соблюдают подписанных тогда соглашений: за все минувшее время не поймали ни одного террориста и не остановили ни одной партии оружия, перебрасываемого незаконно в Газу по морю и суше с Синайского полуострова. Дискин и его группа чувствуют себя обязанными открыто изложить все эти разведывательные данные во всех подробностях, чтобы разведку не обвиняли потом в том, что она не сумела предупредить страну о назревающих опасностях, как это было после войны в Ливане.

Кто кого «подставил»?

Итак, раскол и кризис в военно-политическом руководстве Израиля - налицо. Правительство Эхуда Ольмерта положилось на безоговорочную поддержку администрации президента США Джорджа Буша, но оказалось не готовым к тому, что под давлением конкурентов-демократов Вашингтон был вынужден поддержать резолюцию Совбеза ООН о немедленном прекращении огня. Можно сказать, что демократы в очередной раз «подставили» Буша, дабы еще больше испортить его имидж в преддверии выборов в конгресс, а «крайним» оказался Израиль. В результате политическое руководство израильской армии в ходе войны демонстрировало свою неуверенность, которая еще больше усугублялась выявившимися просчетами в управлении и снабжении войск. Во многих случаях солдаты оказывались недостаточно обучены, а их снаряжение - некомплектным. Несмотря на многочисленные случаи личного героизма, часть войск ЦАХАЛа стояли на грани мятежа. Еще один повод для критики израильского командования - значительно лучшая, по сравнению с ожиданиями, подготовленность «Хезболлы» к войне. Боевики радикальной шиитской группировки не только ежедневно обстреливали Израиль двумя сотнями ракет. Они с убийственным профессионализмом пускали в ход современное противотанковое оружие и произвели впечатление на своих противников умением сохранять хладнокровие под огнем и готовностью принять «мученическую» смерть в бою. По-видимому, используя навыки, полученные у своих иранских спонсоров, они даже сумели взломать коды и отслеживать постоянно меняющиеся частоты израильских военных радиостанций, перехватывая сообщения о потерях, которые несли солдаты ЦАХАЛа. Это позволило боевикам захватить преимущество в информационной войне, так как именно «Хезболла» каждый раз первой сообщала о погибших израильтянах.

Ответственность за неудачу в войне против «Хезболлы» лежит как на проявившем некомпетентность правительстве Ольмерта, так и на администрации Буша. Белый дом придерживается схемы, которая уже завела его в тупик в Ираке и поставила в невыгодное положение во всех остальных делах с арабами. На наших глазах терпит фиаско проект «Большого Ближнего Востока», выдвинутый Бушем после 2001 года. Все это во многом вызвано игнорированием палестинского вопроса. Американская концепция «войны с терроризмом» совершенно не оставляет места для политического подхода к отдельным вопросам. Она контрпродуктивна, так как ведет к объединению антизападного исламистского движения, тогда как нужно его, наоборот, раскалывать, помогать его рассасыванию, отделяя радикалов от огромного большинства умеренных миролюбивых мусульман.

Здравые голоса

Справедливости ради следует сказать, что даже среди «исламистов» звучат разумные голоса, предостерегающие от эскалации конфликта. К сожалению, пока что эти голоса недостаточно сильны. Например, представитель ХАМАС Гази Хамад заявил о том, что палестинцы должны задуматься о своей ответственности за нынешний хаос в Палестине и не винить Израиль за возвращение на территорию автономии для борьбы с запускающими ракеты боевиками. «Газа страдает из-за анархии и вооруженных головорезов, - написал он в комментарии в одной из газет. - Мы все поражены вирусом глупости... Мы потеряли правильное направление». В Иране (чьей «рукой», по сути, является «Хезболла») также ведутся дебаты о том, до какой степени стоит угрожать Израилю посредством боевиков. Два ведущих иранских реформатора, стремившихся к мирному завершению войны в Ливане, бывшие президенты Хашеми Рафсанджани и Мохаммад Хатами высказались за прекращение нападений на Израиль… и подверглись острой критике сторонников нынешнего президента Махмуда, придерживающегося жесткой линии. Тем временем в Ираке был сделан важный шаг по направлению к миру, когда сотни глав шиитских и суннитских общин собрались вместе, чтобы поддержать план национального примирения. Они пообещали «быть искренними и серьезными в сохранении единства страны, приложить все усилия для прекращения кровопролития и межконфессиональных убийств». В этой ситуации перед Израилем открывается политическая перспектива: вернуться к ранее объявленному процессу ухода с палестинских территорий и созданию палестинского государства, дабы попытаться вбить «клин» между ХАМАС и «Хезболлой». Бывший израильский министр иностранных дел Шломо Бен-Ами выразил это следующей формулой: «Война «Хезболле», мир с ХАМАСом!». Он предлагает пересмотреть решение о бойкоте ХАМАС, возобновить поставки международной помощи палестинцам. «Это было бы самым суровым ударом по сирийскому и иранскому правительствам, по исламистам, - заявил он. - На Ближнем Востоке администрация Буша обрекает себя на провал и, не желая этого понимать, подставляет и нас». Вероятно, первым шагом Израиля навстречу ХАМАС станет уже озвучиваемое решение об освобождении нескольких сотен палестинских боевиков в обмен на освобождение пленного израильского капрала. То есть ради защиты своих границ и предотвращения эскалации конфликта Тель-Авив теперь готов пойти на беспрецедентные шаги, от которых упорно воздерживался раньше.

Планы «большого передела»

Что же касается Вашингтона, то он теперь оказался перед дилеммой: сворачивать свои операции в Ираке и прекращать давить на Иран, либо же продолжать наступательную политику, но в еще более изощренной и рискованной форме. В этой связи некоторое время назад на американском сайте Armed Forces Journal была опубликована карта возможных территориальных изменений на Ближнем Востоке, какими их хотели бы видеть влиятельные представители военно-политического истеблишмента США, близкие к администрации Буша. Анализ карты позволяет сделать вывод о том, что многие в Вашингтоне конечной целью нынешней политики США в регионе видят глобальный пересмотр границ, включающий расчленение крупнейших ближневосточных стран, таких как Турция, Сирия, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Пакистан. Одновременно предполагается создать несколько новых, ранее не существовавших стран. Часть из них, такие как «Арабское шиитское государство» (охватывающее юг Ирана и побережье Персидского залива), «независимый Курдистан» и увеличенные в размерах Ливан, Иордания и Азербайджан, по всей видимости, планируется сделать американскими сателлитами наподобие Израиля или мелких княжеств Персидского залива: Кувейта, Катара, ОАЭ и Омана. Наиболее важное значение здесь, несомненно, имеет 25-миллионное «Арабское шиитское государство», в состав которого предполагается включить населенные последователями шиитской ветви ислама арабской национальности юг Ирака, иранскую провинцию Хузестан, Бахрейн, а также восточную часть Саудовской Аравии. В подобном искусственном образовании, будь оно организовано, сосредоточатся до 40% мировых запасов нефти. Само собой, на практике вся эта нефть окажется под контролем американцев, без которых жизнеспособность проектируемой марионеточной конструкции явно не может быть обеспечена. Аналогичная ситуация и с укрупненным за счет части иранских территорий 25-миллионном Азербайджаном, который всецело окажется экономически и военно-политически зависимым от США. Это, в свою очередь, означало бы доминирование и на Каспии с его нефтяными запасами. 30-миллионный «независимый Курдистан», будь он создан, также окажется всецело обязанным этим США. Это государственное образование, занимающее центральное географическое положение в регионе, видимо, предполагается в качестве буфера, отделяющего друг от друга Турцию, Кавказ, арабские страны и Иран. Военную помощь курдам оказывают, между прочим, не только американцы, но и израильтяне. На днях западными СМИ опубликованы материалы, являющиеся доказательством того, что Израиль осуществлял военную подготовку курдов в северном Ираке. На видеопленке запечатлены израильские инструкторы, тренирующие боевиков в курдских районах Ирака.

Помимо создания вышеперечисленных проамериканских марионеточных новообразований, проект «большого передела» предполагает кардинальное расчленение Саудовской Аравии за счет отторжения от нее не только населенной шиитами Восточной провинции, но и священной области Хиджаз с Меккой и Мединой, а также ряда внутренних областей. Серьезной «перекройке» может подвергнуться и Афганистан, у которого в пользу Ирана предлагается отторгнуть район Герата, но взамен передать пакистанские Северо-Западную пограничную провинцию, населенную этническими пуштунами, и северную часть Кашмира. При этом на стыке нынешних границ Афганистана, Пакистана и Ирана предполагается создать «свободное государство Белуджистан», населенное белуджами – ираноязычным народом, мечтающим (подобно курдам) о собственной национальной государственности.

В случае подобного передела перечисленные новые государственные образования будут абсолютно нежизнеспособны экономически. В политическом же отношении они просто обречены стать очагами внутренних вооруженных конфликтов, «заповедниками» экстремистских движений, очагами распространения нестабильности. Другими словами, они идеально вписываются в проповедываемую в Вашингтоне теорию «управляемого хаоса», приходящую сейчас на смену полностью провалившейся теории «продвижения демократии на Ближнем Востоке».

Казалось бы, этот опасный проект можно было бы назвать очередным пиаровским ходом, и не более того. Но следует отметить, что, по крайней мере, в отношении Ирака описанный план, по сути дела, уже начал реализовываться администрацией Буша. Ирак фактически расколот на три части уже сейчас. В Афганистане и приграничных районах Пакистана все более активизируются талибы, процветает наркобизнес и нарастает хаос. Иран и Сирия объявлены следующими мишенями американской военной машины, а курдские повстанцы усиливают давление на Турцию.

Войны малой интенсивности

В турецкой армии намечается широкомасштабная реформа. Вместо больших по численности дивизий будут созданы более мелкие боевые подразделения, которые будут использовать партизанскую тактику действий, более подходящую с точки зрения концепции «войн малой интенсивности». Автором реформы выступает генерал Ясар Буюканит, недавно занявший пост начальника генштаба турецкой армии. Ему поручено раз и навсегда покончить с курдскими боевиками, действующими на юго-востоке страны. В июле правительство Турции приказало военным разработать планы на случай ведения боевых действий против курдских боевиков в северных районах Ирака. Турецкий генштаб уже начал работу по определению целей в регионе и по оценке необходимых сил для проведения военной операции в населенных курдами северных районах Ирака. Американский посол в Турции Росс Уилсон уже высказался против проведения такой операции в одностороннем порядке, однако премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что принятие решения о мерах по противодействию терроризму является исключительной прерогативой турецкого правительства, и никто другой не имеет права принимать решение по этому вопросу.

Что же получается? Разочарованные неосуществленными посулами американцев (так и не решившимися на признание курдского государства на территории северного Ирака), курдские экстремисты вновь обратились против Турции. Американцы же, в свою очередь, позволяют им «выпустить пар», а заодно давят, тем самым, и на Анкару, не проявляющую должной сговорчивости по вопросам использования военных баз на своей территории. Лавируя между Ираном и США, Турция приняла решение действовать самостоятельно. В то время как мир внимательно следил за развитием ливано-израильского конфликта, Анкара перебросила войска к иракской границе. В настоящий момент армейская группировка в этом регионе превышает 150 тыс. человек. Дальнейшая хроника событий выглядит следующим образом: 24 августа турецкая авиация нанесла воздушные удары по позициям курдов в Северном Ираке. 25 августа Рабочая партия Курдистана предложила турецким властям сесть за стол переговоров. 26 августа турецкие истребители F-16 вновь нанесли удары по базам РПК в «некотролируемых» приграничных территориях. 27 августа турецкий спецназ совершил очередной рейд в Северный Ирак. 28 - 29 августа прогремели взрывы в Стамбуле, Мармарисе и Анталье, в результате которых пострадали десятки человек. Ответственность за взрывы на курортах взяли на себя «Соколы освобождения Курдистана» - боевики одной из курдских радикальных группировок. В заявлении этой группировки дается обещание «превратить Турцию в такой ад, что ужас смерти будет царствовать по всей этой стране». Таков еще один пример слабости государства перед лицом «незаконных вооруженных формирований», свободно перемещающихся через границы. Турецкой армии, полностью переходящей на тактику антипартизанских действий, предстоит нелегкая борьба. Но вопрос в другом: куда еще в ближайшее время двинутся с территории Ирака экстремистские вооруженные формирования разных мастей?

Горный «коридор»

Российские силовые структуры отнюдь не случайно усилили меры безопасности на Северном Кавказе в связи с полученными данными о планах переброски новых групп международных террористов к российским границам через Панкисское и, вероятно, Кодорское ущелья. «Освобождение» Кодорского ущелья от местных боевиков выглядит, с этой точки зрения, как подготовка Тбилиси плацдарма для действий против Абхазии и России – только не с помощью слабых грузинских регулярных войск, а с помощью идущих с юга (из Ирака и Курдистана) формирований боевиков. Воевать чужими руками, а точнее, руками разного рода «неправительственных вооруженных формирований» - таков принцип стратегии «управляемого хаоса». Что может противопоставить этому Россия? Прежде всего хорошо обученных и опытных профессионалов, умеющих воевать в условиях партизанской войны в горной местности. Тут невольно приходит на память заявление премьера Чеченской Республики Размана Кадырова о готовности направить в любую конфликтную зону на Ближнем Востоке бойцов батальонов «Восток» и «Запад». Напомним, что батальоны специального назначения Минобороны РФ «Восток» и «Запад» непосредственно подчиняются федеральному центру. Эти батальоны сформированы, в основном, из бывших чеченских боевиков, сдавшихся под гарантии Ахмата и Рамзана Кадыровых. Они прекрасно экипированы и обучены. И готовили их, как видно, отнюдь не для парадов. Информация о готовящейся отправке «кадыровцев» в Ливан не подтвердилась. Но как знать – не исключено, что, противостоя террористической угрозе, этим бойцам придется вступить в бой, защищая границы России от движущихся с юга через горные «коридоры» иностранных бандгрупп. В любом случае, сделав заявление о возможной отправке «кадыровцев» на Ближний Восток, Россия поступила совершенно правильно и дала всем желающим создать «управляемый хаос» верный сигнал: мы в полной мере осознаем, что взрывоопасный Ближний Восток уже, по сути, вплотную приблизился к нашим границам, и у нас есть чем ответить на внешние вызовы.

С кем быть России?

Факт остается фактом: на Ближнем Востоке терпит кризис институт национального государства, усиливаются вооруженные экстремистские организации и подпольные «сети», для которых не существует границ. Ни талибы в Афганистане, ни Саддам Хусейн в Ираке, ни ливанские, ни палестинские политики оказались не в состоянии противостоять внешним угрозам, опираясь на свое государство. Более того, палестинцы сумели добиться отступления Израиля с большинства палестинских территорий, используя только террористические методы борьбы и сетевые организационные структуры. В Ираке сопротивление США оказывается эффективным не в рамках государства с его армией, а через подполье и партизанские действия. Даже сама атака Израилем «Хезболлы» - показатель того, что основным внешним противником Израиля ныне выступает не какое-нибудь арабское государство, а экстерриториальные исламистские организации. Рост эффективных сетевых и отчасти клановых структур вместо государства на Ближнем Востоке необратим. А вместе с этим необратим процесс распространения этих структур в направлении России и стран Европы. Вместе с кризисом государства падает значение национальных идеологий. Среди мусульманских стран лишь Иран остается действительно сильным государством региона, использующим исламисткую фразеологию, по сути дела, в национальных интересах. За Ираном просматриваются контуры гораздо более могучей силы – Китая, стремящегося диверсифицировать маршруты поставок энергоносителей за счет Ирана. Но проблема в том, что именно Иран сейчас особенно заинтересован в окружении себя негосударственными экстремистскими организациями, вроде «Хезболлы» или «Талибана». Опираясь на них, Иран может сдерживать США в Ираке, Ливане, Афганистане. Аналогичную тактику пытаются взять на вооружение США, пытающиеся использовать в своих интересах курдов и иранских шиитов. Им явно указывают сейчас новые цели и мишени – Турция, Саудовская Аравия… Противоборство двух блоков (Китай с Ираном против США с Израилем) на Ближнем Востоке способно привести к быстрому падению в состояние управляемого хаоса и социальной деградации всего обширного региона от Пакистана - до Израиля, от Индии - до Турции и Кавказа. Расползание зоны перманентного конфликта на все новые страны происходит медленно, однако нет никаких оснований ожидать в этом регионе стабилизации в ближайшие 10-15 лет. Что это означает для России и Европы? Прежде всего, никакого мира на планете не ожидается. Зона постоянного военного конфликта близ границ России и ЕС будет расширяться. Будет нарастать угроза терактов и политической напряженности вокруг исламских общин на территории ЕС. Эти общины будут испытывать все большее давление со стороны усиливающегося экстремистского подполья.

С кем в этой ситуации быть России? Как наиболее эффективно защитить свои национальные интересы и обеспечить безопасность своих границ? Едва ли целесообразно присоединяться к тому или иному противоборствующему блоку. Чтобы выстоять перед неизбежным расползанием политического кризиса из Ближнего Востока в Россию и Европу, необходим более сильный военно-политический союз стран вокруг самой РФ (такую функцию может выполнять ОДКБ) и новая система взаимодействия между этим союзом и НАТО. Ситуация на «Большом Ближнем Востоке» (включая арабские страны, Израиль, Иран, Афганистан, Пакистан, Турцию и Кавказ) требует максимально активизировать внимание РФ к этому региону.

Материал подготовлен с использованием данных газет Washington Post, Sunday Times, «Аль-Ахрам», агентства «Курсор», интернет-сайтов: arabnews.com, inosmi.ru, lenta.ru, strana.ru




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©