20 - 26 сентября 2006   № 34(1836) Издается с 1990 г.
Ищем таланты
«Северная Осетия»
В июле бригадой московских специалистов в составе Н.В.Новожиловой – окружного координатора по Центральному ФО, эксперта по конкурсному отбору общеобразовательных учреждений, Л.В. Ламыкиной – эксперта по конкурсу на получение денежного поощрения лучших учителей, И.И. Зарецкой – эксперта по поддержке талантливой молодежи был проведен мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Северная Осетия – Алания.

Цель мониторинга - сбор и анализ информации о ходе реализации нацпроекта в регионе, раскрывающей его организацию, нормативное, правовое, информационное и методическое обеспечение, порядок проведения общественной экспертизы и ее результаты.

Министр образования и науки Т.Кусов отметил как один из положительных эффектов реализации нацпроекта в республике рост творческой активности учеников, учителей, родителей, в целом образовательных учреждений. Конкурс стал мощным мотивирующим фактором развития всей системы образования в республике. Одним из положительных результатов проведения конкурса была активность общеобразовательных школ. На конкурс было подано 31 заявление. В результате технической экспертизы представленных учреждениями документов муниципальная конкурсная комиссия г. Владикавказа отклонила заявку общеобразовательного учреждения № 13, а муниципальная конкурсная комиссия Моздокского района – заявку общеобразовательного учреждения № 108 г. Моздока.

В числе претендентов на получение денежного вознаграждения были представлены 16 городских (г. Владикавказ) и 13 сельских школ, среди которых 25 муниципальных и 4 государственных образовательных учреждения. В конкурсе участвовали образовательные учреждения из всех районов республики.

Республиканская квота составляла 19 школ, в том числе 10 сельских и 9 городских. Таким образом, в республике конкурс составил 1,3 учреждения на одно место по сельским школам и 1,8 – по г. Владикавказу, то есть активность городских школ была несколько выше.

Эксперты отметили, что каждая школа – участник конкурса – представляет собой уникальное образовательное учреждение. Так, например, среди участников и победителей конкурса есть школы, имеющие как столетнюю историю, так и достаточно молодые. Владикавказская ордена «Знак Почета» гимназия № 5 им. А.В. Луначарского, в 2005 г. отметившая свое 125-летие, является старейшим учебным заведением Северного Кавказа. Несмотря на богатую историю (ее в разное время заканчивали Е.Б. Вахтангов, В.А. Гергиев и другие), устойчивые традиции, здесь активно внедряют новации в сфере управления, привлекая к участию в делах гимназии социальных партнеров, среди которых достаточно много выпускников разных лет. В конкурсных документах достаточно ярко представлена уникальность гимназии и намечены пути ее дальнейшего развития в новых условиях.

Средняя общеобразовательная (многопрофильная) школа № 44 им. В.Кудзоева г. Владикавказа позиционирует себя как инновационное образовательное учреждение, реализующее предпрофильную подготовку и профильное обучение школьников на основе использования современных образовательных технологий. Научно-методическую поддержку инновационной деятельности учителей оказывают кафедры школы: развивающего обучения, предпрофильной подготовки, профильного обучения, методики и педагогики, психологии, кафедра работы с научным обществом учащихся и вузами.

Был отмечен и такой положительный эффект конкурса, как развитие хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и расширение перечня используемых новых образовательных технологий. Анализ проектов смет расходов президентского гранта показал, что практически во всех из них предусмотрены расходы на повышение квалификации учителей по актуальным проблемам школьного образования в ведущих научно-образовательных учреждениях Москвы и России.

Экспертами, проводившими мониторинг, отмечаются заинтересованность и высокая мотивация участия в конкурсе практически всех его организаторов и участников. Так, по словам З.Бургаловой, зампредседателя муниципальной конкурсной комиссии Правобережного района, в педагогической среде района, несмотря на трагические события начала сентября 2004 г. (захват террористами школы № 1 г. Беслана), наблюдается высокая степень доверия к нацпроекту. Две школы г. Беслана приняли участие в конкурсе и стали его победителями. Несмотря на огромное горе, которое до сих пор жители Беслана не могут забыть, велика степень доверия к системе образования.

Сбор информации в части конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей осуществлялся посредством изучения нормативно-правовых документов, пакета документов претендентов конкурса, знакомства с системой информационного сопровождения, бесед с представителями гражданских институтов, осуществляющих экспертизу конкурсных документов, с членами конкурсной комиссии, администраций общеобразовательных учреждений, членами педагогических коллективов и учителями-победителями при непосредственных выездах в ряд общеобразовательных учреждений.

Экспертам были представлены материалы победителей конкурса. Они ознакомились с конкурсными материалами и пришли к выводу, что у общего образования Северной Осетии достаточно прочный потенциал. Здесь сильный педагогический корпус, много творческих и инициативных учителей. Что ж, такая независимая оценка дает повод для оптимизма.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©