20 - 26 сентября 2006   № 34(1836) Издается с 1990 г.
БЕНЗИНОВАЯ ЛИХОРАДКА
Цены на бензин опять будут заморожены
Чтобы уложиться в прогноз по инфляции, Правительству в очередной раз пришлось договариваться с нефтяниками о замораживании цен на нефтепродукты до конца года. На такой шаг Правительству пришлось пойти после того, как за 8 месяцев 2006 года инфляция достигла уровня более 7 процентов, разрушив последние надежды кабинета министров вписаться в ранее заложенные 9 процентов.

Всплеск летней инфляции явился следствием окончания в июле текущего года моратория на рост цен на нефтепродукты. После того как оковы обязательств нефтяников перед Правительством пали, цены резко пошли вверх. Ускоренными темпами бензин начал дорожать с середины лета. Так, только за последнюю неделю июля цены на бензин выросли на 0,9 процентов. Тогда же появились прогнозы, что пик роста цен на бензин и дизельное топливо в России придется на сентябрь, а цена марки Аи-95 превысила 20 рублей за литр.

В августе вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что цены будут расти, на что незамедлительно отреагировали в Правительстве. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) даже пообещала провести на топливном рынке антикартельные расследования с целью пресечения бензиновых сговоров. После чего цены на бензин выросли еще почти на 2 процента, что в несколько раз превысило показатели июля. За первое полугодие 2006 года средняя стоимость бензина возросла почти на 5 процентов. Однако в конце августа 2006 года цены на топливо стабилизировались, главным образом, по причине изменения конъюнктуры на мировых рынках «черного золота», а не по доброй воле российских нефтяников. Правительство поспешило заверить, что рост цен на бензин в целом по году не превысит запланированного уровня инфляции, то есть 9 процентов. Причем эта цифра уже подверглась многократной критике, так как имеются серьезные сомнения в достижимости прогноза.

Несмотря на то, что многие эксперты склоняются к мнению, что причиной инфляции в стране служит вовсе не повышение цен на бензин, а стремительно растущая денежная масса, председатель Правительства Михаил Фрадков считает иначе. Фрадков напрямую связывает ускоренные темпы роста инфляции с ростом цен на нефтепродукты, кроме того, он получил соответствующее поручение Президента взять под личный контроль ситуацию на рынке горючего.

Ситуация на рынке нефтепродуктов принудила Правительство уже не в первый раз сесть за стол переговоров с нефтяниками. Накануне совещания с нефтяниками министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в ходе рабочей встречи с Президентом пожаловался Владимиру Путину на безудержный рост цен на бензин и дизельное топливо. Он рассказал Президенту о том, что рост цен на бензин уже составил около 20 процентов, на дизельное топливо – 10 процентов. По его словам, в разгар уборочной кампании такие действия нефтяников недопустимы и губительны для российского агропромышленного комплекса. Как и ожидалось, по итогам совещания было принято решение об очередном замораживании цен на нефтепродукты. При этом Греф даже пообещал, что цены не только будут заморожены, а возможно, и немного снизятся. Однако нефтяники скорее всего, как и год назад, компенсируют свои потери повышением цен на другие виды топлива, например на мазут.

Весьма примечательно, что Правительство явно неудачно выбрало время для переговоров. В последнее время мировые цены на нефть падают, при этом стоимость нефтепродуктов уже понизилась примерно на 20 процентов. Пока нет серьезных опасений в том, что цены снова начнут расти. В итоге получится, что «добрые» нефтяники, которые «переживают» о состоянии экономики в стране, заморозят цены на пике их роста, обеспечив более высокую прибыль на фоне снижения мировых цен на нефть. Надо сказать, весьма оригинальный подход.

Конечно, объективности ради стоит отметить, что нефтяники ведут себя так не от хорошей жизни. На отрасль ложится серьезное налоговое бремя. Сейчас налоги на объемы нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке, привязаны к мировым ценам на нефть. В итоге высокая налоговая нагрузка существенным образом влияет на рентабельность бизнеса. А капитал всегда идет туда, где рентабельность выше. Нефтяники не один год подряд предлагают Правительству снизить налоги в отрасли и обещают, что если им будут даны налоговые послабления, они обязуются наращивать объемы инвестиций как в сфере добычи, так и в сфере переработки нефти. Однако все инициативы по снижению налоговой нагрузки на отрасль пока продвигаются очень медленно. Хотя Правительство и приняло решение о дифференцировании ставки налога на добычу полезных ископаемых, в зависимости от степени выработки месторождений.

Правительство уже взяло в привычку договариваться с нефтяниками о сдерживании цен на нефтепродукты. Однако если это происходит каждый год, то возникают некие сомнения в компетентности и профессионализме чиновников. Может, тогда вообще проще регулировать цены на нефть и нефтепродукты подобно тарифам естественных монополий? Ведь России, стремящейся казаться страной с рыночной экономикой, развитой конкуренцией, открытым и прозрачным рынком, такие эксперименты явно не пойдут на пользу. Поэтому еще одной надеждой Правительства может стать создание института биржевой торговли нефтепродуктами.

Не секрет, что рынки нефтепродуктов предельно монополизированы, да к тому же территориально разделены между крупнейшими вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКАМИ), которые пытаются по мере сил душить любые проявления здоровой конкуренции. В итоге независимые поставщики могут столкнуться с тем, что цена на оптовом рынке нефтепродуктов, например, выше, чем на розничном. Глава ФАС Игорь Артемьев надеется, что с созданием биржи нефтепродуктов этой осенью удастся переломить ситуацию в лучшую сторону.

В качестве альтернативы бензину могут выступать более дешевые и экологичные сжиженный газ или дизельное топливо. При этом уже сейчас в Москве появились автомобили с гибридными электро-бензиновыми двигателями, разработанными в Стране восходящего солнца. В результате расход топлива у навороченного джипа меньше, чем у вазовской «десятки». И пока отечественный автопром пытается выпускать автомобили, которые хотя бы не глохнут на перекрестках, новые сберегающие технологии становятся все более массовыми. Если лидеры мирового автопрома снизят расход топлива в 3 - 4 раза, то ситуацию с мировыми ценами на нефть предсказать будет несложно. А заодно и ситуацию с российским бюджетом, Стабфондом и экономическим ростом вообще.




 
ЭНЕРГИЯ ОПТОМ
Комитет по стратегии и реформированию РАО «ЕЭС России» решил предложить продать значительную часть генерирующих компаний сразу и оптом. Это должно не только облегчить работу сотрудникам РАО, но и ускорить явно забуксовавшую реформу энергетики.

Автор - Алексей Ульянов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©