20 - 26 сентября 2006   № 34(1836) Издается с 1990 г.
ПЕЧАЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
В Государственном Историческом музее открылась выставка, приуроченная к празднованию 45-летия архиерейского служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святительство Патриарха выпало на сложное переломное время XX и XXI века. И принесло свои священные плоды.

«Церковь несет великое имя святой Руси», - сказал Патриарх Алексий II на открытии выставки. И это действительно так. У каждого патриарха есть свои преемники, которые верой и правдой боролись за мирную и праведную жизнь в России. Прошли тяжелые годы распада страны, смуты и гонений на Церковь. Изменилось нравственное состояние народа. Ныне увеличилось не только число духовных учреждений, православных школ, кружков. У людей появилось новое отношение к храмам и священнослужителям. Наверное, поэтому на открытие экспозиции пришло столько желающих, что сразу все попасть не смогли. Притягательным оказалось не только посещение выставки Святейшим Патриархом Алексием II, но и желание узнать как можно больше об этом человеке, а также об истории патриаршества на Руси. Тем более, что почти все 170 экспонатов представлены широкому кругу посетителей впервые.

Редкие документы и автографы, фотографии патриархов, их портреты, личные вещи, иконы, облачения, - все они рассказывают о трудном пути, который был уготован как Святителю Тихону, первому Патриарху Нового времени, так и другим. Центральное место в экспозиции занимает интронизационное облачение Патриарха Алексия II – митра, панагия и крест, а также главный символ Патриарха всея Руси – белый куколь с образами серафимов – ангелов, стоящих ближе всего к Богу.

… Патриарх родился в феврале 1929 года в Таллине. В крещении мальчику было дано имя в честь Алексия, человека Божия. Его отец Михаил Александрович Ридигер, уроженец Санкт-Петербурга, в тяжелое революционное время вместе с родителями эмигрировал в Эстонию. Уже после рождения сына Михаил Александрович принял священнический сан.

В 1946 году семнадцатилетний Алексей успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградскую Духовную семинарию, но не был принят по возрасту. Зато в следующем году сразу поступил в 3-й класс. По окончании семинарии стал студентом Духовной академии и, приняв сан, начал пастырское служение в Эстонии: сначала диакон, потом настоятель Богоявленского храма г. Йыхви, потом настоятель Успенского собора г. Тарту… Собор требовал срочного ремонта, средств не было, и тогда отец Алексий решил поехать в Москву, в Патриархию и попросить о финансовой помощи. Так состоялась первая встреча Патриарха Алексия I со священником Алексием Ридигером, через несколько лет ставшим управляющим делами Московской Патриархии и главным помощником Патриарха...

В 1958 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея, 30 марта назначен благочинным Тарту-Вильяндисского округа Таллинской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Он совершал богослужения в русских приходах на церковно-славянском языке, в эстонских – на эстонском, которым он владеет свободно. В это время начал собирать материал для своей будущей докторской диссертации «История Православия в Эстонии», работа над которой шла в течение многих лет.

Еще при жизни матери протоирей Алексий думал о принятии монашеского пострига, после смерти ее это решение стало окончательным. 3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре совершился монашеский постриг отца Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского. Продолжая служить в Тарту и оставаясь благочинным, отец Алексий не афишировал принятие им монашества и, по его словам, «просто стал служить в черной камилавке».

В это время начались новые гонения на Церковь, и для ее защиты и управления необходимы были молодые епископы. Мнение об отце Алексии уже сложилось у высшего церковного руководства, его приглашали сопровождать иностранные делегации в поездках по России. А в августе 1961 года он стал епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. Первые годы служения почти все силы уходили на противостояние атеистической агрессии, на спасение храмов и святынь. Благодаря его усилиям удалось спасти от закрытия Пюхтицкий женский монастырь, а также таллинского Александро-Невского собора и 36 приходов.

Сохранились документы, характеризующие положение Православия в Эстонии. Так, за Литургией в Александро-Невском соборе на праздновании Входа Господня в Иерусалим 11 апреля 1971 года Владыка причастил около 500 человек. Эти записи говорят о большой активности верующих, большую роль сыграло знание епископом Алексием эстонского языка и умение проповедовать.

Конечно, все было не просто в церковной жизни священнослужителя Алексия, но борьба за то, чтобы Церковь стала духовной опорой общества, чтобы не было постоянных давлений на нее со стороны государства, со временем принесла свои плоды. Поместный Собор 1990 года был первым Собором в послевоенный период, проходивший без вмешательства Совета по делам религий.

А 10 июня 1990 года в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха Алексия II. В экспозиции выставки представлены редкие фотографии, личные вещи, награды Патриарха, богослужебные предметы, которые сопровождают всю его жизнь. Многие из них уже можно назвать памятниками церковной истории.

(По материалам музейных документов).


 
ЭПАТАЖ ПО ПРИНЦИПУ «ДОМИНО»
Известно, что Большой и Мариинский считаются лучшими оперными театрами страны. Но в последнее время конкурс между ними не назовешь творческим, он стал чем-то вроде бега с препятствиями. Зачем и почему?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©