06 - 12 сентября 2006   № 31(1833) Издается с 1990 г.
«МУЛЯ, НЕ НЕРВИРУЙ МЕНЯ»
Спустя 110 лет со дня рождения легендарной актрисы Фаины Раневской о ней вспоминали по-разному. Одни называют ее грубой и вульгарной, другие ценят за юмор и сарказм, а третьи преклоняются перед ее лицедейством. Но все сходятся в одном – Фаина Раневская была очень одинокой и очень талантливой. Во всяком случае, ее потешные истории рассказывают в театральном мире до сих пор. И не устают смеяться.

Судьба ее сложилась не просто. Очень хотелось молодой Раневской учиться на актрису, но ее, нескладную и робкую, никуда не брали. И специального образования у нее не было. Московский Художественный театр стал ее первым учителем. В провинции, правда, ей больше повезло. Она сыграла более 200 ролей, многие из которых сделали ее знаменитой. Чего только стоят гоголевская сваха, чеховские героини сатирического плана, комические старухи в постановках по Островскому. А вот более благотворный московский период творчества Фаины Георгиевны начался в 1931-м ролью Зинки из «Патетической сонаты» Н.Кулиша, поставленной Таировым в Камерном театре. Образ проститутки, тоскующей о лучшей жизни, был благодатным материалом для актрисы, нашедшей в нем точное психологическое соотношение внешнего облика с динамикой внутренней жизни героини.

Ее заметили и пригласили в кино. Дебютом стала роль госпожи Лазо в фильме «Пышка» режиссера Михаила Ромма. Фильм был немой, и характер своей героини актриса передавала через выразительную мимику и пластику, сумев создать неподражаемый образ. Потом в кино у нее преобладали комические роли, в которых ее фантазия, умение видеть и запечатлевать смешное не знали равных. В картине «Подкидыш» фраза, придуманная Раневской на съемках, «Муля, не нервируй меня», стала крылатой, и многие годы она преследовала актрису. Окружающим было смешно, а ей грустно. Она считала, что дело не во фразе, а в характере героини и довольно грустной, а не смешной истории, возможно, вырванной из книги ее жизни. Часто она играла в эпизодах, но заслоняла своей ролью все содержание фильма. Сама говорила, что «сняться в плохом фильме - все равно, что плюнуть в вечность».

Зрители любили актрису и в фильмах, и на сцене. Но далеко не каждый был готов оценить ее редкий юмор. Однажды в театре им. Моссовета с успехом шел спектакль «Дальше - тишина». Главную роль играла уже немолодая Фаина Георгиевна. После спектакля к ней подошел зритель и спросил: » Простите за нескромный вопрос, сколько вам лет?» «В субботу будет 115», - тут же ответила актриса.

Поклонник обмер от восторга и сказал: «В такие годы и так играть!»

Играла она всегда удивительно, и хотя лучшими ее ролями называют Вассу («Васса Железнова», Берди («Лисички»), Маньку-спекулянтку («Шторм»), Бабушку («Деревья умирают стоя), Этель Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), однако и в эпизодах ее исполнение также божественно. Талант проложил ей дорогу в искусство, талант помог ей и в жизни стать неподражаемой. Мимо нее и случайно брошенного ею слова нельзя было пройти равнодушно. Можно ее любить или не любить, но забыть нельзя.




 
ЗАГЛЯНИ В ГЛАЗА ПАМЯТНИКУ
В Нижнем Новгороде подготовлена концепция «сохранения объектов культурного наследия области», которая предполагает десять видов «борьбы» с памятниками. В частности, их будут продавать частным владельцам или сдавать в аренду. Свежая новость, не правда ли? Неужели и другие города России последуют столь «новаторской» идее?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©