07 - 13 июня 2006   № (21)1823 Издается с 1990 г.
Чему научит школа
8 июня в Москве открывается VIII съезд Российского союза ректоров, возглавляемый ректором Московского государственного университета имени Ломоносова Виктором Садовничим. Его участники намерены обсудить вопросы развития базовых принципов образования – доступность, качество и повышение конкурентоспособности, а также ход реализации национального проекта в области образования.

Ожидается, что в работе съезда примет участие около 2 тысяч человек. Среди них руководители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, ректоры высших учебных заведений России и ведущих университетов Европы, Азии и Америки, представители академического сообщества, включая Президента и членов Президиума РАН, отраслевых научных академий, государственные и общественные деятели, представители деловых кругов, молодежных объединений. В связи с тем, что формирование единого гуманитарного и образовательного пространства приобретает все большее значение, на VIII съезд Российского союза ректоров впервые приглашена представительная делегация глав национальных университетов стран СНГ.

По сообщению пресс-службы Российского союза ректоров, в ходе пленарных заседаний и на секциях разговор зайдет о том, как активизировать взаимодействие вузов с представителями бизнес-сообщества, а также интеграцию образования и науки с инновационно-ориентированным производством. Ректоры выскажутся по поводу законодательных инициатив, направленных на изменение действующей структуры руководящих органов вузов и на изменение правового статуса учебных заведений. Будут выработаны предложения по модернизации нормативно-правовой базы в области образования и молодежной политики.

Впрочем, каким будет мнение руководителей вузов по ключевым вопросам реформирования отечественной системы образования, можно с уверенностью сказать уже сегодня. Так, 88,4% участников интерактивного голосования, проводимого на сайте Российского союза ректоров, сочли целесообразным развивать систему приема в институты и университеты на основе принципа многовариантности посредством использования результатов традиционных вступительных испытаний, олимпиад и профессиональных конкурсов, а также Единого государственного экзамена. А 89,3% респондентов не согласились с законодательными инициативами, направленными на перевод высших учебных заведений в иные организационно-правовые формы (автономные учреждения, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации).

Мнение общества

Об образовании сегодня говорится много. Как подчеркнул на днях в ходе беседы с руководителями ведущих информационных агентств стран «Группы восьми» Президент РФ Владимир Путин, в ходе запланированной на июль встречи глав государств «восьмерки» по предложению России акцент будет сделан на трех пунктах: глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование. «Выбор этих приоритетов связан с тем, что уже в ближайшем будущем решение этих проблем, этих вопросов могло бы поднять качество жизни миллионов людей, а в целом – придать устойчивость и наступательный характер развитию всей человеческой цивилизации», - отметил Владимир Путин.

О проблемах образования говорится в каждом третьем письме, поступающем в адрес Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан. Наибольший интерес у людей вызывает профильный национальный проект. Принципиально важным признается участие общественности в управлении образованием, что должно способствовать развитию гражданского общества. Однако подобный подход, декларируемый Министерством образования и науки РФ, на деле соблюдается далеко не везде. Вот что пишут из Омска: «В нашем регионе объявлено, что отбирать претендентов на гранты будут общественные советы. Но на самом деле отбором занимаются только чиновники разного уровня. Причем делается это келейно, о критериях педагогическая общественность не осведомлена. Значит, не исключены, как раньше говорили, и волюнтаристские решения».

Еще одна тема - дефицит учительских кадров. Во многих регионах страны, судя по почте, это ощущается даже по базовым предметам. Ситуацию нивелирует лишь то, что многие учителя работают с перегрузкой. Почти половина сельских преподавателей не имеет высшего образования. За последние семь лет количество студентов в стране увеличилось в два раза, а количество преподавателей вузов, кандидатов наук, всего на 4%. Учитывая, что по данным того же Министерства образования и науки РФ, более четверти выпускников вузов и около трети учреждений среднего специального образования не трудоустраиваются по специальности. «Зачем тратить деньги на невостребованных специалистов?», - задаются вопросом сами учителя.

Волнует людей и доступность образования в прямом смысле этого слова. Так, реструктуризация сельских школ привела к тому, что только с 2000 по 2004 год закрыто около 3,5 тысячи этих учебных заведений. Понятно, что содержание малокомплектных учебных заведений дорого обходится государству, и такие расходы нужно оптимизировать. Однако, как сообщают авторы писем Президенту РФ, эта работа проводится непродуманно и поспешно. Зачастую даже в европейской части России ученикам приходится добираться до школы, преодолевая многие километры. Нередко их не обеспечивают автотранспортом. Не хватает и мест в интернатах. Это может привести к серьезным социальным издержкам, поскольку малограмотный человек в конечном счете обойдется обществу дороже, чем сокращение расходов на содержание сельских школ.

Экспертные оценки

Как можно судить, государственная политика в сфере образования вызывает вопросы у многих, будь то изменения, касающиеся начальной школы, будь то реформа высших учебных заведений. В первую очередь, это касается молодежи. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2002 году в России проживало 29 миллионов граждан в возрасте от 15 до 25 лет. По имеющимся прогнозам, к 2015 году их станет всего 18 миллионов человек. Учитывая, что наше общество стремительно стареет, уже в будущем на плечи молодежи выпадет нелегкая доля стать основным трудовым ресурсом страны, обеспечивая выплаты пенсий своим родителям. На одной «сырьевой экономике» не вытянешь, а для развития высокотехнологичного производства требуется соответствующий образовательный уровень.

Однако по многим вопросам консенсус пока не найден, хотя попытки выработать приемлемое для всех сторон решение ведутся интенсивно. Но, видимо, есть такие структурные противоречия, без преодоления которых двигаться вперед представляется маловозможным. Рассмотрим, например, волнующие ректоров планы замены вступительных экзаменов в вузы исключительно конкурсом по результатам ЕГЭ.

Модель проверки успеваемости посредством тестирования знаний активно внедряется в российские школы. Учитывая, что спустя несколько лет призыв на срочную службу в Вооруженные силы России станет по факту массовым, польза от ЕГЭ просматривается очевидная. Сдать вступительные экзамены в университет или институт сразу после школы или год спустя – большая разница. А результаты теста и через пять лет не изменятся. Но поступить мало, вуз надо еще и окончить. Ввиду того, что в российских университетах и институтах успеваемость по-прежнему проверяют в конце семестра в ходе сдачи экзаменов и зачетов, многие эксперты высказывают обоснованные опасения, что привыкшие к тестированию студенты начальных курсов начнут массово «заваливать» сессии.

Школьники поступают учиться в вузы сегодня, но вопрос, что будет с ними через пять лет по окончании учебного заведения. Ведь, как на днях заявил тот же министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, есть ряд специальностей, по которым студентов обучается больше, чем требует рынок. Получается, что за счет бюджета мы плодим потенциальных дипломированных безработных. Тем более что многие абитуриенты идут в вуз вовсе не за знаниями. Мотивом для поступления становится желание откосить от армии, получить абстрактный диплом, который можно кому-либо предъявить.

А коммерциализация образования приводит к тому, что в вузы легче пробиться не тому школьнику, который лучше знает предмет, а тому, у кого толстый кошелек или «блатные» родители. Нетрудно представить, что будет с Россией, когда такой вчерашний студент придет управлять атомной станцией или регулировать движением поездов – катастрофы гарантированы. Как сделать, чтобы рыночные реформы совмещались с жестким контролем как приема в вузы, так и хода последующего обучения?

Вот и получается пока, что число институтов и университетов в стране растет, а профессионалов мало. Насколько известно, в российской армии в ближайшее время должны появиться учебные центры для солдат, причем обучать там будут и по гражданским специальностям. Но поможет ли это решить проблему дефицита квалифицированных рабочих со средним и среднеспециальным образованием, которых сегодня днем с огнем не найдешь. Как бы не пришлось нам через пару лет завозить в страну сварщиков и слесарей из-за рубежа. Так какие должны быть стимулы, чтобы отечественные школьники пошли в ПТУ и техникумы – только лишь материальные? Или стоит подумать над тем, как вернуть престиж рабочей профессии?

Вероятно, по этим и многим другим вопросам впереди нас ждет еще немало дискуссий. В том числе – и в ходе VIII съезда Российского союза ректоров. Судя по предварительным «информационным пристрелкам», позиции руководителей высшей школы значительно расходятся с планами Министерства образования и науки. Главное, чтобы требуемые изменения не превратились по извечной традиции в реформы ради реформ. Остальное можно пережить.




 
Человек и стихия
Почитать газеты, так мы живем в век небывалого буйства природы. Международный банк данных стихийных бедствий насчитал за 2005 год более 480 природных катаклизмов. 73 тысячи жизней унесло землетрясение в Пакистане, полторы тысячи – разоривший Гватемалу ураган «Стэн», печально знаменитая «Катрина» убила около 1300 человек. Общий ущерб за один только прошлый год, который понесло человечество, превысил 155 миллиардов долларов.

Автор - Станислав Стремидловский
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©