24 - 30 мая 2006   № (18)1820-1821 Издается с 1990 г.
Встреча с Валдайским разломом
Любое путешествие, особенно по своей стране, это процесс познания, в том числе самих себя, процесс, который преображает , приносит новые идеи, позволяет взглянуть на окружающий мир иными глазами. Путешествие – это еще и романтика, встречи с новыми интересными людьми. В экспедиции «РВ» по Тверской области все эти элементы присутствовали. Только сама идея такой поездки зародилась в Москве, исходя из многих серьезных обстоятельств.

Необходимая вводная

Скажем сразу, мы никогда серьезно не воспринимали вероятность того, что после развала Советского Союза России, как правопреемнице этого государства, будет угрожать такой же процесс. Настораживала только настойчивость, с которой на Западе говорили о распаде России.

Недавно, например, появились сообщения со ссылкой на экспертов ЦРУ о том, что к 2015 году Россия может развалиться на 6 – 8 государств. Это говорится в докладе о прогнозах развития мира на ближайшие 10 лет. Причиной распада страны, по мнению этих экспертов, может стать падение цен на нефть при «усугубляющемся снижении человеческого, научного и технологического потенциала». Новые государства будут поделены на сферы экономического влияния США, Евросоюза, Китая и Японии.

Откровенный плагиат, подумали мы, поскольку чуть ранее, в 2001 году, то ли историк, то ли астролог Григорий Кваша заявлял, что Россия, «находясь в четвертой имперской фазе, в 2025 году разделится на 10 русских государств» (см. Г.С. Кваша. Принципы истории. Москва, 2001 г., стр. 121). В 2005 году появились любопытные данные опросов россиян, проведенные ФОМ. Выяснилось, что 30 процентов опрошенных верят в реальность распада России, 32 процента считают, что она незначительна, но все же существует, и лишь каждый пятый россиянин уверен, что целостности страны ничто не угрожает. По мнению трети участников опроса, российские власти недооценивают эту угрозу (35 процентов), 25 процентов уверены, что ее масштабы оцениваются правильно, и лишь немногие (8 процентов) считают, что она преувеличивается. Если говорить о предпосылках дезинтеграционных процессов, то большинство россиян (52 процента) действительно считают, что в обществе существуют острые проблемы и противоречия, которые могут через какое-то время привести к распаду России. Главными среди таких взрывоопасных проблем участники опроса называют социальное неравенство, региональные различия в уровне жизни населения и низкий уровень жизни в целом, а также безработицу и межнациональную рознь.

На вброшенную идею вынуждена была реагировать власть. Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что «угроза распада страны исключена» и что за последние четыре года в России «очень много сделано по укреплению вертикали власти», а законодательные акты субъектов федерации приведены в соответствие с российской Конституцией. Отреагировал и Президент Владимир Путин. Отвечая в интервью нидерландскому телеканалу «Недерланд 1» и газете «НРЦ Хандельсблатт» на вопрос, часто ли ему приходится просыпаться ночью при мысли, что Россия может распасться, Президент РФ сказал: «Никогда не просыпаюсь с такой мыслью. Я ее полностью исключаю».

Тем не менее идея распада России уже превратилась в аргумент большой политики. В марте нынешнего года неожиданно для многих россиян прозвучало интервью тогдашнего первого замминистра иностранных дел Украины Антона Бутейко. Он обвинил Россию в недружественной политике и утверждает, что РФ распадется. «Все империи распадаются, как это было с Римской империей, - пояснял замминистра. - Поэтому российская империя тоже распадется, но еще не скоро».

И в данном случае мы считали, что речь идет о конъюнктурном политическом заявлении, учитывая непростые отношения, складывающиеся между Россией и Украиной. Но, как говорят, дыма без огня не бывает. Было очевидно, что все рассуждения о распаде России родились не на пустом месте. После того, как Борис Ельцин призвал «брать суверенитета столько, сколько сможете», страна действительно оказалась буквально в одном шаге от пропасти развала. Последствия такой политики быстро ощутили субъекты федерации: истинное значение данного процесса состояло в том, что тогда фактически государство перестало быть единым, общим не только для заявляющих об этом открыто сепаратистов из республик, но и для русских людей, живущих вдалеке от Москвы, Петербурга и еще, может быть, нескольких городов. В таких условиях регионам ничего не остается, как действительно самим находить выход из тяжелейшей ситуации, и далеко не всегда в этом поиске брались в расчет интересы России в целом. Многие края и области, почувствовав угрозу изоляции и неизбежного социально-экономического хаоса, решили вступить на путь самостоятельного принятия решений на уровне государственной ответственности. Следует подчеркнуть, что инициатива такого рода стала исходить и от тех областей, которые ранее добросовестно держались вековой традиции: сначала для Державы, потом для себя. Это - русское Поволжье, Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Их претензии на самостоятельность , иногда в шокирующей форме, как, например, провозглашение Уральской республики, проистекали вовсе не из стремления к самостийности, а из насущных и вечных обязанностей властей создать нормальные условия для народа. Так рождался так называемый региональный патриотизм, подменявший у населения категории общегосударственного мышления. Но мало кто из нас подозревал, что генезис распада затронул и исконно историческую, некогда пассионарную часть России.

Нам в руки попало заявление некоего Сергея Филатова, опубликованное в апреле нынешнего года в Russia Review. В нем, в частности, говорится: «Освобождение России от тоталитарных пут в конце 80-х гг. пробудило и возрождение задавленных местных культурных и политических традиций, регионального самосознания. Религиозные традиции отдельных регионов также имеют серьезные различия. И наиболее интересным, учитывая его историческую судьбу, в этом отношении для исследователя является Великий Новгород. Новгородчина - одна из древнейших областей распространения христианства на Руси. Епархия была создана еще в 992 году, когда в Новгород пришел первый епископ - Иоаким Корсунянин. Новгородская земля богата своими церковными традициями, древней иконописью и храмовой архитектурой. В новгородской епархии подвизалось множество (более ста канонизированных) святых - от преподобных до мучеников и благоверных князей, в земле Новгородской просиявших. Новгород обладал не только своей историей святости, но и своей богослужебной традицией, восходящей к иерусалимскому уставу. Постоянные, на протяжении всей истории Новгородской республики, контакты с Западом сделали новгородцев более открытыми к представителям западной культуры и более терпимыми и восприимчивыми по отношению к инославным конфессиям, чем жителей центральной России. Среди наиболее почитаемых новгородских святых присутствует несколько выходцев из западноевропейских стран. Конечной целью мы ставим образование Республики Северная Русь в исторических границах Новгородской республики и призываем всех заинтересованных граждан (вне зависимости от национальности и политических убеждений) и организации примкнуть к нашему освободительному движению».

Посмотрели мы на карту средневековой Новгородской республики, и волосы зашевелились, ведь речь идет практически о всем северо-востоке России, включая часть бывшего Тверского княжества. Так и родилась идея экспедиции «РВ». Но сначала мы достали современные туристические путеводители по этому краю, чтобы не заплутать в «тверских лесах». И опять намеки. Прекрасно изданный путеводитель «Культурно–познавательные маршруты Тверской области» с вступительной статьей губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Отпечатано в России. Автор–составитель С.Л. Грачев. Издательство «Вокруг света». Читаем на стр. 9: «Историки не раз задавались вопросом, как сложилась бы судьба страны, не начни Юрий Московский борьбу против Твери? Стоявшему на перекрестке важнейших торговых путей городу, казалось бы, самой природой уготовано стать столицей новой Руси». А вот цитата из монографии местного краеведа Александра Шиткова: «Россия… Многие продолжали называть страну, возникшую в результате объединения древних русских земель вокруг Москвы, Русью, как повелось со стародавних времен. Иные называли ее Московией, а ее обитателей – московитами. Но все чаще и чаще звучало, постепенно выходя на первый план, и гордое имя Россия». И далее: «XVI век. … многие в России задумывались: а не попытаться ли заменить безумно жестокого царя Грозного? Ведь из царского рода жил и здравствовал не один Иван Четвертый. Двоюродным братом царя был Старицкий князь Владимир Андреевич. Он так же, как и нынешний царь, внук Ивана Третьего, правнук Василия Темного». (См. Александр Шитков «Владимир Старицкий- воевода XVI века.» Тверь, 2005 г, стр. 1)

Бросок в Старицу

Мы выехали в Тверскую область ранним утром. Из истории известно, в 1485 году войско московского великого князя Ивана третьего без боя присоединило Тверское княжество к Московскому царству. Но отношения тогдашних московских правителей с тверскими князьями, а точнее, со старицкими князьями были чрезвычайно сложными. Поэтому мы и направились в Старицу.

Объединитель русских земель Иван Третий незадолго до смерти поделил земли московского княжества между своими детьми. Старица досталась его младшему сыну Андрею, прозванному Старицким. Он сразу приступил к огромной созидательной деятельности, чем вызвал подозрения в его претензиях на великокняжеский престол. «Москали» его устранили. Но его сын Владимир Старицкий стал знаменитым полководцем, возглавил поход на Казань, вел войны с крымским ханом Девлет-Гиреем, участвовал в походе на Полоцк. В 1568 году был назначен командующим русскими войсками в военной компании против турок. Во время болезни Ивана Грозного Старицкого выдвигали кандидатом на царский престол. Потом царь Иван его отравил. Но чтобы соблюсти политический баланс, Иван Грозный выдвинул выходца именно из Старицы на должность первого патриарха всея Руси Иова. Сюда же он был сослан после отстранения от патриаршего престола за то, что выступил против Лжедмитрия Первого.

Вся история взаимоотношений Москвы и Старицы того времени полна загадочными политическими сюжетами. Старицкие князья и потом портили немало крови «москалям», поскольку претендовали на первородство в наследовании русского простела по линии династии Рюриковичей (заговор Старицких). В своей политике они, с одной стороны, ориентировались за Запад: Новгород, Смоленск и далее. С другой - являлись помимо Москвы носителями идеи создания централизованного русского государства с центром в Твери. К тому же задолго до знаменитого Куликова поля (1380 год) дали успешный бой Орде в 1317 году около деревни Ботенево. Если бы не ловкость, умение плести политические интриги, деньги, победа Москвы в деле объединения русских земель стояла бы под большим вопросом. Одним словом, местным краеведам, историкам есть на чем воспитывать историческое сознание тверяков, говорить о первородности региона в создании российского государства, рассуждать о разных альтернативных исторических вариантах. Из этой песни слов не выбросишь, только в складывающемся политическом контексте, когда большая история и геополитика сходятся на одном перекрестке, это приобретает уже качественно иное звучание. Эта формула может при определенных обстоятельствах выглядеть таким образом: «патриотическая» Тверь, «демократический» Новгород» плюс «европейский» Смоленск в противовес нынешней космополитической «Московии», бывшей союзницы Орды. Так появляется солидный исторический компромат: московские князья всеми способами травили тверских сородичей, особенно их старицкую ветвь. Да и сегодня из Москвы не всегда идут добрые вести.

...С такими размышлениями мы подъезжали к современной Старице. Тишайший городок с размеренной провинциальной жизнью. Крутые зеленые склоны узкой и быстрой здесь Волги, могучий холм древнего городища, где ныне горожане и дачники сажают картошку, Свято–Успенский монастырь, Ильинская церковь по соседству с автовокзалом, реставрируемые Пятницкая, Вознесенская и Никольская церкви. Трудно поверить, что тут бывал на молениях Иван Грозный, что город штурмовали поляки, творилась большая международная политика и решалась судьба государства. На главной площади металлическая невысокая бабулька, которая, по легенде, укрылась в каменоломнях во время ордынского нашествия. Она одна уцелела и положила начало возрождению города. Кто знает, возможно, старицкому вулкану еще предстоит проснуться, и тогда нам придется заговорить об этом городе в совершенно ином тоне.




 
«Кремль-9» + «Российские вести»
Мы рады познакомить читателей «РВ» с первыми материалами будущего проекта, который начинается в 2006 году в рамках творческого сотрудничества нашей газеты и Федеральной службы охраны Российской Федерации. Наша общая задача - показать внутреннюю жизнь одной из ключевых структур, которая отвечает не только за безопасность первых лиц государства, но и являет собой ту символическую часть власти, которую принято называть имиджевой.
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©